В статье раскрыты сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. Рассмотрены особенности формирования умений работы с информацией у детей старшего дошкольного возраста, в частности, умений анализировать и критически оценивать получаемую информацию. На основе анализа психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта сформулированы педагогические условия формирования у старших дошкольников информационных умений; раскрыта роль взрослых в процессе формирования у детей первоначальных информационных умений.
Идентификаторы и классификаторы
Человек накапливал знания и оперировал ими всегда, передавая их устно и письменно, изображая в рисунках и скульптуре. Сейчас для накопления, оперирования и обмена знаниями с другими людьми служит принципиально новое устройство – компьютер.
Список литературы
1. Березина Ю.Ю., Ерофеева Т.И. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: монография. - М.: МИГУ, 2019. - 136 с. EDN: PWCYVU
2. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: учебно-методическое пособие. - М.: МПГУ, 2016. - 188 с. EDN: JKRZFV
3. Дмитриев Ю.А., Корягина Л.С. Информационные умения и их формирование у старших дошкольников // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 4. -С. 28-43. EDN: KXTWXX
4. Калинина Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. - 2017. -№ 5. - С. 189-194. EDN: ZRCCDP
5. Калинина Т.В. Основы информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста: состояние проблемы и пути решения // Проблемы современного образования. - 2018. - № 1. - С. 149-162. EDN: WAYJLN
6. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников: монография. - М.: МИТУ 2019. - 140 с. EDN: MQVFLC
7. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития: учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. -95 с.
8. Маслов Е.С., Тихонов О.В. Когнитивные искажения и критическое мышление: учебно-методическое пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2022. - 28 с.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” // Российская газета. -25.11.2013. - № 6421.
10. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 79-85. EDN: RMTGYO
11. Урлапова В.П. О критическом мышлении и его развитии у детей. - URL: https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/1284-v-p-urlapova-o-kriticheskom-myshlenii-i-ego-razvitii-u-detej.html (дата обращения: 11.11.2023).
12. Фарафонова Н.Н. Развитие дошкольников // Педагогическая наука и практика. -2019 - № 4 (26). - С. 114-117. EDN: ZTMVNA
13. Халперн Д. Психология критического мышления / пер. с англ. Н. Мальгина и др. -4-е междунар. изд. - СПб: Питер, 2000. -503 с.
14. Цифровое общество в культурноисторической парадигме: монография / под ред. Т.Д. Марцинковской и др. - М.: МПТУ 2019. - 264 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье обсуждаются проблемы и содержание лингвистического курса, разработанного для преподавания китайским студентам, обучающимся по специальности «Русский язык». Детализируется вопрос о функциональных характеристиках русских частиц как выразителей точки зрения субъекта. Анализируются выполняемые частицами коммуникативные функции, что способствует повышению уровня усвоения и практического применения речевых навыков, полученных студентами при изучении неродного языка.
В статье рассматриваются проблема формирования этнокультурной компетенции студентов и особенности использования в этом процессе этнокультурных образовательных технологий.
В статье раскрыты сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. Рассмотрены особенности формирования умений работы с информацией у детей старшего дошкольного возраста, в частности, умений анализировать и критически оценивать получаемую информацию. На основе анализа психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта сформулированы педагогические условия формирования у старших дошкольников информационных умений; раскрыта роль взрослых в процессе формирования у детей первоначальных информационных умений.
В статье дается анализ гендерных ролей и гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста, а также анализ изменений социальной структуры общества, которые отражаются на мышлении и поведении детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования специфики формирования гендерных ролей и гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста; показана осознанность ребенком своей принадлежности к определенному полу и сформированность у ребенка старшего дошкольного возраста соответствующих гендерных ролей и гендерных стереотипов. Эти представления оказывают сильное влияние на будущее поведение и мировоззрение детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваются вопросы актуализации использования научно-методического наследия, историко-педагогического опыта в содержании подготовки педагогов дошкольного образования в соответствии с актуальными задачами современного образования.
В статье рассматриваются подходы к развитию семантической стороны речи детей дошкольного возраста - психологический, лингвистический и педагогический. Исследование показало, что понимание уместности употребления слов и словосочетаний способствует освоению коммуникативной структуры в разных контекстах и адекватному отбору лексики в любом высказывании. А интеграция с различными сторонами воспитания (умственной, нравственной, физической, эстетической) развивает интерес детей к разным явлениям действительности, помогает дошкольникам глубже понять богатство и красоту родной речи, тем самым оказывая несомненное влияние на становление языковой личности и развитие языковой картины мира, которое продолжится в школе, а затем и в дальнейшей жизни.
В статье рассмотрена история развития нормативных требований к разработке образовательных программ дошкольного образования за последние 30 лет. Определены особенности части, формируемой участниками образовательных отношений, а также появление понятия «парциальные программы» и их роль в развитии вариативности дошкольного образования. Охарактеризованы сложившиеся в практике типичные механизмы интеграции обязательной и вариативной частей образовательной программы дошкольного образования.
В статье затрагивается проблема развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем использования общеразвивающих упражнений. На основе анализа научных исследований авторами дается определение понятия «координационные способности», подчеркивается их значение для физического развития ребенка, раскрываются педагогические условия эффективного развития координационных способностей посредством использования общеразвивающих упражнений в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
В статье представлена характеристика речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗРП). Рассмотрены особенности обучения английскому языку детей с ЗПР. Возможность организации работы преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей с ЗПР, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формированию учебной мотивации через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Многочисленные исследования профессионального развития человека показывают, что личностно-профессиональное развитие начинается с рождения и завершается в момент сознательного отказа от профессиональной самореализации. В связи с этим востребована теория, способная не только объективно отразить личностно-профессиональное развитие, но и разработать ресурсы самоуправления данным процессом. В статье представлено стартовое осмысление комплексно-кластерного подхода, который может выступить в качестве методологического основания личностно-профессионального развития высококвалифицированных кадров.
В статье анализируются основные показатели, отражающие уровень и динамику индикаторов в сфере IT-образования. Используются данные Федеральной службы государственной статистики, результаты мониторингов эффективности российских вузов, сведения Главного информационно-вычислительного центра Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также справочные разработки Высшей школы экономики. Для IT-специальностей и направлений подготовки обсуждается наполнение профессионально-прикладной математической подготовки, ее трудоемкость, объемы контактной и самостоятельной работы. Обращено внимание на совпадение названий, форм отчетности, последовательности изучения, формируемых компетенций, содержания дисциплин математического блока. За основу взяты учебные планы и рабочие программы дисциплин, размещенные на официальных сайтах вузов.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru