Архив статей журнала

ПОТЕНЦИАЛЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Л. В. МАРДАХАЕВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК (ПО МАТЕРИАЛАМ XXIX СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ», 20-21 МАРТА 2025 Г., ПОСВЯЩЕННЫХ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА Л. В. МАРДАХАЕВА) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Квитковская А. А., Гарашкина Н. В., Мосиенко Л. В.

20-21 марта 2025г. в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялись ХХ1Х Социально-педагогические чтения, которые были посвящены творчеству профессора Л. В. Мардахаева. Статья посвящена вкладу Л. В. Мардахаева - выдающегося ученого, основателя научной отечественной школы по направлению «История и теория социальной педагогики» в историю, методологию и технологии развития профессиональной и социальной педагогики. Представлен генезис развития социально-педагогического подхода в педагогике и социальной сфере, описана роль ученого в этом процессе. Путь Л. В. Мардахаева в науке свидетельствует о приверженности его своим идеям по воспитанию молодого поколения. Его научные взгляды характеризуются многогранностью, разносторонностью, широтой позиций, междисциплинарностью, востребованностью. Перспективность развития научных идей Л. В. Мардахаева заключается в ценностных потенциалах его социально-педагогической школы: выделение уровней методологического знания, принципы профессионального образования, развитие профессионального поля в социально-ориентированной направленности, приоритеты социальной педагогики, идеи об особенном социальном мире современного человека.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Чистякова М. В., Овчинникова А. Ж.

В статье раскрывается сущность творческого компонента трудового воспитания младших школьников; освещаются результаты диагностики сформированности творческого компонента трудового воспитания младших школьников; предлагаются методы и средства эффективности данного компонента.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Тарасенко Т. В.

Актуальность проблемы обусловлена условиями реализации духовно-нравственного направления воспитания дошкольников в условиях введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В статье рассматриваются некоторые методы использования художественной литературы в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.

Сохранить в закладках
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Звезда Людмила

В статье рассмотрено содержание компонентов гражданской идентичности дошкольников. Представлены практико-ориентированные модули формирования основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у дошкольников в соответствии с ФОП ДО.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Федина Н. В., Лазарева Мария Васильевна

В статье рассмотрены особенности формирования у детей основ гражданской идентичности в дошкольных образовательных организациях на основе анализа содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФОП ДО.

Сохранить в закладках
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Павлова Л. И., Кривенок В. А.

Статья посвящена рассмотрению истории и современному взгляду на применение принципа наглядности для развития математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования аудиовизуальных средств. Их интерактивность и комплексность воздействия на различные органы чувств, способность развивать основы логического мышления позволяют формировать у детей полноценные математические представления.

Сохранить в закладках
ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Лазарева Мария Васильевна

В статье раскрыты особенности геймификации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды дошкольного образования с учетом соблюдения цифровой гигиены. Выделены основные направления этой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Подчеркивается мысль о том, что цифровое оборудование должно использоваться не для того, чтобы развивать у детей какие-то особые новые качества, а расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.

Сохранить в закладках
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Волобуева Людмила Михайловна, Зверева О. Л., Авилова Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема актуализации отечественного педагогического наследия в области дошкольного образования. Обсуждается вопрос оказания методической поддержки педагогам на основе создания виртуального музея истории дошкольного образования России. Подчеркивается значимость исторического просвещения педагогов. Освещаются основные положения отечественной истории дошкольного воспитания, способствующие развитию компетенций современных педагогов.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Антонова Анна Викторовна, Пережогина Алина

В статье рассматривается использование новых форм дополнительного образования детей дошкольного возраста, в том числе такая форма, как художественная лаборатория. Раскрывается возможность использования традиционных и новых форм в организации художественного образования и проектной технологии в профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования.

Сохранить в закладках
РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ушакова О. С., Кочетков Ю. А.

В статье рассматриваются новые подходы к пониманию роли родного (русского) языка на всех ступенях дошкольного образования в процессе решения задач эстетического развития.

Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Шварева Л. В., Михалец И. В.

В статье актуализируются задачи патриотического воспитания современных дошкольников как одной из составляющих содержания воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Утверждается роль духовно-нравственных ценностей в решении задач патриотического воспитания. Представляется обзор научной литературы, раскрывающий аспекты изученности проблемы воспитания патриотизма в дошкольных организациях. На основе определения понятия духовно-нравственных ценностей обозначена специфика образовательной среды и выделены задачи, решаемые педагогами в процессе воспитания патриотизма на основе духовно-нравственных ценностей в дошкольной организации. Раскрыто авторское понимание патриотического воспитания на основе духовно-нравственных ценностей православной культуры. Представлены основные принципы и направления работы по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях духовно-нравственной образовательной среды. Делается вывод о целесообразности построения духовно-нравственной образовательной среды как условия прочного единства, где она служит «социальным клеем», объединяющим детей вместе посредством общих духовно-нравственных ценностей, общего чувства принадлежности к родной культуре, приверженности общему благу и любви к своей Родине.

Сохранить в закладках