В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из актуальных задач на восточном участке Байкало-Амурской магистрали (БАМ) является обеспечение провозной и пропускной способности системы тягового электроснабжения (СТЭ). В настоящее время электроснабжение участка выполнено двухцепной линией 220 кВ, длина которой составляет 928 км, что в несколько раз превышает предельно допустимую длину для линий этого класса напряжения. Нормальные длины ЛЭП 220 кВ соответствуют 400 км при двустороннем и 250 км – при одностороннем питании. Система электроснабжения БАМа получает питание от УИ-ГЭС и БРГЭС через подстанцию КШ и от отдельной линии до подстанции ЯК, выполненной в габаритах 500 кВ и работающей на напряжении 220 кВ. Летом 20– 25 МВт активной мощности поступает на подстанцию ТК со стороны ММ-ГЭС, зимой эта ГЭС переходит в режим потребления энергии. Двухцепная ЛЭП 220 кВ идет на восток с опорными подстанциями КР, СБ, УН и ТК, на последней обычно организован раздел на восток с Амурской энергосистемой.
Список литературы
1. Сай В. М., Жироухов Е. И. Повышение провозной способности напряженных участков железных дорог // Наука и транспорт. 2006. № 5. С. 22-25. ISSN 2306-9112.
2. Емелина Н. В., Аккерман Г. Л. Развитие тяжеловесного движения в России и мире: проблемы и перспективы // Инновационный транспорт. 2022. № 1 (43). С. 59-63. DOI: 10.20291/2311-164X-2022-1-59-63 EDN: YYRUQA
3. Пузина Е. Ю. Моделирование ремонтных режимов работы системы электроснабжения участка Юрты - Нижнеудинск при реализации систем интервального регулирования // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 3 (75). С. 181-194. DOI: 10.26731/1813-9108.2022.3(75).181-194 EDN: HBHMKF
4. Huang W., Hill D. J., Zhang X. Small-Disturbance Voltage Stability of Power Systems: Dependence on Network Structure Power Systems // IEEE Transactions on Power Systems. 2020. Vol. 35. No. 4. Pp. 2609-2618. DOI: 10.1109/TPWRS.2019.2962555 EDN: FGGUGE
5. Буйносов А. П., Тутынин О. И. Потери электроэнергии в контактной сети и методы их снижения // Наука и образование - транспорту. 2022. № 2. С. 9-12. EDN: MPOYWU
6. Cherepanov A., Kutsiy A. Modeling of tractive power supply systems for heavy-tonnage trains operation // 2018 International Russian Automation Conference, RusAutoCon 2018, Sochi, September 9-16, 2018. Sochi, 2018. P. 8501734. DOI: 10.1109/RUSAUTOCON.2018.8501734
7. Булатов Ю. Н., Крюков А. В., Куцый А. П. Мультиагентные технологии управления в системах электроснабжения магистральных железных дорог // Системы. Методы. Технологии. 2018. № 1 (37). С. 56-65. DOI: 10.18324/2077-5415-2018-1-56-65 EDN: YWXRCJ
8. Исследование мультиэнергетического объекта методами имитационного моделирования / Н. И. Воропай, Е. В. Уколова, Д. О. Герасимов [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 12 (143). С. 157-168. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-12-157-168 EDN: YTRUIP
9. Воинова Д. В., Пузина Е. Ю. Повышение эффективности функционирования энергетических объектов муниципальной инфраструктуры // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 19-22 апреля 2016 г. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. Т. 2. С. 170-175. EDN: NBYZXZ
10. Han Y., Gao Q., Li X. Research on the Application of Modern Power System Based on Automatic Control Technology // 4th International Conference on Modeling and Simulation (MAS). IEEE, 2015. DOI: 10.1109/MAS.2015.16
11. Sekhar P. C., Deshpande R. A., Sankar V. Evaluation and improvement of reliability indices of electrical power distribution system // National Power Systems Conference (NPSC). IEEE, 2016. DOI: 10.1109/NPSC.2016.7858838
12. Analysis and Research on Security Protection and Control of Intelligent Substation Based on Visualization Technology / X. Wang, Y. Gao, Y. Tao, H. Zheng // 12th International Conference on Intelligent Computation Technology and Automation (ICICTA). IEEE, 2019. Pp. 584-588. DOI: 10.1109/ICICTA49267.2019.00131
13. Жоглик И. В., Пузина Е. Ю. Автоматизированная интеллектуальная система непрерывного компьютерного контроля и диагностики силового оборудования // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 21-25 апреля 2015 г. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. Т. 2. С. 104-109. EDN: OLANTD
14. Черепанов А. В., Тихомиров В. А., Куцый А. П. Влияние несимметрии напряжений на энергоэффективность // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2017. № 4 (56). С. 207-217. DOI: 10.26731/1813-9108.2017.4(56).207-217 EDN: YLXFKW
15. Башарин В. Л., Пузина Е. Ю. Оценка эффективности применения устройств компенсации реактивной мощности на тяговой подстанции Кежемская ВСЖД // Транспорт: наука, образование, производство: труды международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12-15 апреля 2016 г. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2016. Т. 2. С. 229-233. EDN: YKHTQX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, так как более 99 % грузов доставляются раньше установленного срока, что приводит к простоям вагонов и нарушению производственных процессов. Предложена методика прогнозирования срока доставки как случайной величины с учетом статистических данных, включая закон распределения, математическое ожидание и доверительный интервал. Приведены рекомендации по улучшению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок через информирование о вероятных сроках доставки, в том числе с использованием машинного обучения.
Статья посвящена оценке эффективности динамических моделей энергооптимального движения поезда, построенных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сделан анализ мирового опыта, рассмотрены основные принципы работы, преимущества и недостатки подобных имитационных моделей, а также этапы исследований, выполненных в этой области научных знаний. Представлен алгоритм анализа эффективности движения поезда с точки зрения его энергооптимальности. Описан подход к компьютерному моделированию движения поездов по участку с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Приведены данные экспериментальной оценки эффективности разработанного алгоритма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области железнодорожного транспорта, а также для разработчиков новых технологий и методов оптимизации железнодорожных систем.
В статье рассмотрено моделирование движения поездов, следующих по технологии виртуальной сцепки, с учетом задержки времени передачи команды на управление торможением. Проведен краткий обзор существующих научных исследований в данной области, предложена математическая модель, описывающая процесс торможения двух поездов, движущихся по технологии виртуальной сцепки, с учетом временных задержек разности торможения ведущего и ведомого поездов. Выполнены аналитические расчеты и численное моделирование, представлены и проанализированы полученные результаты, обоснована необходимость учета временных задержек при управлении поездами, следующими по технологии виртуальной сцепки.
В статье представлены результаты исследования скорости движения транспорта по мере удаления от условного центра города в сторону периферии. Для пространственной оценки скорости сообщения использованы материалы геоинформационных систем, а также специальная методика разделения территории города на отдельные территории. Результаты исследования позволили выявить закономерности изменения средней скорости сообщения транспорта и ее распределение при заторах разного уровня, а также получить данные о средней скорости движения транспорта по всей сети города в различные часы суток.
В статье показаны преимущества использования RFID-контроля изоляторов воздушной линии электропередачи по сравнению с контактными, визуальными, оптическими, тепловыми, инфракрасными, механическими способами и методами диагностики. Эти преимущества заключаются в способности автоматизировать диэлектрический мониторинг изоляторов, в простоте монтажа-демонтажа, возможности технического обслуживания по состоянию, готовности поделиться техническими и эксплуатационными данными изделия, координировать маршрут следования до секунды благодаря привязке к месту установки. Представлена поэтапная разработка математического имитационного моделирования для координации оператора во время обхода. Использованы наблюдения и закономерности, установленные при опытно-промышленной эксплуатации RFID-контроля на действующих участках линий сигнализации, централизации и блокировки. Сделана оценка обобщенной вероятности успеха, подтверждена выбранная вероятность имитационного моделирования траектории движения оператора для попадания в зону действия RFID-индикаторов.
В статье приведены результаты теоретических исследований динамического вписывания экипажа электровоза ЭП2К в кривые рельсовой колеи и взаимодействия бандажей колесных пар и рельсов в горизонтальной плоскости при различной кривизне рельсового пути в плане. При движении электровоза ЭП2К в кривой рельсового пути первая по ходу тележка, вероятнее всего, имеет свободную установку, а вторая тележка - хордовую установку. При этом происходит прижатие средних (второй и пятой) колесных пар трехосных тележек к внутреннему рельсу. Наибольшие затраты энергии на преодоление сил фрикционного трения в контакте второй и пятой колесных пар с гранью внутреннего рельса (следовательно, и наибольший износ гребня бандажа) возникают при движении электровоза ЭП2К в кривых с радиусами 350-400 м.
В статье представлены результаты исследования непланового ремонта электровозов серии 2ЭС6, выведенных из эксплуатации из-за повреждений магнитной системы. На основе проанализированных данных установлено, что отклонения в токовых характеристиках якоря между двигателями смежных тележек являются индикатором возможной неисправности. Предложен алгоритм предиктивного выявления электрических повреждений тягового электродвигателя.
Повышение устойчивости функционирования системы тягового электроснабжения железнодорожного транспорта в целом и систем ее защит в частности включает анализ и прогноз электрических параметров. Статья посвящена решению актуальной задачи по подбору адекватного вероятностного закона распределения. Мотивацией для исследования стала выявленная в результате натурных измерений низкая сходимость экспериментальных данных с широко используемым нормальным распределением. Проверяемая авторами гипотеза состоит в том, что применение Гауссовского закона распределения при вероятностной оценке пределов изменения параметров защит без рассмотрения других законов распределения является неадекватным и ведет к увеличению количества ошибок в работе терминалов защит фидеров контактной сети. На примере анализа величин тока, напряжения, угла сдвига фаз и входного сопротивления, определяемых терминалами защит фидеров контактной сети переменного тока, выполнен анализ трех наиболее распространенных законов распределения. Установленные закономерности позволили выбрать в качестве оптимального логнормальный закон распределения ввиду наилучшей сходимости с опытными данными. При вероятностных расчетах и прогнозе параметров защит фидеров контактной сети тяговых подстанций переменного тока использование логнормального закона распределения вместо нормального в перспективе может стать востребованным инструментом для отстройки защит от области нагрузочных характеристик и позволит исключить случаи неправильной их работы.
В статье рассмотрены два способа усиления действующего электрифицированного участка постоянного тока Свердловской железной дороги: 1) строительство промежуточных одноагрегатных подстанций; 2) замена основного силового оборудования более мощным и современным. Выполнено моделирование различных режимов работы системы тягового электроснабжения для заданного графика движения грузовых составов с локомотивами 4ЭС6 и 3ЭС6, проведено технико-экономическое сравнение двух вариантов, рассчитаны капитальные, эксплуатационные и приведенные затраты. На основании полученных результатов выбран более экономичный вариант и даны рекомендации по усилению действующего электрифицированного участка.
В статье представлен обзор литературных источников, посвященных проблеме повышенного износа гребней колес подвижного состава, в том числе сразу по нескольким отраслям - локомотивному, вагонному и частично путевому хозяйству железных дорог. Отдельно приведены работы по износу гребней колес в вагонном хозяйстве, в которых эта проблема анализируется в зависимости от условий эксплуатации, конструктивного исполнения и технического состояния подвижного состава, а также от условий содержания пути. Показано, что износ гребней колес локомотивов по многим нюансам схож с износом гребней колес вагонов, но имеет и свою специфику.
Несмотря на меры, принимаемые на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, в том числе наличие на вагонах-цистернах средств физической защиты в виде предохранительных дуг, случаются аварии, приводящие к техногенным катастрофам. Поэтому изучение прочности таких средств защиты остается актуальной задачей. В статье на основе обзора патентных источников и с использованием двухфакторной методики, разработанной на кафедре «Вагоны» УрГУПС, представлены результаты численных экспериментов по оценке напряженно-деформированного состояния 19 вариантов дуг безопасности и их воздействия на оболочку котла цистерны, а также даны рекомендации по выбору наиболее рационального их конструктивного исполнения.
Внутрирегиональные железнодорожные пассажирские перевозки сталкиваются с серьезными вызовами, обусловленными ростом автомобилизации, развитием альтернативных видов транспорта и изменением транспортного поведения пассажиров. В частности, пригородное железнодорожное сообщение испытывает нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что сопровождается снижением пассажиропотока. Такая ситуация требует разработки мер, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для пассажиров. В частности, железнодорожный транспорт должен обеспечивать наиболее удобное расписание для внутрирегиональных поездок. В статье предложена модель выбора расписания пригородных поездов, позволяющая максимизировать пассажиропоток на основе учета временных предпочтений пассажиров и затрат на внутригородские перемещения. Для калибровки модели использованы результаты социологического опроса, а также данные сотовых операторов о межмуниципальных перемещениях абонентов. Применение разработанной модели для направления Нижний Тагил - Екатеринбург показало, что она позволяет обеспечить повышение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении.
В статье рассмотрена специфика стратегии развития железнодорожного транспорта, проанализировано влияние внешних и внутренних факторов, определяющих стратегические перспективы транспортного холдинга. Сформулированы требования, предъявляемые к формированию системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности транспортного холдинга, определены и проанализированы основные блоки бизнес-модели такой системы. Предложены методы адаптации алгоритмов формирования и внедрения системы сбалансированных показателей для железнодорожного транспорта.
Издательство
- Издательство
- УРГУПС
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- Юр. адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- ФИО
- Галкин Александр Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@usurt.ru
- Контактный телефон
- +3 (432) 212444_