Статья посвящена исследованию племенных структур ОАЭ как негосударственных акторов. Автор уделяет особое внимание определению понятия «племени» в Арабском мире и его интерпретации применительно к странам Персидского залива и, в частности, ОАЭ как одной из наиболее сложных племенных систем региона. Исследуется вопрос племенной идентичности и ее проявления на современном этапе, а также влияния на позиции племен как политических акторов. Опираясь на классификацию негосударственных акторов В. В. Наумкина и В. А. Кузнецова, автор исследует племя как локального и ориентированного на государство актора. Выделяются три ситуации, в которых племя как актор может проявляться наиболее отчетливо. Автор приходит к выводу, что племена нельзя считать полноценным негосударственным актором, однако они сохраняют значительный потенциал для мобилизации политических действий в случае кризисных ситуаций.
Идентификаторы и классификаторы
«Арабская весна» и события, последовавшие за ней, продемонстрировали сохраняющуюся роль племен в политических процессах Арабского мира. Распад государства в некоторых арабских странах и возросшая роль негосударственных акторов стимулировали дискуссию о сущности племени и его субъектности в современной политике1. О новой роли племен стали говорить и применительно к странам, относительно спокойно пережившим «арабскую весну» и сохранивших стабильность (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар). Особенно эта роль проявляется в цифровом пространстве, где стали появляться племенные сайты и страницы в социальных сетях2.
Список литературы
1. Аганин, А.Р. Трайбализм и государство в арабском регионе на пороге третьего десятилетия XXI века // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятьдесят третий). М.: Институт Ближнего Востока, 2019. 376 c.
2. Аганин, А.Р. Племена, кланы и семейства ОАЭ. М.: Институт Ближнего Востока. 2020а.
3. Аганин, А.Р. Племена Ливии и их роль в политическом процессе // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятьдесят четвертый). М.: Институт Ближнего Востока, 2020б. С. 5-40.
4. Зинин, Ю.Н. Племенная структура ливийского общества и ее влияние на политические процессы в стране // Вестник МГИМО. 2013. № 2 (29). С. 38-41. DOI: 10.24833/2071-8160-2013-2-29-38-41 EDN: PYUJUL
5. Кузнецов, В.А. Ливия: куда уходит племя, в какие города? // Восток (Oriens). 2022. № 4. С. 168-181. DOI: 10.31857/S086919080021266-9 EDN: FSJICW
6. Кузнецов, В.А. Проблемы политического развития арабского мира в 2010-2020-е годы. Дис. канд. ист. наук: 5.5.2: защищена 15.02.24. М., 2023.
7. Лебедева, М.М. Система политической организации мира: “Идеальный шторм” // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 2 (47). С. 125-133. DOI: 10.24833/2071-8160-2016-2-47-134-144 EDN: VWVFQT
8. Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Издательство “Аспект Пресс”, 2019.
9. Наумкин, В.В., Кузнецов, В.А. К вопросу о типологизации негосударственных акторов на Ближнем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 6.С. 104-113. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-104-113 EDN: DYOXZL
10. Al-Farsi, Sulaiman. Democracy and Youth in the Middle East: Islam, Tribalism and the Rentier State in Oman. London: I.B. Tauris, 2013.
11. Al-Kuwari, Maryam. “Tribe and Tribalism: The Trojan Horse of GCC States”. In Divided Gulf: the Anatomy of a Crisis, edited by Andreas Krieg, 37-53. Singapore: Palgrave Macmillan, 2019. https://doi.org/10/1007/978-981-13-6314-6_3.
12. Al-Sharekh, Alanoud, and Courtney Freer. Tribalism and Political Power in the Gulf: State Building and National Identity in Kuwait, Qatar and the UAE. London: I.B. Tauris, 2022.
13. Beblawi, Hazem. “The Rentier State in the Arab World”. In The Rentier State, edited by Hazem Beblawi, and Giacomo Luciani. London: Routledge, 1987.
14. Bener, Abdulbari, and Khalid Alali. “Consanguineous Marriage in a Newly Developed Country: The Qatari Population”. Journal of Biosocial Science 38, no. 2 (2006): 239-246. DOI: 10.1017/S0021932004007060 EDN: HWAHBH
15. Collombier, Virginie, and Olivier Roy. Tribes and Global Jihadism. Oxford: Oxford University Press, 2018.
16. Dawood, N.J., ed. Ibn Khaldun: The Muqaddima. An Introduction to History, translated by Franz Rosenthal. Princeton: Princeton Univ. Press, 1969.
17. Dukhan, Haian. State and Tribes in Syria: Informal Alliances and Confl ict Patterns. New York: Routledge, 2019.
18. Evans-Pritchard, Evans. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: Clarendon Press, 1949.
19. Freer, Courtney, and Andrew Leber. “Defi ning the “Tribal Advantage” in Kuwaiti Politics”. Middle East Law and Governance, no. 2 (2021): 205-234. DOI: 10.1163/18763375-13031309 EDN: ZUARHH
20. Freer, Courtney. “Clients or Challengers?: Tribal Constituents in Kuwait, Qatar, and the UAE”. British Journal of Middle Eastern Studies, no. 2 (2019): 271-290. DOI: 10.1080/13530194.2019.1605881
21. Gellner, Ernest. “Introduction”. In Arabs and Berbers: From Tribe to Nation in North Africa, edited by Ernest Gellner, and Charles Micaud. Lexington, Mass.: Lexington Books, 1972.
22. Heard-Bey, Frauke. From Trucial States to United Arab Emirates: A Society in Transition. London, New York: Longman Group, 1982.
23. Hourani, Albert. A History of the Arab Peoples. London: Faber and Faber, 1991.
24. Hweio, Haala. “Tribes in Libya: From Social Organization to Political Power”. African Confl ict and Peace Building Review, no. 1 (2012):111-121. DOI: 10.2979/africonfpeacrevi.2.1.111
25. Josselin, Daphné, and Wallace William. “Non-State Actors in World Politics: A Framework”. In Non-State Actors in World Politics, edited by Josselin Daphné, and William Wallace, 1-20. Houndsmills, Basingstoke: Palgrave, 2001.
26. Kelly, J. Eastern Arabia Frontiers. London: Faber & Faber, 1964.
27. Keohane, Robert, and Joseph Nye. “Introduction”. In Transnational Relations and World Politics, edited by Robert Keohane, and Joseph Nye. Cambridge: Harvard University Press, 1972.
28. Kostiner, Joseph. “The Nation in Tribal Societies: Refl ections on K.H. al-Naqib’s Studies on the Gulf”. In Tribes and States in a Changing Middle East, edited by Uzi Rabi, 219-230. Oxford: Oxford University Press, 2016. :oso/9780190264925.003.0012. DOI: 10.1093/acprof
29. Lewis, Alexandra. Security, Clans and Tribes: Unstable Governance in Somaliland, Yemen and the Gulf of Aden. Basingstoke: Palgrave Pivot, 2014.
30. Lori, Noora. Off shore Citizens: Permanent Temporary Status in the Gulf. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.
31. Meulen, H. The Role of Tribal and Kinship Ties in the Politics of the United Arab Emirates. PhD Thesis, Tufts Univ., 1997.
32. Rugh, Andrea. The Political Culture of Leadership in the United Arab Emirates. New York: Palgrave Macmillan, 2007.
33. Shockley, Bethany, and Justin Gengler. “Social Identity and Coethnic Voting in the Middle East: Experimental Evidence from Qatar”. Electoral Studies 67, (2020): 1-13. DOI: 10.1016/j.electstud.2020.102213
34. Willner, Samuel. “Tribal Decision-Making: From Traditional to Modern Context”. In Preserving the Saudi Monarchy: Political Pragmatism in Saudi Arabia c. 1973-1979, edited by Samuel Willner. Cham: Palgrave Macmillan, 2023. DOI: 10.1007/978-3-031-30006-6_2
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется процесс формирования и утверждения польского популизма на современном этапе в лице правящей партии «Право и справедливость» (ПиС, Prawo i Sprawiedliwosc) с применением теоретического аппарата неоинституционализма, а также исторического и сравнительного подходов. Рассматриваются как общие черты популизма, так и особенные для Восточной Европы. Также изучается процесс развития представлений, практик и результатов, способствующих укоренению популистских ценностей и картины мира в польском общественном сознании в рамках концепции колеи зависимости (path dependence). В заключительной части описываются сущностные ориентиры, идеология, программа и электорат ПиС. Партия сравнивается со своим главным конкурентом «Гражданской платформой» (ГП, Platforma Obywatelska) с точки зрения стратегии, также упоминаются конкретные результаты правления ПиС. Польша отличается слабыми и неустойчивыми связями между избирателями и партиями, что приводит к отсутствию стабильной социальной базы поддержки у партий и, в свою очередь, ведет к их постоянному дроблению, высокой партийной волатильности. Партии в Польше исторически являются организациями с самым низким уровнем общественного доверия. В подобном контексте партии, которые смогут по-настоящему привлечь избирателя, моментально окажутся в более выгодном положении. Одним из наиболее подходящих методов потому являются простые, зачастую примитивные лозунги, непримиримость дискурса, агрессивность риторики, невыполнимые обещания всеобщего изобилия, резкое противопоставление себя всем остальным и отказ от демократических норм представительства в пользу сильного лидерства, то есть классический популизм.
За последние полвека усиление роли негосударственных акторов в мировой политической системе привело к изменениям не только в сфере международных отношений, но и в других областях политической жизни, среди которых и языковая политика. Перестав быть прерогативой государства и его институтов, она преобразовалась в область политических отношений по вопросам языка между государством и разными негосударственными акторами в рамках так называемой политики языка. Несмотря на то что эта область подразумевает процессы внутри национальных границ, ее участники могут быть как внутренними, так и ассоциированными с внешними акторами, особенно в случае, когда население страны или его часть связаны с kin-states. Наглядным примером такой ситуации является постсоветская Республика Молдова, политический спектр которой разделен между пророссийскими молдовенистскими акторами и сторонниками румынизма. Первые выступают за существование самостоятельной молдавской нации и использование глоттонима «молдавский» для государственного языка, а также придерживаются интернациональной советской традиции управления многообразием, в основе которой лежит русский как язык межнационального общения. Прорумынские силы продвигают румынскую идентичность языка для всего населения республики. Цель статьи - определить актуальный состав акторов политики языка в Молдове на современном этапе. Результаты исследования показывают, что за годы независимости политика языка в республике эволюционировала от противостояния между государством и интеллектуальной элитой до самостоятельной области отношений между разного рода акторами, причем прорумынская группа представляется более влиятельной. При этом наблюдается серьезное ослабление роли государства в политике языка, чьи институты превратились в инструмент борьбы между негосударственными акторами и не способны поддерживать стабильность конституционных основ молдавского государства.
Черкесское этнонациональное движение - одно из самых заметных в России. Дополнительный «вес» адыгский активизм получил благодаря наличию крупных диаспор в Турции, Сирии, Иордании, а также диаспор в Израиле, странах Западной Европы и США. В 1990-е гг. черкесские националисты заявляли о планах по созданию единой Черкесии - либо в составе России, либо в качестве самостоятельной политии. Такие радикальные сценарии не были приняты большинством умеренных адыгов. При этом черкесские активисты нуждались в проекте, который мог бы объединять адыгов в России и мире и поддерживать черкесское движение на ходу. Таким проектом стало содействие переселению черкесов диаспоры на Кавказ. Возвращение адыгов из-за рубежа исторически было важным пунктом программы черкесского движения, но после краха планов по созданию единой Черкесии и начала всестороннего кризиса в Сирии, заставившего тамошних адыгов искать убежища, эта идея вышла на первый план. Цель исследования - показать, как черкесские организации в России и в диаспорах используют проект возвращения для решения собственных задач. Продемонстрировано, что адыгское движение меняется: среди российских адыгов снижается радикализм, растет запрос на конструктивный диалог с государством в обмен на содействие с управляемым переселением. Турецкие организации не особо поддерживают идею о возвращении на Кавказ, поскольку она может ослабить черкесское движение в Турции.
В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.
В работе исследуется проблематика «Нового космоса» и все большего вовлечения частных космических компаний в военную деятельность государств мира на примере США. Рассматриваются конкретные направления работы частных космических компаний, анализируются интересы государственных ведомств в части подключения негосударственных акторов к реализации задач обороны. Оцениваются возможные последствия таких тенденций для международной безопасности.
Данная статья посвящена анализу глубинных изменений системы международных отношений, происходящих в условиях усиления роли цифровых акторов и платформ в формировании глобальной повестки. Появление Интернета стало поворотным моментом в процессе развития всей системы международной коммуникации: процессы и способы распространения информации, механизмы формирования общественного мнения видоизменились, а цифровые платформы стали новым фактором ускорения глобализации. Вместе с тем, как показывают авторы, первоначальная природа Интернета, которая рассматривалась США и странами Запада как составная часть и технология на службе либерального порядка, со временем стала отражением усиливающейся конфронтации между государствами, а также пространством распространения политических конфликтов, стереотипов и информационных войн. Кроме этого, новые цифровые олигополии стали формировать цифровое пространство исходя из своих корпоративных интересов, ставя на первое место усиление своего влияния на рынке, а не качество онлайн-дискуссий и укрепление гражданской демократической культуры. Военизация и секьюритизация Интернета является логичным продолжением кризиса мирового либерального порядка. На место комплексной взаимозависимости, в укреплении которой цифровые акторы и платформы сыграли важнейшую роль, все чаще приходит идея цифрового суверенитета, то есть отгораживания от единого коммуникационного пространства, равно как создание норм, защищающих государства и граждан от чрезмерного влияния корпораций. Авторы приходят к выводу, что мы переживаем закат эпохи информационной открытости. Деполитизация Интернета невозможна без снижения градуса международной напряженности и возвращения духа рационализма в мировую политику.
Феномен асимметричного конфликта отражает несколько важных закономерностей вооруженных конфликтов послевоенного периода: преобладание внутренних конфликтов над межгосударственными конфликтами; их интернационализация за счет участия в них других стран, международных организаций или негосударственных акторов; прямое или опосредованное участие великих держав в таких конфликтах; наибольшее число вооруженных конфликтов происходит в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Вооруженные конфликты послевоенного периода нередко называют «прокси-войнами», так как прямым участникам конфликта оказывают поддержку внешние акторы - государства или негосударственные акторы. Предметы конфликтов между государствами и негосударственными акторами часто имеют политическую природу. Произошло преодоление принципиального различия между внутренней и внешней политикой. Послевоенный период показывает постепенное изменение отношения к участию негосударственных акторов в вооруженных конфликтах, что отражается в признании легитимности их как участников конфликта, переговоров и заключения соглашений о прекращении военных действий. Происходит легитимация самих негосударственных акторов вооруженных конфликтов как представителей интересов определенных групп населения. Миротворческая деятельность ООН после окончания холодной войны подтверждает эти изменения. Исследование участия негосударственных акторов в вооруженных конфликтах показывает расширение повестки и методологии изучения вооруженных конфликтов послевоенного времени, что отражает существенные изменения практики международных отношений. Эти изменения касаются того, кто признается легитимным участником международных отношений, какую роль играют негосударственные акторы в вооруженных конфликтах и какое отношение к негосударственным акторам существует у других участников международных отношений - государств, международных правительственных и неправительственных организаций.
Интервью с Мариной Михайловной Лебедевой, заведующей Кафедрой мировых политических процессов МГИМО МИД России.
«Одним из важнейших проявлений и неотъемлемым атрибутом современного развития становится взаимодействие и соперничество негосударственных акторов и государственных участников мировой политики. Государствам приходится считаться с ними, учитывать их в своей внутренней и внешней политике и даже соперничать друг с другом за привлечение их на свою сторону»1.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/