Архив статей журнала
Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
Представлено определение конкурентоспособности организации, рассмотрены ее критерии, оценены позиции искусственного интеллекта в рамках критериев конкурентоспособности организации. Рассмотрены отечественные и зарубежные инструменты практического применения для бизнеса, которые созданы на базе искусственного интеллекта и охватывают все актуальные бизнес-процессы в разнообразных отраслях, таких как производство, сельское хозяйство, финансы и страхование, информационные технологии, маркетинг, менеджмент, творческие виды деятельности, транспорт, здравоохранение. Рассмотрены конкретные бизнес-процессы, включающие в себя работу с персоналом, логистику, производство и реализацию продукции и услуг, коммуникацию с клиентами, контрагентами и персоналом, сервис и т. п. Приведено обоснование влияния применения технологий искусственного интеллекта на конкурентоспособность и эффективность бизнеса в четвертой промышленной революции. Примеры приведены в конкретных и измеримых единицах; указан процентный прирост производительности за счет внедрения рассматриваемых технологий. Рассмотрены основные технические параметры нейронных сетей и искусственного интеллекта. Дана оценка экономического эффекта от внедрения технологий на базе искусственного интеллекта. Также в общих чертах отмечено влияние анализируемых технологий на рынок труда, рассмотрены некоторые прогнозы, проанализирована структура вакансий в стране-лидере по IT. Рассмотрены социологические опросы относительно общественного отношения к технологиям на базе искусственного интеллекта. Сделаны выводы о влиянии применения технологий искусственного интеллекта на эффективность и конкурентоспособность бизнеса, отмечены сильные и слабые стороны рассматриваемых технологий, рассмотрены тенденции развития и распространения технологий на базе искусственного интеллекта.
В настоящее время искусственный интеллект начинает занимать лидирующее место во многих областях нашей жизни, раскрывая перед человеком многообразные возможности его применения, улучшая качество человеческой жизни и расширяя горизонты самореализации человека. Появилась необходимость использования инновационной технологии в системе образования для повышения качества обучения студентов. Использование цифровых технологий в образовательной системе способствует решению ряда актуальных проблем, связанных с изменениями содержания традиционного обучения, недостаточным вниманием к удовлетворению индивидуальных потребностей студентов и необходимостью повышения результативности обучения. В статье представлено научное обоснование понятия «искусственный интеллект», раскрывается содержание научных подходов к изучению данной научной категории, которые проанализированы автором. Одновременно изучено мнение студентов Тюменского индустриального университета в отношении использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, оценена практическая полезность данной технологии в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов. Содержание статьи раскрывает потенциал цифрового образования в вузе, возможности создания креативной среды обучения с учетом применения информационно-коммуникативных технологий. Кроме того, автором обозначены основные сферы применения и векторы развития данной технологии в учебном процессе; указаны преимущества и выявлены потенциальные риски, возникающие в условиях использования искусственного интеллекта. Следует отметить, что недостаток опыта применения искусственного интеллекта не позволяет в полном объеме определить их. Однако результаты исследования способствуют пониманию важности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения студентов для формирования креативных навыков, являющихся необходимым элементом для успешного профессионального развития будущего специалиста, что порождает необходимость дальнейшего изучения данной проблематики,
Результаты различных исследований и мониторингов пользовательской активности молодежи свидетельствуют о снижении популярности социальной сети «ВКонтакте» в этой группе. В статье дана интерпретация изменения медийных предпочтений студенческой молодежи с позиции теории социального капитала Р. Патнэма. Исследовательский вопрос работы: заинтересованы ли студенты развивать собственный социальный капитал, используя «ВКонтакте»? Сбор данных выполнен методами онлайн-анкетирования ( n =195) и личного полуформализованного интервью ( n =14) со студентами БФУ им. И. Канта и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Результаты анкетирования подтвердили выводы других исследователей: «ВКонтакте» не является ни основным источником информации и коммуникации, ни социально значимым ресурсом как минимум для половины опрошенных студентов. Показано, что студенческая молодежь использует «ВКонтакте» в первую очередь для поддержания имеющихся связей, развивая тем самым преимущественно связующий социальный капитал. Подтверждена гипотеза о взаимосвязи низкой мотивации пользователя и воспроизводством связующего социального капитала. Результаты глубинных интервью выявили негативные коннотации, присущие «ВКонтакте», которые обусловлены спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. Установлено, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к «ВКонтакте» в студенческой среде. Важным выводом исследования является установление российской специфики формирования социального капитала в крупной социальной сети: если исследования зарубежных авторов демонстрировали положительную корреляцию с соединяющим социальным капиталом, то в отношении «ВКонтакте» обнаружена сильная связь со связующим капиталом. В заключение приведены методологические ограничения, являющиеся условиями верификации полученных результатов.