Черкесское этнонациональное движение - одно из самых заметных в России. Дополнительный «вес» адыгский активизм получил благодаря наличию крупных диаспор в Турции, Сирии, Иордании, а также диаспор в Израиле, странах Западной Европы и США. В 1990-е гг. черкесские националисты заявляли о планах по созданию единой Черкесии - либо в составе России, либо в качестве самостоятельной политии. Такие радикальные сценарии не были приняты большинством умеренных адыгов. При этом черкесские активисты нуждались в проекте, который мог бы объединять адыгов в России и мире и поддерживать черкесское движение на ходу. Таким проектом стало содействие переселению черкесов диаспоры на Кавказ. Возвращение адыгов из-за рубежа исторически было важным пунктом программы черкесского движения, но после краха планов по созданию единой Черкесии и начала всестороннего кризиса в Сирии, заставившего тамошних адыгов искать убежища, эта идея вышла на первый план. Цель исследования - показать, как черкесские организации в России и в диаспорах используют проект возвращения для решения собственных задач. Продемонстрировано, что адыгское движение меняется: среди российских адыгов снижается радикализм, растет запрос на конструктивный диалог с государством в обмен на содействие с управляемым переселением. Турецкие организации не особо поддерживают идею о возвращении на Кавказ, поскольку она может ослабить черкесское движение в Турции.
Идентификаторы и классификаторы
К началу перестройки этнический национализм1 на Северном Кавказе обладал большим мобилизационным потенциалом, который проявился во время распада СССР и на ранних этапах консолидации новой России2. Черкесский (адыгский) 3 национализм выделялся на фоне большинства прочих движений тем, что имел выход в международное измерение благодаря большой диаспоре, а точнее – многочисленным диаспорам, которые к тому же отличались наличием политических программ и готовностью включаться в дела на Кавказе.
Изначально, как пишет С. Жемухов, черкесское движение, включая диаспоры, преследовало три стратегических цели: 1) признание Кавказской войны геноцидом4; 2) переселение адыгов диаспоры на Кавказ; 3) объединение черкесских территорий на Кавказе в единую политию5. Тем не менее для российских и диаспоральных организаций, особенно на субнациональном и местном уровне, имеются и свои локальные задачи.
Список литературы
1. Боров, А.Х. Политизированная этничность: “Черкесский вопрос” - еще один очаг напряженности на Северном Кавказе? // Россия и мусульманский мир. 2014. Т. 10. № 268. С. 41-56.
2. Иванов, Е.А., Исаев Л.М., Коротаев А.В., Шишкина А.Р. Миграционное эхо сирийского конфликта в регионах юга России (На примере Карачаево-Черкесской Республики) // Журнал политической философии и социологии политики “Полития. Анализ. Хроника. Прогноз”. 2019. № 1(92). C. 167-185. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-92-1-167-185 EDN: XVORBS
3. Кудаева, С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. 2-е издание, переработанное и дополненное. Майкоп: Издательство “Магарин Олег Григорьевич”, 2014. EDN: TWEZYF
4. Кушхабиев А.В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: Эль-Фа, 2007. EDN: RXRLSX
5. Маркедонов С.М. Сепаратизм на Большом Кавказе в постсоветский период: предпосылки, итоги, перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 3. С. 39-64. EDN: KUEXRF
6. Маркедонов С.М. С историей наперевес. Черкесский вопрос между Россией и Грузией // Россия в глобальной политике. 2011. Т. 9, № 4. С. 171-182. EDN: TILRBD
7. Матишов, Г.Г., Клычников, Ю.Ю., Хлынина, Т.П. Черкесский вопрос: история, политика и современное мифотворчество // Вестник Южного научного центра РАН. 2012.Т. 8, № 1. С. 80-89. EDN: OWYFRR
8. Нефляшева, Н.А. Черкесское национальное движение в современной России: визуальносимволический аспект // Метаморфоз vs Трансформация. Мультидисциплинарный подход к изучению истории адыгов в XIX-XXI вв.: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2013. С. 116-132. EDN: TBMJML
9. Соколова, А.Н. Общеадыгское и локальное в традиционной инструментальной культуре адыгов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 1. С. 174-180. EDN: OCSRKD
10. Цибенко, В.В., Тлостнаков, А.А. Репатриация черкесов как ресурс политической мобилизации: транснациональный подход // Власть. 2021. № 1. С. 261-270. EDN: GSRFSZ
11. Цибенко, С.Н. Медийные технологии национальной мобилизации черкесов // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9, № 3. С. 42-62. DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.523 EDN: YWAGWT
12. Besleney, Zeynel. The Circassian diaspora in Turkey: A political history. Routledge, 2014.
13. Bram, Ch., Gammer, M. “Radical Islamism, Traditional Islam and Ethno-Nationalism in the Northern Caucasus”. Middle Eastern Studies 49, no. 2 (2013): 296-337. EDN: PRXYEJ
14. Grebennikov, M. “Is Levithian Back? Circassian Ethnic Mobilization after the 2012 Presidential Elections in Russia”. CEU Political Science Journal, no. 2 (2013): 234-256. DOI: 10.2139/ssrn.2335026 EDN: WOFNDR
15. Korotayev, A., Issaev, L., Ivanov, Ye., and Shishkina, A. “A Troubled Return to the Homeland: Syrian Circassians in Southern Russia”. Europe-Asia Studies 76, no. 4 (2022): 1-19. DOI: 10.1080/09668136.2022.2153803
16. Özgen, N. “Demographic Development and Some Cultural Characteristics of Anatolian Circassians”. In Turkey at the Beginning of 21st Century: Past and Present, edited by Recep Efe, 394-442. St. Kliment Ohridski University Press: Sofi a, 2015.
17. Schneider, M. “‘Dancing’ Ethnicity in the Caucasus and in the Balkans: Kosovo Circassians in the Russian Federation”. In Ethno-Cultural Diversity in the Balkans and the Caucasus, edited by I.A. Jazi, and T. Kahl, 293-320. Austrian Academy of Sciences Press, 2023. DOI: 10.2307/jj.3508401.13
18. Tsibenko, V.V., Tsibenko S.N. “Circassian Question: Transformation of Content and Perception”. Bylye Gody 36, no. 2 (2015): 450-460. EDN: TVPUVX
19. Zhemukhov, S. “The Birth of Modern Circassian Nationalism”. Nationalities Papers 40, no. 4 (2012): 503-524. DOI: 10.1080/00905992.2012.674019 EDN: WRUVQN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется процесс формирования и утверждения польского популизма на современном этапе в лице правящей партии «Право и справедливость» (ПиС, Prawo i Sprawiedliwosc) с применением теоретического аппарата неоинституционализма, а также исторического и сравнительного подходов. Рассматриваются как общие черты популизма, так и особенные для Восточной Европы. Также изучается процесс развития представлений, практик и результатов, способствующих укоренению популистских ценностей и картины мира в польском общественном сознании в рамках концепции колеи зависимости (path dependence). В заключительной части описываются сущностные ориентиры, идеология, программа и электорат ПиС. Партия сравнивается со своим главным конкурентом «Гражданской платформой» (ГП, Platforma Obywatelska) с точки зрения стратегии, также упоминаются конкретные результаты правления ПиС. Польша отличается слабыми и неустойчивыми связями между избирателями и партиями, что приводит к отсутствию стабильной социальной базы поддержки у партий и, в свою очередь, ведет к их постоянному дроблению, высокой партийной волатильности. Партии в Польше исторически являются организациями с самым низким уровнем общественного доверия. В подобном контексте партии, которые смогут по-настоящему привлечь избирателя, моментально окажутся в более выгодном положении. Одним из наиболее подходящих методов потому являются простые, зачастую примитивные лозунги, непримиримость дискурса, агрессивность риторики, невыполнимые обещания всеобщего изобилия, резкое противопоставление себя всем остальным и отказ от демократических норм представительства в пользу сильного лидерства, то есть классический популизм.
За последние полвека усиление роли негосударственных акторов в мировой политической системе привело к изменениям не только в сфере международных отношений, но и в других областях политической жизни, среди которых и языковая политика. Перестав быть прерогативой государства и его институтов, она преобразовалась в область политических отношений по вопросам языка между государством и разными негосударственными акторами в рамках так называемой политики языка. Несмотря на то что эта область подразумевает процессы внутри национальных границ, ее участники могут быть как внутренними, так и ассоциированными с внешними акторами, особенно в случае, когда население страны или его часть связаны с kin-states. Наглядным примером такой ситуации является постсоветская Республика Молдова, политический спектр которой разделен между пророссийскими молдовенистскими акторами и сторонниками румынизма. Первые выступают за существование самостоятельной молдавской нации и использование глоттонима «молдавский» для государственного языка, а также придерживаются интернациональной советской традиции управления многообразием, в основе которой лежит русский как язык межнационального общения. Прорумынские силы продвигают румынскую идентичность языка для всего населения республики. Цель статьи - определить актуальный состав акторов политики языка в Молдове на современном этапе. Результаты исследования показывают, что за годы независимости политика языка в республике эволюционировала от противостояния между государством и интеллектуальной элитой до самостоятельной области отношений между разного рода акторами, причем прорумынская группа представляется более влиятельной. При этом наблюдается серьезное ослабление роли государства в политике языка, чьи институты превратились в инструмент борьбы между негосударственными акторами и не способны поддерживать стабильность конституционных основ молдавского государства.
В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.
Статья посвящена исследованию племенных структур ОАЭ как негосударственных акторов. Автор уделяет особое внимание определению понятия «племени» в Арабском мире и его интерпретации применительно к странам Персидского залива и, в частности, ОАЭ как одной из наиболее сложных племенных систем региона. Исследуется вопрос племенной идентичности и ее проявления на современном этапе, а также влияния на позиции племен как политических акторов. Опираясь на классификацию негосударственных акторов В. В. Наумкина и В. А. Кузнецова, автор исследует племя как локального и ориентированного на государство актора. Выделяются три ситуации, в которых племя как актор может проявляться наиболее отчетливо. Автор приходит к выводу, что племена нельзя считать полноценным негосударственным актором, однако они сохраняют значительный потенциал для мобилизации политических действий в случае кризисных ситуаций.
В работе исследуется проблематика «Нового космоса» и все большего вовлечения частных космических компаний в военную деятельность государств мира на примере США. Рассматриваются конкретные направления работы частных космических компаний, анализируются интересы государственных ведомств в части подключения негосударственных акторов к реализации задач обороны. Оцениваются возможные последствия таких тенденций для международной безопасности.
Данная статья посвящена анализу глубинных изменений системы международных отношений, происходящих в условиях усиления роли цифровых акторов и платформ в формировании глобальной повестки. Появление Интернета стало поворотным моментом в процессе развития всей системы международной коммуникации: процессы и способы распространения информации, механизмы формирования общественного мнения видоизменились, а цифровые платформы стали новым фактором ускорения глобализации. Вместе с тем, как показывают авторы, первоначальная природа Интернета, которая рассматривалась США и странами Запада как составная часть и технология на службе либерального порядка, со временем стала отражением усиливающейся конфронтации между государствами, а также пространством распространения политических конфликтов, стереотипов и информационных войн. Кроме этого, новые цифровые олигополии стали формировать цифровое пространство исходя из своих корпоративных интересов, ставя на первое место усиление своего влияния на рынке, а не качество онлайн-дискуссий и укрепление гражданской демократической культуры. Военизация и секьюритизация Интернета является логичным продолжением кризиса мирового либерального порядка. На место комплексной взаимозависимости, в укреплении которой цифровые акторы и платформы сыграли важнейшую роль, все чаще приходит идея цифрового суверенитета, то есть отгораживания от единого коммуникационного пространства, равно как создание норм, защищающих государства и граждан от чрезмерного влияния корпораций. Авторы приходят к выводу, что мы переживаем закат эпохи информационной открытости. Деполитизация Интернета невозможна без снижения градуса международной напряженности и возвращения духа рационализма в мировую политику.
Феномен асимметричного конфликта отражает несколько важных закономерностей вооруженных конфликтов послевоенного периода: преобладание внутренних конфликтов над межгосударственными конфликтами; их интернационализация за счет участия в них других стран, международных организаций или негосударственных акторов; прямое или опосредованное участие великих держав в таких конфликтах; наибольшее число вооруженных конфликтов происходит в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Вооруженные конфликты послевоенного периода нередко называют «прокси-войнами», так как прямым участникам конфликта оказывают поддержку внешние акторы - государства или негосударственные акторы. Предметы конфликтов между государствами и негосударственными акторами часто имеют политическую природу. Произошло преодоление принципиального различия между внутренней и внешней политикой. Послевоенный период показывает постепенное изменение отношения к участию негосударственных акторов в вооруженных конфликтах, что отражается в признании легитимности их как участников конфликта, переговоров и заключения соглашений о прекращении военных действий. Происходит легитимация самих негосударственных акторов вооруженных конфликтов как представителей интересов определенных групп населения. Миротворческая деятельность ООН после окончания холодной войны подтверждает эти изменения. Исследование участия негосударственных акторов в вооруженных конфликтах показывает расширение повестки и методологии изучения вооруженных конфликтов послевоенного времени, что отражает существенные изменения практики международных отношений. Эти изменения касаются того, кто признается легитимным участником международных отношений, какую роль играют негосударственные акторы в вооруженных конфликтах и какое отношение к негосударственным акторам существует у других участников международных отношений - государств, международных правительственных и неправительственных организаций.
Интервью с Мариной Михайловной Лебедевой, заведующей Кафедрой мировых политических процессов МГИМО МИД России.
«Одним из важнейших проявлений и неотъемлемым атрибутом современного развития становится взаимодействие и соперничество негосударственных акторов и государственных участников мировой политики. Государствам приходится считаться с ними, учитывать их в своей внутренней и внешней политике и даже соперничать друг с другом за привлечение их на свою сторону»1.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/