Статья: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ДИАЛЕКТИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНФОРМИЗМА (2025)

Читать онлайн

В статье рассматривается противоречие между функцией системы образования по формированию критического мышления и унифицирующим воздействием массовой культуры, нивелирующей культурное многообразие и навязывающей стандартные образцы поведения. Анализ основан на теоретических работах ведущих философов и социологов (Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, П. Бурдье и др.) в русле социологии культуры и социально-политической философии, включая критику индустрии культуры и концепцию символического господства. В результате проведенного авторами теоретического анализа, выявлена диалектическая напряженность между задачей воспитания автономной, культурно идентичной личности и давлением массовой культуры, порождающим социальный конформизм. Обосновывается, что преодоление данного противоречия требует целенаправленного усиления критико-рефлексивных практик в образовании для сохранения культурной идентичности и развития независимого мышления.

Ключевые фразы: массовая культура, КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, социальный конформизм, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, индустрия культуры, образование
Автор (ы): Самойлов Сергей Федорович, Плотников Наполеон Валерьевич
Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Префикс DOI
10.24412/2220-2404-2025-5-30
Для цитирования:
САМОЙЛОВ С. Ф., ПЛОТНИКОВ Н. В. ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ДИАЛЕКТИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНФОРМИЗМА // ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2025. №5
Текстовый фрагмент статьи