Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Информатика
Введение. Управление – специфический, очень важный для общества вид деятельности, который осуществляет особая социальная группа управленцев (чиновников, государственных и муниципальных служащих). Для квалифицированного выполнения своих функций управленцы должны иметь специальное образование и опыт работы в системе управления. Возникает некоторое противоречие: с одной стороны, управлять регионами и муниципальными образованиями должны подготовленные люди, с другой – аксиомой является утверждение, что к управлению нужно привлекать население, которое не только не обладает специальными знаниями и в целом плохо информировано по проблемам развития территорий, но и проявляет слабую активность и не организовано. Ответ на эту коллизию лежит в понимании степени приобщения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения
Список литературы
1. Минфин назвал общую численность чиновников в России [Электронный ресурс] // РБК. - 2019. - 23 сент. - URL: https://www.rbc.ru/society/23/09/2019/5d8868bb9a7947414a3753bd (дата обращения: 01.01.2024).
2. Сколько депутатов в России? Подсчитаем их количество [Электронный ресурс] // Рестра - статьи, материалы правовой и общественной тематики. - 2018. - 8 апр. - URL: https://restra.net/single-post/skolko-v-rossii- (дата обращения: 23.01.2024).
3. Байкалов, А.А. Статистический анализ института референдума в РФ / А.А. Байкалов // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 160-161. EDN: RXFAUD
4. Боженов, С.А. Оценка факторов участия населения в общественном самоуправлении: социологический анализ / С.А. Боженов, Е.А. Старостова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 9. - С. 20-25. DOI: 10.24158/spp.2022.9 EDN: SZAFGB
5. Заборова, Е.Н. Управление городом: учеб. пособие / Е.Н. Заборова; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2021. - С. 80-90. EDN: NLAHAB
6. Меретукова И.В., Чернов Ю.И. Специфика оказания электронных государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] // Эпомен. - 2021. - № 65. - С. 197-203. - URL: download/elibrary_47635629_79276711.pdf (дата обращения: 19.01.2024). EDN: PGVQBI
7. Arnstein, S.R. A ladder of citizen participation / S.R. Arnstein // Journal of the American Institute of Planners. - 1969. - Vol. 35, no. 4. - P. 216-224. DOI: 10.1080/01944366908977225
8. Political online participation and its effects: Theory, measurement, and results / D. Friess, T. Escher, K. Gerl, M. Baurmann // Policy & Internet. - 2021. - Vol. 13, no. 3. - P. 345-348. DOI: 10.1002/POI3.270 EDN: RBKOYU
9. Gaber, J. Building “a ladder of citizen participation”: Sherry Arnstein, citizen participation, and model cities /j. Gaber // Journal of the American Planning Association. - 2019. - Vol. 85, no. 3. - P. 188-201. DOI: 10.1080/01944363.2019.1612267
10. Henderson, M. Evaluation framework for assessing e-democracy policy / M. Henderson, F. Hogarth // Encyclopedia of Digital Government. - Hershey, PA: IGI Global, 2011. - P. 790-796. DOI: 10.4018/978-1-59140-789-8.CH120
11. Hooghe, M. Conceptualizing political participation / M. Hooghe, B. Hosch-Dayican, J.W. Van Deth // Acta Politica. - 2014. - Vol. 49, no. 3. - P. 337-348. DOI: 10.1057/AP.2014.7 EDN: GSEWGO
12. Вишневский, Ю.Р. Информационная культура студенческой молодежи: вызовы и пути развития / Ю.Р. Вишневский, Л.Д. Забокрицкая, А.В. Кульминская // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2023. - № 2. - С. 8-24. DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.1 EDN: EWCBUP
13. Василенко, И.А. Особенности формирования концепции “цифрового правительства” в политической науке и перспективы ее реализации в России / И.А. Василенко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 82. - С. 218-244. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10099 EDN: MISEEX
14. Мухаметов, Д.Р. Модели платформ вовлечения граждан для создания в России “умных городов” нового поколения / Д.Р. Мухаметов // Russian Journal of Innovation Economics. - 2020. - № 10(3). - С. 1605-1622. DOI: 10.18334/vinec.10.3.110683 EDN: GUXXWD
15. Бытырева, М.В. Методология оценки эффективности электронного участия граждан в социально-политических процессах / М.В. Бытырева, Е.А. Карагулян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - Т. 15, № 3. - С. 167-183. DOI: 10.15838/esc.2022.3.81.9 EDN: AUYAFG
16. Боброва, Д.Н. Современные технологии в работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Д.Н. Боброва, О.С. Петрова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2021. - № 3. - С. 212-218. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-212-218 EDN: QVRYJN
17. Звонарева, А.Ю. К вопросу организации работы с обращениями граждан / А.Ю. Звонарева // Академическая мысль. - 2020. - № 2 (11). - С. 117-121. EDN: OGFICY
18. Савоськин, А.В. “Обращения граждан” как правовая категория / А.В. Савоськин // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 85-99. DOI: 10.17506/ryipl.2016.17.3.8599 EDN: WZZQAF
19. Федоров, В.И. Эволюция электронного голосования в России: проблемы классификации и периодизации / В.И. Федоров, Д.А. Ежов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 1. - С. 146-162. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-1-1055 EDN: YTMMBO
20. Вагин, В.В. Участие граждан в государственных программах Российской Федерации / В.В. Вагин // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2023. - № 1. - С. 23-26. DOI: 10.18572/2072-4314-2023-1-23-26 EDN: GJAULM
21. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И.Е. Шульга, В.В. Вагин, Г.Н. Хачатрян [и др.]. - М.: Алекс, 2017. - 124 с. EDN: YXFSPL
22. Комаров, А.В. Краудсорсинговые площадки региональных и муниципальных органов власти / А.В. Комаров, О.Е. Соколов // January. Государство и граждане в электронной среде. - 2021. - № 4. - С. 73-85. DOI: 10.17586/2541-979X-2020-4-73-85
23. Рыбакова, С.С. Особенности и проблемы участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти / С.С. Рыбакова // Московский экономический журнал. - 2020. - № 12. - С. 761-775. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10882 EDN: GBWAWJ
24. Anttiroiko, A.-V.Introduction to democratic e-governance / A.-V. Anttiroiko // ETransformation in Governance: New Directions in Government and Politics. - Hershey, PA: IGI Global, 2004. - P. 22-50. 10.4018/9781591401308. CH002. DOI: 10.4018/9781591401308.CH002
25. Чугунов, А.В. Электронное участие в контексте трансформации концепции демократии / А.В. Чугунов // Управленческое консультирование. - 2017. - № 8 (104). - С. 14-20. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-8-14-20 EDN: ZITRLT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориентированном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось. Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности. Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреждения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.
Граффити и стрит-арт - самые живые из современных видов искусства, повсеместно переживающие бум своего развития. В прошлое уходит время, когда их считали лишь проявлением вандализма со стороны уличных хулиганов. Трансформировавшись в одну из городских достопримечательностей, рожденное в уличной среде искусство превращается в один из инструментов создания и продвижения нового туристского продукта, открывая возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. Не может остаться в стороне от этих процессов и Новосибирск, туристский образ которого, как и городская среда, остро нуждается в «реновации». Создание и сохранение действительно оригинальных произведений граффити и стрит-арта может способствовать не только модернизации городского пространства, но и превращению его в объект туристского притяжения. Цель работы - теоретическое исследование перспектив использования объектов граффити и стрит-арт в качестве ресурса развития городского туризма в Новосибирске. Проведенный в ходе исследования SWOT-анализ позволяет сделать вывод: препятствий для развития стрит-арт туризма в Новосибирске пока больше, чем возможностей. Однако подобное положение может измениться в будущем, поскольку потенциал ресурсов для формирования туристского предложения в городе имеется. Сегодня их масштаб ограничен, но с появлением интересного и аутентичного предложения, использующего эти ресурсы, город имеет возможности вырасти в один из центров стрит-арт туризма страны.
Особое место среди источников эмиссии парниковых газов, которые не попадают под обязательную углеродную отчетность, занимают университеты. Относясь к сфере услуг, они отличаются высокой долей косвенных выбросов парниковых газов в совокупном объеме эмиссии по сравнению с отраслями промышленности, где выбросы формируются непосредственно в циклах производства продукции. В статье представлены результаты расчета углеродного следа кампуса Новосибирского государственного университета (НГУ) - объем выбросов парниковых газов в 2021 г. составил 11,4 тыс. т, увеличившись на 20 % относительно предыдущего года. Авторами проанализированы показатели совокупных выбросов парниковых газов в расчете на 1 студента и 1 тыс. м2 площади, проведено сравнение полученных результатов с ведущими отечественными и зарубежными вузами. Обоснованы перспективные направления углеродного регулирования кампуса для сокращения углеродного следа, среди которых выделены меры по повышению энергоэффективности, перевод коммуникаций на альтернативные источники энергии, развитие программ по рециклингу отходов, формированию собственной транспортной стратегии и т. д. Исследование показало, что в России и мире наряду с методикой, рекомендованной МГЭИК, для оценки выбросов парниковых газов университетов широко применяются методические подходы, основанные на качественных показателях. Вместе с тем только количественный подход к расчету углеродного следа университета позволяет дать объективную оценку объема выбросов парниковых газов и разработать стратегию углеродного регулирования университета. Университеты играют большую роль в воспитательном процессе молодого поколения, формируют образ мышления и ответственности перед окружающим миром. Поэтому повышение климатической грамотности целесообразно проводить уже на начальной стадии формирования специалистов.
Рассматриваются возможности криптовалюты как приемлемого финансового инструмента. Цифровизация общественного пространства приводит к необходимости перестройки расчетов, возникающих между заинтересованными сторонами. Ограничения, санкции, вводимые в отношении отдельных участников международного товарообмена, создают условия для развития альтернативных средств расчета, не регулируемых установленными правилами, стандартами, определяемыми международными финансовыми организациями. Альтернативной валютой предлагается считать криптодоллар, а внутри суверенной территории - цифровой рубль. Рассмотрены понятия самой криптовалюты и стейблкоинов. Представлена статистика криптовалюты по странам. Приведены примеры криптодолларов и оценены проблемы, связанные с внедрением цифрового рубля. В статье увязана проблематика расчетов с технологическим разрывом, в котором находится современное постиндустриальное общество. Уточняется связь технологической перестройки финансовых расчетов с рождением нового социально-психологического портрета индивидов, адаптирующихся к цифровой революции, происходящей в обществе. Подчеркнуто место цифровой валюты в новой системе общественных отношений, возникающих в обществе. Изучение данного вопроса связано со снижением рисков переходного периода индивидов к новой системе отношений, определяющих и новое общественное поведение. Уделено внимание требованиям, которые должны быть предъявлены к стандартам управления расчетами в сложившихся мировых условиях. Предложены варианты введения резервной валюты, альтернативной доллару, а также внедрению стандартов финансовой отчетности, учитывающих многополярность развития международных систем расчетов.
Сегодня как никогда успех и конкурентоспособность любого бизнеса зависят от эффективного управления персоналом. «Будут люди - будет бизнес»: уровень безработицы - 2,9 %; индекс отношения активных резюме к вакансиям (hh индекс) - в среднем 3,3; дефицит человеческих ресурсов сопровождается гиперинфляцией предлагаемой заработной платы и ростом текучести персонала. Соискатели, потенциальные сотрудники и особенно молодое поколение, выходящее на рынок труда, все больше обращают внимание на бренд работодателя; совпадение ценностных ориентаций; возможности удовлетворять свои потребности в балансе личной жизни и работы; сочетании классической занятости с гибкой и удаленной работой. Фундаментальная проблема состояния рынка труда направляет менеджеров на поиск внутренних факторов повышения эффективности работы с кандидатами и персоналом: привлечения, удержания и вовлечения в дела предприятия. Актуальным становится вопрос изучения трендов в самой сложной и важной области управления персоналом - совокупном вознаграждении, основой которого являются компенсации и льготы (C&B - Compensation&Benefits). В турбулентном, случайном, хаотичном, враждебном мире (TACI - Turbulent, Accidental, Chaotic, Inimical) область компенсаций и льгот значительно меняется. Набирают популярность применение искусственного интеллекта; адаптация ценностных предложений работодателя под разные целевые аудитории; реализация краткосрочного вознаграждения и долгосрочных программ мотивации; сочетание разнообразных форм занятости; повышенное внимание к благополучию сотрудников, их психологическому здоровью. Все перечисленное можно назвать трендами, их изучение поможет руководителям сформировать для разных категорий кандидатов и персонала актуальную систему совокупного вознаграждения с востребованными компенсациями и льготами.
Большой размер территории и разнообразие географического положения России предопределяет по объективным причинам региональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Вопросы сглаживания таких проблем постоянно находится на «повестке дня» у руководства страны. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 29 февраля 2024 г. особый акцент сделан на снижение пространственных различий в развитии всех сегментов экономики, в том числе и в строительном комплексе. В работе проведен сравнительный анализ состояния строительной отрасли северных регионов России. Актуальность исследования обусловлена значимостью строительства для развития экономики Севера - удовлетворением инвестиционного спроса основных отраслей, в том числе в рамках реализации инфраструктурных и жилищных проектов в условиях санкционного давления и сложных природных условиях хозяйствования. Ранее выявленные тенденции развития стройкомплекса регионов России свидетельствуют о необходимости сравнительной оценки данного вида деятельности. В ходе исследования проведен сбор, обработка показателей деятельности предприятий строительной сферы северных регионов. В результате оценки производительности труда, основных фондов, доли валовой добавленной стоимости в экономике, инвестиции в основной капитал выявлена значительная пространственная дифференциация в строительстве на Севере. Исследование основано на официальных данных государственной службы статистики из открытых источников. Отобранные индикаторы, исчисленные на одного работающего сопоставляются с двенадцатью территориями Севера РФ с временн ы м интервалом 2017-2022 гг. В работе определен дальнейший вектор исследований в сфере строительной отрасли, а также намечены ориентиры эффективности экономического развития стройиндустрии северных территорий.
Цифровая трансформация экономики, протекающая в последние годы, демонстрирует абсолютно новые возможности для региональной и мировой экономики. Цель статьи - исследовать тенденции и будущие возможности развития электронной коммерции в условиях диджитализации бизнеса. Для логичного исследования были изучены подходы к дефинициям электронная коммерциализация, под которой авторы понимают способ торговли, осуществляемый с использованием информационных систем, и диджитализация - процесс трансформации обычного бизнеса посредством внедрения новейших цифровых технологий. Рассмотрена и проанализирована актуальная статистика за последние пять лет мировой и региональной экономики в сфере электронной торговли по ключевым показателям: численность населения территории, количество интернет-пользователей, доля продаж онлайн-операций в общем объеме продаж страны, объемы электронной розничной продажи, доля электронной коммерции в розничных продажах, доход от розничной электронной коммерции основных игроков, ключевые маркетплейсы. Определены основные тенденции, с которыми сталкиваются онлайн-магазины, бизнес, покупатели и другие участники рынка электронной коммерции. К ключевым тенденциям авторы относят следующие: постоянный рост конкуренции между мировыми игроками, странами и регионами внутри страны, быстрое развитие и диджитализация технологий, изменение постоянно растущего потребительского спроса и изменение востребованности секторов онлайн-операций, лидерство по объемам продаж в сети Интернет принадлежит Китаю и другие тенденции. Авторами обобщены основные тренды и тенденции современного диджитализированного рынка электронной торговли, построена и охарактеризована мировая и региональная динамика е-коммерции за последние пять лет.
Цифровизация структуры и содержания контроллинга инженерного бизнеса, включающего организацию производства, управленческий учет и инновационную деятельность, является актуальной задачей. Для выживания в жесткой конкурентной борьбе цифровизация помогает реализовывать стратегические направления его деятельности в режиме реального времени. Вместе с тем в условиях нестабильных внешних факторов существования предприятия контроллинг с применением цифровых методов обработки информации обеспечивает ему высокую скорость адаптации к ним. В статье рассмотрены перспективные направления трансформации методологии и практики бухгалтерского учета, а именно роль цифрового контроллинга. Обусловлена необходимость реализации направления цифровизации в сфере контроллинга тем, что она позволяет раскрыть нереализованный до настоящего времени потенциал роста ресурсоэффективности. С другой стороны, цифровая трансформация также влияет на сам контролинг. Когда дело доходит до цифровизации контроллинга, он сам должен решать новые задачи, использовать возможности цифровизации и становиться более эффективным за счет стандартизации и автоматизации. Внедрение моделей цифрового контроллинга дает возможность учитывать специфику той или иной отрасли, а также факторы динамично меняющейся внешней среды. Однако нет единого мнения о том, как формировать цифровую трансформацию в контроллинге и какими темпами она должна происходить. Первым этапом реализации, обеспечивающим условия для дальнейшего эффективного развития, является формирование больших объемов первичных данных, необходимых для управленческого учета. На втором этапе процесса цифровизации процесса контроллинга на современном предприятии необходима разработка инструментов упреждающего прогнозирования на основе собранных на первом этапе массивов данных.
Актуальность исследования вопросов локализации производства обусловлена тем, что современные вызовы (санкции и состояние экономики) определяют необходимость принятия и реализации эффективных мер политики импортозамещения. Локализация производства является важным аспектом стратегии экономического развития, обеспечивая суверенитет и устойчивость экономики, способствуя не только сокращению рисков, связанных с внешней зависимостью, но и поддержке развития отраслей промышленного сектора. Цель статьи заключается в исследовании основных тенденций локализации производства электрического оборудования в рамках политики импортозамещения. Задачи исследования состоят в систематизации подходов к локализации производства, анализе перспективных направлений локализации производства электрического оборудования. В качестве методов исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции. Выявлено, что в современных условиях локализация выступает необходимым инструментом ипортозамещения в рамках реализации промышленной политики, при этом разработанные механизмы государственной поддержки повышают потенциал развития производства для компаний, локализирующих свою продукцию. Сделан вывод, что в рамках политики импортозамещения возможна диверсификация экономики, в том числе за счет локализации производства. Однако снижение зависимости от импорта должно стать краткосрочной целью внутреннего инфраструктурного роста, стратегический фокус должен быть сосредоточен на согласовании политики открытой экономики с диверсификацией промышленного потенциала с целью увеличения экспорта в долгосрочной перспективе. Полученные в процессе исследования результаты позволили авторам сформулировать теоретические и практические рекомендации, направленные на формирование стратегического понимания процессов локализации производства электрического оборудования.
Рассматривается развитие промышленности Севера России в период с 2017 по 2023 г., особенное внимание уделено 2020-2021 гг. как периоду «коронавируса» и 2022-2023 гг. как времени специальной военной операции на Украине (СВО) и международных санкций в отношении нашей страны. Проанализированы показатели численности занятых, уровня оплаты труда, индекса производства, налоговых платежей, инвестиций, сальдированной прибыли. Отмечено, что промышленность северных регионов в целом хорошо выдерживает внешние шоки, сохраняя работников и их заработную плату, обеспечивая заказчиков продукцией и поддерживая инвестиционную деятельность. Спады в отдельных отраслях и регионах компенсируются стабильностью и подъемом в других. В этой связи важным является духовный базис союза народов России как «неслиянного единства», взаимопомощи и служения общему делу. Наблюдается позитивная тенденция опережающих вложений в обрабатывающие, энергетические и водоснабжающие предприятия по сравнению с добывающими, что со временем должно привести к выравниванию отраслевой структуры. Вместе с тем имеется перекос в сторону извлечения прибыли по сравнению с реальными инвестициями и другими показателями. Существует также опасность сохранения сложившейся колониально-капиталистической модели развития с переключением лишь географической ориентации внешних связей «с Запада на Восток». Имеющиеся тенденции, по мнению авторов, должны побуждать государство к созданию более человеколюбивой, солидарной экономики на христианских принципах, а каждого человека - к горячей вере, милосердию, нестяжанию и поиску в повседневных трудах высшего духовного смысла.
Обоснован научный подход к разработке методологии исследования устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем. Описан вклад в ее формирование системного, эволюционного и функционально-ориентированного подходов. Рассмотрены достоинства, недостатки и ограничения данных методологических подходов к научному описанию исследуемых объектов. Систематизированы взгляды исследователей на уровни иерархической структуры социально-экономических систем. Отмечена целенаправленность поведения системы и наличие «входов» в виде необходимых ресурсов и «выходов» в виде результатов, на которые направлена региональная политика в области устойчивого развития. Предложение автора, имеющее научную новизну, заключается в комплексном рассмотрении региона как открытой, динамической системы мезоуровня, обладающей целостностью, взаимосвязанностью элементов и другими системными свойствами, проявляющимися при их взаимодействии и оказывающих влияние на функционирование систем других уровней (макро-, микро- и т. д.), эволюционно изменяющихся во времени, учитывающих глобальную, национальную и региональные стратегии устойчивого развития. Предложенная методология является интегративной по ряду оснований: 1) предусматривает локализацию ЦУР с глобального до регионального уровня; 2) учитывает взаимодействие социальной, экологической, экономической и институциональной подсистем; 3) предполагает взаимосвязь науки, управления и гражданских инициатив. При этом ключевым интегратором являются цели устойчивого развития ООН. Данная методология является логической основой для дальнейшей разработки методического инструментария, диагностирующего количественные и качественные процессы позитивных изменений региональных систем и позволяющего прогнозировать их дальнейшее состояние в контексте устойчивого развития. В этом заключается ее практическая значимость и применимость в прикладных целях.
Моделирование деятельности организации способствует обеспечению ее долгосрочных конкурентных преимуществ. Наиболее распространенными являются модели по видам деятельности: стратегия, структуры, процессы, проекты, изменения. Развитие моделей идет в направлении комбинаторики и увеличения количества учитываемых факторов. Интегрированные модели позволяют обеспечить комплексный (экосистемный) подход к управлению организацией. В рамках данной статьи обоснована логика формирования многофакторной интегрированной модели управления организации, учитывающей достижения в области управления изменениями, управления процессами, управления стратегией, управления проектами, управление технологиями, управления инновациями. Учтены тренды, зафиксированные в концепции «Менеджмент 2.0». В качестве основного фактора успешности применения данной модели является развитая корпоративная культура организации. Процессный подход к управлению предполагает использование модифицированного Перечня процессов международной бенчмаркинговой палаты. Проектный подход предполагает использование традиционного каскадного управления. В модели заложено несколько вариантов производственных концепций, включая LEAN, QRM, Agile. Соответствующая корпоративная культура организации предполагает развитие лидерства, команд, креативности, наставничества. В основе каждого конкретного шага по развитию лежит Инициирующий импульс изменений. Основная задача корпоративной культуры с позиции устойчивого развития организации является обеспечение непрерывного потока Инициирующих импульсов изменений, их оценка и реализация. Оценка прогресса в развитии организации осуществляется в рамках интегрированной модели на основе подхода EFQM-2020 по схеме «целеполагание - действия - результаты». Применимость разработанной многофакторной интегрированной модели управления продемонстрирована на примере процессно-ориентированной компании ПАО «ПНППК». В компании используются современные методологии и системы управления, в том числе QRM, LEAN; функционирует корпоративная информационная система управления от уровня стратегического управления компанией до операционного цехового уровня. На основе модели показано, что, несмотря на высокие экономические достижения, в компании имеются существенные резервы по повышению эффективности ее деятельности.
В современном обществе на наших глазах формируется принципиально новое понимание задач и функций государства, взаимоотношений органов государственной власти и социума. В процессе развития государства общество определяет для себя социально значимые факторы, а также функции, которые оно поручает и возлагает на государство. Для упрощения системы взаимосвязи государства и общества появляется такая категория, как «государственные услуги». Цель статьи - выявить пути совершенствования организации предоставления государственных услуг в ГБУ МФЦ «Мои документы». Для поиска и анализа использованы посвященные данному вопросу научно-исследователь-ские источники последних двух-трех лет, информация с официальных сайтов органов исполнительной власти, материалы периодической печати и интернет-ресурсов, записи индивидуальных бесед с работниками многофункциональных центров и регулярными пользователями услуг многофункциональных центров. Проанализированы и представлены значимые для исследования аспекты истории российских многофункциональных центров. Дан анализ способов организации государственных услуг в МФЦ «Мои документы». Выявлены проблемы организации предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах. Разработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса оказания госуслуг, в частности, даны предложения по усовершенствованию внутрифирменного обучения персонала в МФЦ «Мои документы». Основной задачей построения системы сервисного обслуживания является создание и развитие определенных инструментов, с помощью которых граждане, проживающие на своей территории, могли бы без серьезных технических сложностей и своевременно получить государственную услугу.
Уровень детско-подростковой заболеваемости, связанной с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), всплеск летальных исходов, вызванных токсическими отравлениями, а также рост отдельных показателей, связанных с употреблением ненаркотических ПАВ, в Российской Федерации актуализируют анализ современного состояния проблемы токсикомании в стране. В статье представлены данные вторичного анализа материалов опросов трудоспособного городского населения РФ (2019 г., N = 1350; 2021 г., N = 1355) и студентов российских высших учебных заведений (2021 г., N = 528), проведенных сектором социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН при непосредственном участии автора. Осуществлен обзор специализированных статистических данных и содержания сегмента сети интернет, посвященного изучаемой проблематике. Рассмотрены два наиболее распространенных на сегодняшний день вида токсикомании: газовая (т. н. «сниффинг») и употребление лекарственных препаратов в немедицинских целях. Произведен обзор осуществляемых мер по противодействию токсикомании. Выявлено, что наиболее остро рассматриваемая проблема стоит среди подросткового населения, что обусловлено такими факторами, как латентный характер приема токсических веществ ввиду практически полного отсутствия внешних признаков употребления; широкая доступность приобретения товаров, распространенных в использовании для достижения токсического опьянения, их относительно невысокая стоимость, а также легальный оборот.
Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной и интегративной медицины в Республике Бурятия, выявленные на основе проведенных автором социологических исследований. Необходимость такого исследования обусловлена малым количеством внедренных инновационных и интегративных проектов в здравоохранении Республики Бурятия по сравнению с другими регионами и недостаточной оценкой эффективности внедряемых технологий со стороны региональных органов управления здравоохранением. Выявлены изъяны организационно-методической работы регионального министерства здравоохранения по содействию инновационному развитию подведомственных медицинских организаций и внедрению медицинских инноваций. Предложено осуществлять мониторинг инновационной деятельности и реализуемых проектов медицинских организаций региона с использованием комплексных социолого-экономических методик. Дана оценка деятельности Центра ядерной медицины как медицинской организации инновационного типа, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь и Центра восточной медицины как медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на основе интегративных методов лечения и реабилитации. Определены перспективные инновационные проекты, наиболее востребованные для регионального здравоохранения: совместный с ПАО «Сбербанк» проект «Цифровой ФАП» и система принятия врачебных решений «Электронный клинический фармаколог, апробируемая в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Представлена экспертная оценка внедрения инновационных технологий диагностики и лечения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Сформулированы для регионального министерства здравоохранения и профильных медицинских организаций научно-практические рекомендации по внедрению инновационных и интегративных технологий в региональное здравоохранение с учетом передового мирового и российского опытов.
Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.
Актуальность исследования установок общества в отношении предпринимательства на современном этапе обусловлена необходимостью преодоления социокультурного кризиса и активации внутренних социальных, институциональных факторов для выхода на траекторию роста. Теоретическим фундаментом исследования служат разного рода социально-экономические концепты, а методическим инструментарием - социологические методы. Цель исследования - выявить и сопоставить образ предпринимателя в глазах общества и характеристики бизнесмена, которые способствуют/препятствуют социально-экономическому развитию. Выводы статьи базируются на результатах социологических исследований, проведенных авторами в 2017-2023 гг. среди представителей российского малого и среднего бизнеса, а также школьников, студентов экономического университета и совершеннолетнего молодого населения Свердловской области. В ходе основного исследования в 2023 г. авторами выявлено позитивное отношение школьников и родителей к занятию бизнесом, что может являться основой для формирования мотивации к становлению молодежи предпринимателями в будущем. Положительное отношение (максимальные 5 баллов) поставили 48,3 % школьников и 70,9 % родителей. При этом крайне негативное отношение (минимальный 1 балл) указали 22,6 % школьников и 9,9 % родителей. Говоря об образе бизнесмена, то 34,3 % школьников и 51,6 % родителей считают, что предприниматель - это труженик. Если говорим о бизнесмене как ловкаче, изворотливом человеке, то так считает 22,6 % школьников против 9,9 % родителей. И результаты прошлых социологических исследований социологической лаборатории УрГЭУ показали, что позитивный образ предпринимателя прочно укоренился среди молодых людей 18-30 лет, молодых предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса.
Проведен анализ формальных и неформальных взаимодействий в сфере научной деятельности образовательных и научных организаций органов внутренних дел России с другими субъектами научной деятельности. На основе эмпирических данных рассматривались все участники научной деятельности, как научные организации, так и физические лица. В работе дана характеристика системе органов внутренних дел, возглавляемой Министерством внутренних дел России, как специфическому субъекту взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Обозначено содержание, пределы и профили научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел. Взаимодействие субъектов научной деятельности изучалось с помощью метода анализа документов. В качестве документальных источников выступили опубликованные материалы различных научно-представительских мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов. В результате анализа текстов обнаружены пропорции, в которых разворачивается взаимодействие субъектов научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России. Около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых - это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли, по 40 % от общего количества, составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. Среди прочих выводов отмечено, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, повинуясь и находясь под воздействием, прежде всего, неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.
Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества иногда порождает неверные предположения о ее безграничных возможностях. Принято считать, что электронное образование дает хорошие результаты и требует меньше затрат. Однако практика последних лет показывает, что формат электронного образования следует рассматривать более детально, выделяя каждую цель, для реализации которой этот формат используется. Важно учитывать совокупность факторов и условий, которые могут повысить эффективность электронного образования и к числу которых можно отнести высокий уровень цифровизации всего учебного процесса, наличие институциональной рамки цифровизации образования, обеспечение оценки и самооценки базовых цифровых навыков студентов и преподавателей, готовность и умение взаимодействовать в дистанционном формате студентов и преподавателей. При таком подходе можно увидеть, что существуют ограничения его применения по уровням образования, по механизмам наработки профессиональных компетенций, по степени социально-психологического воздействия. Также следует учитывать сферу социально-трудовых отношений в части создания и ликвидации рабочих мест, напряженности и интенсивности труда, определения заработной платы и организации рабочего места. Признавая положительные результаты использования дистанционной формы электронного образования в период кризиса пандемии, нужно развивать широкую дискуссию относительно формата современного образования. Принимая во внимание несовпадение «временных горизонтов развития» системы образования и отдельного человека, отдельной организации, важно как можно более адекватно оценивать влияние на образование различного рода изменений (изменений глобального миропорядка, товарных рынков и рынка труда). В статье анализируются сильные и слабые стороны традиционного и электронного образования, обосновывается оптимальность формата «гибридного образования».
Ситуация, в которой находится мир в настоящее время, выявляет ряд проблем в обучении инженеров и стимулирует систему политехнического образования к адаптации и эффективному развитию в соответствии с современными требованиями. Текущие изменения в области образования во многом обусловлены открытием ресурсов, которые подкрепляют концепцию непрерывного инженерного обучения, ориентированного на достижение определенной цели. Обучение в дуальном формате характеризуется двумя ключевыми аспектами: с одной стороны, это глубокая теоретическая подготовка будущих специалистов в области конструирования, программирования и технологии; с другой стороны, это формирование у студентов навыков решения конкретных производственных задач. Трансдисциплинарность выступает в роли краеугольного камня и основного направления в прогрессе технологического образования. В учебных методиках начинают просматриваться элементы, способные материализовать концепции дуальности и трансдисциплинарности в виде конкретных образовательных курсов. В данной статье рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость описанных выше факторов. Несмотря на заметные трансформации, проблематика инженерного образования остается актуальной. В статье предпринят анализ ключевых аспектов и потенциала подхода STEAM. Основой проведенного исследования служит анализ теоретических концепций в области инженерной экономики, политехнического обучения, технологического предпринимательства и согласования дисциплинарных подходов в процессе подготовки будущих инженеров. Проведен анализ научных-практических исследований и педагогического процесса в сфере технологического образования. В ноябре 2023 г. был осуществлен опрос экспертов, направленный на выявление проблем и перспектив STEAM-образования. Исследование свидетельствуют о том, что прогресс в области технологического образования может быть стимулирован развитием трансдисциплинарных научных работ и проектов, конвергентных технологий, а также практикой решения реальных проблем совместными усилиями специалистов из различных профессиональных групп.
Рассмотрены проблемы обучения студентов магистратуры во взаимосвязи с их предшествующим образованием. Определены основные проблемы реализации магистерских программ на примере Удмуртского государственного университета. Целью статьи является определение взаимосвязи процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, т. е. предшествующим направлением подготовки магистрантов. Выявлены основные проблемы магистерского образования и способы их решения. Были применены методы полуформализованных интервью с руководителями магистерских программ и анкетного опроса студентов. Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, при этом наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Выявлен ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой. Основными рекомендациями студентов по повышению качества подготовки являются повышение практической составляющей образования, увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, обеспечение гибкости расписания. Эти трудности должны решаться посредством развития индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.
Издательство
- Издательство
- ПНИПУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- Юр. адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- ФИО
- ТАШКИНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@pstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2198067
- Сайт
- https://pstu.ru