Архив статей журнала
Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.
Представлен анализ проблем цифровизации образования с точки зрения учителей школ. Данные собраны посредством онлайн- и офлайн-опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Перми в течение 2023-2024 гг. Вопросы касались отношения учителей к дистанционному групповому обучению, использованию цифровых инструментов в учебном процессе, а также сложностей, с которыми пришлось столкнуться в период вынужденного массового перехода на дистанционное групповое обучение в период пандемии COVID-2019. Также выявлено мнение учителей школ о возможности и эффективности формирования важных личностных навыков в процессе дистанционного образования, а именно составляющих критического мышления. На основе полученных данных была подтверждена гипотеза о негативном отношении школьных учителей к дистанционному групповому обучению, а также выявлено противоречие в ответах, оценивающих эффективность данной формы обучения. Осуществлен обзор аналогичных исследований по теме проблем цифровизации современного образования и отношения к этому учителей школ. Сопоставлены результаты качественных и количественных исследований последних лет, затрагивающих мнения педагогов школ о цифровизации и дистанционном групповом обучении. Автор делает выводы о противоречивости отношения учителей к дистанционному групповому обучению школьников, а также о необходимости повышения уровня инновационности традиционного обучения для того, чтобы цифровизация отдельных учебных процессов могла служить инструментом повышения качества обучения, а не снижения его эффективности. Представлено мнение учителей школ относительно изменения роли педагога при дистанционном групповом обучении. Проведено сравнение данных исследования автора и других исследований, касающихся аналогичной проблемы.