В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Актуальность проблемы исследования обусловлена рядом причин. В условиях становления суверенной системы образования особого внимания требует система управления, основанная на единых подходах к созданию условий, обеспечивающих качество образования.
Список литературы
1. Блинникова, А. В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров “Управление персоналом” посредством наставнической деятельности / А. В. Блинникова, М. В. Большедворская, М. В. Кузнецова // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - № 3 (40). - С. 148-161.
2. Волкова, Л. В. Готовность учителей к формированию цифровой грамотности школьников: результаты диагностики / Л. В. Волкова, Ю. С. Волкова // Научно-педагогическое обозрение. - 2023. - № 1 (47). - С. 112-123.
3. Игнатьева, Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность? [Электронный ресурс] / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2 (23). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/804 (дата обращения: 04.04.2025).
4. Концепция проекта “Школа Минпросвещения России” (поддержана Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 08.04.2022 года № ПК-1вн) [Электронный ресурс] // Школа Минпросвещения России. - URL: https://smp.edu.ru/concept (дата обращения: 04.04.2025).
5. Лихолетов, В. В. Педагог и наставник - ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны / В. В. Лихолетов, А. Г. Абдуллин // Интеграция образования. - 2023. - Т. 27. - № 3 (112). - С. 468-489.
6. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования [Электронный ресурс] / Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова, Г. Г. Граник // Science for Education Today. - 2020. - № 5. - С. 28-49. - URL: http://sciforedu.ru/article/4566 (дата обращения: 04.04.2025).
7. Патутина, Н. А. Модель управления наставничеством в педагогическом коллективе: теоретическое обоснование [Электронный ресурс] / Н. А. Патутина, М. А. Ревина // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13. - № 5. - URL: https://esj.today/PDF/40ECVN521.pdf (дата обращения 04.04.2025).
8. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 года № АЗ-1128/08/657 “О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях” [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/350611183 (дата обращения: 04.04.2025).
9. Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий / Г. Ж. Смагулова, Г. Б. Саржанова, Г. К. Тлеужанова, Н. Станчу // Образование и наука. - 2021. - № 23 (6). - С. 216-245.
10. Развитие цифровых компетенций преподавателей профессионального образования и обучения в Сербии и России / Э. Бернс, Э. Сильвеннойнен, В. А. Копнов, Д. Е. Щипанова, Н. Папич-Благоевич, С. Томашевич // Образование и наука. - 2020. - № 22 (9). - С. 174-203.
11. Солдатова, Г. В. Поколение Z в формате многозадачности и вопросы адаптации к цифровой среде / Г. В. Солдатова, А. В. Трифонова // Комплексные исследования человека: психология: Материалы VII Сибирского психологического форума (г. Томск, 28-29 ноября 2017 г.): В 2 ч. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. - Ч. 1. - С. 208-210.
12. Чернышов, С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества / С. А. Чернышов // Образование и наука. - 2021. - № 23 (3). - С. 131-155.
13. Югфельд, Е. А. Анализ функционирования системы наставничества в образовательных организациях региона [Электронный ресурс] / Е. А. Югфельд, Е. Г. Ипатова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN122.pdf (дата обращения: 04.04.2025).
14. Cornelius, V. Implementation and evaluation of a formal academic-peer-mentoring programme in higher education [Electronic resource] / V. Cornelius, L. Wood, J. Lai // Active Learning in Higher Education. - 2016. - Vol. 17. - Issue 3. - Pp. 193-205. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/ (accessed 04.04.2025). DOI: 10.1177/1469787416654796
15. Faculty mentoring: Applying ecological theory to practice at historically Black colleges or universities [Electronic resource] / A. A. Golden, Y. Bogan, L. Brown, O. Onwukwe, S. Stewart // Journal of Human Behavior in the Social Environment. - 2017. - Vol. 27. - Issue 5. - Pp. 487-497. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (accessed 04.04.2025). DOI: 10.1080/10911359.2017.1279097
16. Law, D. D. Student Success: A Literature Review of Faculty to Student Mentoring [Electronic resource] / D. D. Law, K. Hales, D. Busenbark // Journal on Empowering Teaching Excellence. - 2020. - Vol. 4. - Issue 1. - Pp. 22-39. - URL: https://digitalcommons.usu.edu/jete/vol4/iss1/6/ (accessed 04.04.2025).
17. Livingstone, N. Faculty and undergraduate student perceptions of an integrated mentoring approach [Electronic resource] / N. Livingstone, N. Naismith // Active Learning in Higher Education. - 2018. - Vol. 19. - Issue 1. - Pp. 77-92. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/ (accessed 04.04.2025). DOI: 10.1177/1469787417723233
18. McWilliams, E. A. Wake Forest University: Building a Campus-Wide Mentoring Culture [Electronic resource] / Е. А. McWilliams // Metropolitan Universities. - 2017. - Vol. 28. - No. 3. - Pp. 67-79. - URL: https://journals.indianapolis.iu.edu/index.php/muj/article/view/21449 (accessed 04.04.2025).
19. Mentoring Undergraduate Students [Electronic resource] / G. Crisp, V. L. Baker, K. A. Griffin, L. G. Lunsford, M. J. Pifer // ASHE Higher Education Report: Special Issue. - 2017. - Vol. 43. - Issue 1. - Pp. 7-103. - URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/ (accessed 04.04.2025). DOI: 10.1002/aehe.20117
20. Mentorship in the engineering professoriate: exploring the role of social cognitive career theory [Electronic resource] / S. L. Mendez, V. M. Conley, R. S. Keith, C. Haynes, R. Gerhardt // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. - 2017. - Vol. 6. - No. 4. - Pp. 302-316. - URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/ (accessed 04.04.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания внедрения метода Dogme ELT в современную систему преподавания иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение метода Dogme ELT как современного и актуального подхода к обучению, а также выявление его практических преимуществ при интеграции в учебный процесс вуза, в частности, в Югорском государственном университете. Особое внимание уделяется выявлению противоречий между школьной и вузовской языковой подготовкой, а также анализу несоответствия целей и методик преподавания на разных уровнях образования. Уточняется специфика грамматико-переводного метода, широко распространенного в системе общего образования, и обосновываются его ограничения в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов. Выявляются характерные признаки метода Dogme ELT, такие как гибкость, минимизация учебных материалов, ориентация на спонтанную речь и опора на речевой опыт обучающихся в качестве актуальной альтернативы традиционному подходу. Представлены результаты опроса студентов Югорского государственного университета, свидетельствующие о высокой мотивационной и практико-ориентированной эффективности Dogme ELT. В статье делается акцент на целесообразности включения элементов данного метода в образовательную программу вуза для интенсификации речевой активности, повышения учебной автономии студентов и формирования устойчивой заинтересованности в изучении иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Результаты, описанные в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей, методистов, аспирантов, магистрантов, а также для руководителей образовательных программ, стремящихся повысить качество преподавания иностранных языков.
В условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования все большее значение приобретают инновационные педагогические подходы, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются возможности использования цифрового образовательного контента как средства реализации реверсивной тактики преподавания, ориентированной на развитие самостоятельности, критического мышления и коммуникативных навыков студентов. Исследование проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Кузбасского педагогического колледжа и его партнеров. Описаны организационно-методические аспекты внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, а также показано их влияние на развитие всех видов речевой деятельности. Реверсивная тактика деятельности преподавателей педагогического колледжа позволила перенести акцент с передачи знаний на формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированный подход. Преподаватель выступил в роли тьютора и фасилитатора познавательной деятельности обучающихся. Статья демонстрирует, что реверсивная тактика в сочетании с цифровым образовательным контентом становится мощным ресурсом интенсификации обучения и позволяет эффективно решать задачи федерального проекта «Профессионалитет». Особое внимание уделено практической направленности внеаудиторной подготовки и активизации аудиторного взаимодействия. Предложены рекомендации по использованию цифровых платформ и разработке авторских материалов для преподавателей среднего профессионального образования.
В статье раскрываются теоретико-методологические основания формирования технической креативности студентов инженерно-технических направлений подготовки в условиях высшей школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления педагогических подходов в условиях цифровизации, креативной экономики, укрепления национального технологического лидерства и растущих требований к подготовке инженеров нового типа, способных к генерации инновационных технических решений в условиях неопределенности. Автором обоснована позиция, согласно которой формирование технической креативности невозможно в рамках исключительно контентной модели образования и требует создания образовательной среды с признаками самообучающейся организации. Ключевым элементом такой среды выступает саморазвивающаяся университетская лаборатория, представленная как структурно-функциональный модуль, обладающий способностью к выработке и воспроизводству «нового знания», инновационных решений, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности студентов. Представлена модель лаборатории как среды педагогически организованного самообучения, в центре которой находится алгоритм анализа результатов опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. Данный алгоритм рассматривается как дидактический механизм формирования метакомпетенций: рефлексии, проектного мышления, субъектности, способности к переносу и преобразованию знаний. Особое внимание уделено раскрытию организационно-педагогических условий.
Статья посвящена анализу опыта применения цифрового портфеля учителя в педагогической практике студентов. Представлен теоретический обзор понятия «цифровой портфель». Раскрыты функции цифрового портфеля и его педагогический потенциал в условиях цифровизации образования. Акцент сделан на значении цифрового портфеля в формировании профессиональных, рефлексивных и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Особое внимание уделено анализу опыта разработки и апробации цифрового портфеля студентами педагогического вуза в рамках практики. Освещены этапы проектирования индивидуального цифрового портфеля: структурирование разделов, подбор материалов, оформление, интеграция мультимедийного контента, фиксация результатов педагогической деятельности и рефлексии. Отмечены преимущества цифрового портфеля, обозначены трудности, возникающие при его внедрении. Подчеркивается значение цифрового портфеля как инструмента сопровождения профессионального роста студента в период практики. В рамках данного исследования был использован метод опроса для сбора данных о восприятии, опыте и оценке использования цифровых портфелей учителями в школе. По итогам апробации сделан вывод об эффективности цифрового портфеля как средства сопровождения профессионального роста студента, повышения осознанности и вовлеченности в практическую деятельность. Статья может быть полезна преподавателям педагогических вузов, методистам и студентам, осваивающим практико-ориентированные формы подготовки.
В статье представлены результаты третьей Российской психолого-педагогической олимпиады имени О. С. Гребенюка. Олимпиада проводится ежегодно с 2022 года и состоит из трех этапов. Результативность выполнения тестовых заданий школьного этапа возрастает от седьмого к одиннадцатому классу. Творческое задание второго этапа большинство участников выполнили в формате эссе, среди учеников 7-х — 8-х классов востребованным оказался и формат видеоролика. Качество выполнения творческого задания значительно увеличилось по сравнению с показателями прошлых олимпиад, особенно видеороликов и стендовых докладов. На финальном этапе участники также получили более высокие оценки по сравнению с прошлыми олимпиадами. Анализ результатов устного тура позволил обнаружить следующую тенденцию: участники осознают наличие проблем / трудностей и в воспитании подростков, и в обучении старшеклассников, охотно их озвучивают; при этом они продолжают «смотреть» на проблемы / трудности с позиции школьника. Чуть больше половины участников затрудняются сформулировать предложения для взрослых (педагогов / родителей) по воспитанию и обучению школьников-сверстников. У ряда участников определенные трудности вызывает и обоснование своей точки зрения, подбор соответствующих аргументов. Подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде включает не только овладение предметным содержанием, но и целым рядом перспективных компетенций, помогающих школьнику в развитии психологической готовности к профессиональному самоопределению.
В статье рассмотрено, как наборы-конструкторы могут помочь школьникам 7-х — 11-х классов развить инженерное мышление в контексте цифровой экономики и дефицита кадров. Цель работы — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения специализированных наборов-конструкторов как инструмента формирования инженерного мышления у школьников 7-х — 11-х классов. Исследование базируется на деятельностном подходе Л. С. Выготского и принципах междисциплинарного STEAM-образования. В рамках исследования были разработаны три авторских набора-конструктора (планер, беспилотный летательный аппарат типа «летающее крыло» с радиоуправлением и квадрокоптер на платформе Arduino); проведен эксперимент с участием 300 школьников из Калининграда, Казани, Новосибирска. Исследование включало диагностику технического мышления, опросы участников и педагогов. Результаты эксперимента показали значительное повышение мотивации школьников к инженерным профессиям (82 %), существенное развитие технических навыков (рост среднего балла технического мышления на 37 %) и навыков командной работы (улучшение на 45 %). Работа с конструкторами позволяет эффективно интегрировать знания из физики, математики, информатики и дизайна. Предложена модель внедрения, авторских образовательных наборов-конструкторов, учитывающая возрастные особенности и преемственность обучения. Подчеркивается, что практическое проектирование готовит к требованиям цифровой экономики, однако требует методической поддержки педагогов, особенно в области цифровых технологий.
В статье рассматриваются установки старших школьников относительно профессии учителя. Анализируются теоретические подходы к пониманию социальной установки, а также влияние данного феномена на выбор будущей профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня престижа педагогической профессии и компонентов престижности профессии в представлении старшеклассников. На основе полученных данных сделаны выводы, а также описаны региональные меры поддержки, способствующие повышению престижа профессии учителя. Результаты исследования демонстрируют плюрализм мнений, высказанных старшеклассниками. С одной стороны, респонденты признают социальную значимость профессии; с другой — отмечают такие барьеры, как низкий уровень доходов, высокую психологическую нагрузку и повышенную ответственность в отношении своих подопечных. Выводы настоящего исследования соответствуют тенденциям, представленным в результатах, полученных другими исследователями. Практическая значимость исследования заключается в получении актуальных данных об отношении обучающихся психолого-педагогических классов к профессии учителя, которые могут быть использованы в образовательной политике, профориентационной работе и программах развития кадрового потенциала системы образования. Выявленное в результате опроса значительное число ответов респондентов, фиксирующих затруднения в части определения собственных предпочтений или отсутствие четкой позиции, свидетельствует, как полагают авторы, о недостаточности профориентационной работы и одновременно определяет ее перспективные направления.
Издательство
- Издательство
- КОИРО
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- Юр. адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- ФИО
- Зорькина Лилия Алексеевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (401) 2578301