Архив статей журнала
В статье рассматриваются установки старших школьников относительно профессии учителя. Анализируются теоретические подходы к пониманию социальной установки, а также влияние данного феномена на выбор будущей профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня престижа педагогической профессии и компонентов престижности профессии в представлении старшеклассников. На основе полученных данных сделаны выводы, а также описаны региональные меры поддержки, способствующие повышению престижа профессии учителя. Результаты исследования демонстрируют плюрализм мнений, высказанных старшеклассниками. С одной стороны, респонденты признают социальную значимость профессии; с другой — отмечают такие барьеры, как низкий уровень доходов, высокую психологическую нагрузку и повышенную ответственность в отношении своих подопечных. Выводы настоящего исследования соответствуют тенденциям, представленным в результатах, полученных другими исследователями. Практическая значимость исследования заключается в получении актуальных данных об отношении обучающихся психолого-педагогических классов к профессии учителя, которые могут быть использованы в образовательной политике, профориентационной работе и программах развития кадрового потенциала системы образования. Выявленное в результате опроса значительное число ответов респондентов, фиксирующих затруднения в части определения собственных предпочтений или отсутствие четкой позиции, свидетельствует, как полагают авторы, о недостаточности профориентационной работы и одновременно определяет ее перспективные направления.