ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Заборова Елена Николаевна

Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Куратова Любовь Александровна

Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА В ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Хацкелевич Анна Николаевна, Рудаков Савелий Александрович, Егоров Глеб Александрович

Представлено определение конкурентоспособности организации, рассмотрены ее критерии, оценены позиции искусственного интеллекта в рамках критериев конкурентоспособности организации. Рассмотрены отечественные и зарубежные инструменты практического применения для бизнеса, которые созданы на базе искусственного интеллекта и охватывают все актуальные бизнес-процессы в разнообразных отраслях, таких как производство, сельское хозяйство, финансы и страхование, информационные технологии, маркетинг, менеджмент, творческие виды деятельности, транспорт, здравоохранение. Рассмотрены конкретные бизнес-процессы, включающие в себя работу с персоналом, логистику, производство и реализацию продукции и услуг, коммуникацию с клиентами, контрагентами и персоналом, сервис и т. п. Приведено обоснование влияния применения технологий искусственного интеллекта на конкурентоспособность и эффективность бизнеса в четвертой промышленной революции. Примеры приведены в конкретных и измеримых единицах; указан процентный прирост производительности за счет внедрения рассматриваемых технологий. Рассмотрены основные технические параметры нейронных сетей и искусственного интеллекта. Дана оценка экономического эффекта от внедрения технологий на базе искусственного интеллекта. Также в общих чертах отмечено влияние анализируемых технологий на рынок труда, рассмотрены некоторые прогнозы, проанализирована структура вакансий в стране-лидере по IT. Рассмотрены социологические опросы относительно общественного отношения к технологиям на базе искусственного интеллекта. Сделаны выводы о влиянии применения технологий искусственного интеллекта на эффективность и конкурентоспособность бизнеса, отмечены сильные и слабые стороны рассматриваемых технологий, рассмотрены тенденции развития и распространения технологий на базе искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Осипова Любовь Борисовна

В настоящее время искусственный интеллект начинает занимать лидирующее место во многих областях нашей жизни, раскрывая перед человеком многообразные возможности его применения, улучшая качество человеческой жизни и расширяя горизонты самореализации человека. Появилась необходимость использования инновационной технологии в системе образования для повышения качества обучения студентов. Использование цифровых технологий в образовательной системе способствует решению ряда актуальных проблем, связанных с изменениями содержания традиционного обучения, недостаточным вниманием к удовлетворению индивидуальных потребностей студентов и необходимостью повышения результативности обучения. В статье представлено научное обоснование понятия «искусственный интеллект», раскрывается содержание научных подходов к изучению данной научной категории, которые проанализированы автором. Одновременно изучено мнение студентов Тюменского индустриального университета в отношении использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, оценена практическая полезность данной технологии в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов. Содержание статьи раскрывает потенциал цифрового образования в вузе, возможности создания креативной среды обучения с учетом применения информационно-коммуникативных технологий. Кроме того, автором обозначены основные сферы применения и векторы развития данной технологии в учебном процессе; указаны преимущества и выявлены потенциальные риски, возникающие в условиях использования искусственного интеллекта. Следует отметить, что недостаток опыта применения искусственного интеллекта не позволяет в полном объеме определить их. Однако результаты исследования способствуют пониманию важности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения студентов для формирования креативных навыков, являющихся необходимым элементом для успешного профессионального развития будущего специалиста, что порождает необходимость дальнейшего изучения данной проблематики,

Сохранить в закладках
ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» УЖЕ НЕ РАЗВИВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ? (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Щекотуров Александр Вячеславович, Щекотурова Светлана Дмитриевна

Результаты различных исследований и мониторингов пользовательской активности молодежи свидетельствуют о снижении популярности социальной сети «ВКонтакте» в этой группе. В статье дана интерпретация изменения медийных предпочтений студенческой молодежи с позиции теории социального капитала Р. Патнэма. Исследовательский вопрос работы: заинтересованы ли студенты развивать собственный социальный капитал, используя «ВКонтакте»? Сбор данных выполнен методами онлайн-анкетирования ( n =195) и личного полуформализованного интервью ( n =14) со студентами БФУ им. И. Канта и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Результаты анкетирования подтвердили выводы других исследователей: «ВКонтакте» не является ни основным источником информации и коммуникации, ни социально значимым ресурсом как минимум для половины опрошенных студентов. Показано, что студенческая молодежь использует «ВКонтакте» в первую очередь для поддержания имеющихся связей, развивая тем самым преимущественно связующий социальный капитал. Подтверждена гипотеза о взаимосвязи низкой мотивации пользователя и воспроизводством связующего социального капитала. Результаты глубинных интервью выявили негативные коннотации, присущие «ВКонтакте», которые обусловлены спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. Установлено, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к «ВКонтакте» в студенческой среде. Важным выводом исследования является установление российской специфики формирования социального капитала в крупной социальной сети: если исследования зарубежных авторов демонстрировали положительную корреляцию с соединяющим социальным капиталом, то в отношении «ВКонтакте» обнаружена сильная связь со связующим капиталом. В заключение приведены методологические ограничения, являющиеся условиями верификации полученных результатов.

Сохранить в закладках