В статье представлен обзор литературных источников, посвященных проблеме повышенного износа гребней колес подвижного состава, в том числе сразу по нескольким отраслям - локомотивному, вагонному и частично путевому хозяйству железных дорог. Отдельно приведены работы по износу гребней колес в вагонном хозяйстве, в которых эта проблема анализируется в зависимости от условий эксплуатации, конструктивного исполнения и технического состояния подвижного состава, а также от условий содержания пути. Показано, что износ гребней колес локомотивов по многим нюансам схож с износом гребней колес вагонов, но имеет и свою специфику.
Идентификаторы и классификаторы
Публикация [7] посвящена влиянию повышения осевой нагрузки на основные силы, возникающие в системе «колесо – рельс» при движении грузового состава в кривых участках железнодорожного пути. С помощью имитационного моделирования рассмотрены горизонтальные боковые и продольные силы. В качестве модели созданы варианты составов с осевыми нагрузками на ось 23,5 и 27 тс. Полученные результаты (табл. 1) свидетельствуют о том, что увеличение нагрузки на ось грузового состава влияет на силы взаимодействия в системе «колесо – рельс» в кривых участках при всех рассмотренных в работе радиусах. Согласно приведенному в [7] анализу, продольные силы в среднем растут на 9 % с увеличением осевой нагрузки, боковые силы – до 28 %. Максимальная разница получена при скорости 40 км/ч. Таким образом, увеличение осевой нагрузки приводит к повышению износа колес.
Список литературы
1. Зубов А. У задачи есть решение // Гудок. 19 янв. 2023 г. C. 1.
2. ГОСТ 33783-2016. Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности. Москва: Стандартинформ, 2016. 57 с.
3. ГОСТ 33211-2014. Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам. Москва: Стандартинформ, 2020. 54 с.
4. Иванова Т. В., Налабордин Д. Г. Сравнительная оценка интенсивности износа гребней стандартных и инновационных колес грузовых вагонов // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2017. Т. 18. № 10. С. 459-460. ISSN 0202-3350. EDN: ZQQKVB
5. ГОСТ 10791-2011. Колеса цельнокатаные. Технические условия. Москва: Стандартинформ, 2011. 28 с.
6. Цельнокатаное железнодорожное колесо и способ его изготовления / С. А. Королев, А. М. Волков, А. И. Кондрушин [и др.]: патент 2259279 Российская Федерация. № 2004100876/11; заявл. 15.01.2004; опубл. 27.08.2005, Бюл. № 24.
7. Парахненко И. Л. Оценка влияния веса состава и режима ведения на силы взаимодействия в зоне контакта “колесо - рельс” // Вестник УрГУПС. 2022. № 1 (53). С. 65-71. DOI: 10.20291/2079-0392-2022-1-65-71
8. Корольков Е. П. Снижение износа колес железнодорожного подвижного состава при конструктивных изменениях ходовых частей: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, 1997. 229 с. EDN: ZJWICD
9. Курзина А. М. Способы снижения интенсивности износа гребней колесных пар грузовых вагонов: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 2021. 171 с. EDN: YYULWY
10. Влияние износа фрикционных клиньев тележек модели 18-100 на ресурс гребня колесных пар / А. Б. Гайипов, Ф. С. Галимова, Б. А. Абдуллаев [и др.] // Недропользование и транспортные системы. 2023. Т. 13. № 2. С. 4-9. DOI: 10.18503/SMTS-2023-13-2-4-9 EDN: SVSAQT
11. Корольков Е. П., Голечков Ю. И. Сужение колеи - причина интенсивного износа гребней колес и боковой поверхности рельсов // Наука и техника транспорта. 2012. № 3. С. 37-42. ISSN 2074-9325. EDN: PBUCCJ
12. Орлова А. М., Артамонов Е. И. Влияние параметров, характеризующих состояние тележек грузовых вагонов, на боковой износ гребней колес // Транспорт Урала. 2008. № 3 (18). С. 36-40. ISSN 1815-9400. EDN: KDMMKR
13. Основные причины повышенного износа рельсов и гребней колесных пар грузовых вагонов / Л. А. Мугинштейн, В. М. Богданов, А. В. Сухов, Ю. С. Ромен // Железнодорожный транспорт. 2020. № 7. С. 43-51. ISSN 0044-4448. EDN: WYOIYI
14. Сирина Н. Ф. Оценка влияния конструкции и технического состояния вагона на интенсивность изнашивания гребней колес: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Екатеринбург, 1997. 27 с. EDN: ZJLWIJ
15. Буйносов А. П. Методы повышения ресурса бандажей колесных пар тягового подвижного состава: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Екатеринбург, 2011. 456 с. EDN: QFZTGX
16. Захаров С. М., Погорелов Д. Ю., Симонов В. А. Анализ влияния параметров экипажей и пути на интенсивность износа в системе колесо - рельс (на основе полного факторного эксперимента) // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2010. № 2. С. 31-35. ISSN 2223-9731. EDN: MEGPGL
17. Оценка эволюции профилей колес железнодорожного экипажа на основе применения трибодинамической модели / С. М. Захаров, И. Г. Горячева, Д. Ю. Погорелов [и др.] // Тяжелое машиностроение. 2007. № 3. С. 19-24. ISSN 1024-7106. EDN: HZOUOT
18. Шафрановский А. К. Непрерывная регистрация вертикальных и боковых сил взаимодействия колеса и рельса. Москва: Транспорт, 1965. 96 с.
19. Ромен Ю. С. Взаимодействие пути и экипажа в рельсовой колее. Mосква: РАС, 2019. 160 с. EDN: DPRFOA
20. Коссов В. С., Краснов О. Г., Акашев М. Г. Тензометрическая колесная пара для подвижного состава с осевой нагрузкой до 30 тс // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 6 (73). С. 68-69. ISSN 1994-831Х. EDN: ZXMITH
21. Опыт применения тензометрической колесной пары при проведении ходовых динамических испытаний грузовых вагонов / А. В. Третьяков, А. А. Петров, М. В. Зимакова, А. С. Кийко // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты: материалы XIV Международной научно-технической конференции, Санкт-Петербург, 4-8 июля 2018 г. Санкт-Петербург: Изд-во ПГУПС, 2018. С. 165-168.
22. Экспериментальные исследования по оценке влияния ширины колеи и состояния ходовых частей на уровень боковых сил / В. О. Певзнер, Ю. С. Ромен, А. М. Орлова, А. В. Заверталюк // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2010. № 2. С. 39-41. ISSN 2223-9731. EDN: UUMXIK
23. Акашев М. Г., Савоськин А. Н., Чунин В. В. Создание модели тензометрической колесной пары с применением программного комплекса “Универсальный механизм” // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 4 (76). С. 81-91. DOI: 10.26731/1813-9108.2022.4(76).81-91 EDN: BXMMTA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, так как более 99 % грузов доставляются раньше установленного срока, что приводит к простоям вагонов и нарушению производственных процессов. Предложена методика прогнозирования срока доставки как случайной величины с учетом статистических данных, включая закон распределения, математическое ожидание и доверительный интервал. Приведены рекомендации по улучшению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок через информирование о вероятных сроках доставки, в том числе с использованием машинного обучения.
Статья посвящена оценке эффективности динамических моделей энергооптимального движения поезда, построенных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сделан анализ мирового опыта, рассмотрены основные принципы работы, преимущества и недостатки подобных имитационных моделей, а также этапы исследований, выполненных в этой области научных знаний. Представлен алгоритм анализа эффективности движения поезда с точки зрения его энергооптимальности. Описан подход к компьютерному моделированию движения поездов по участку с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Приведены данные экспериментальной оценки эффективности разработанного алгоритма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области железнодорожного транспорта, а также для разработчиков новых технологий и методов оптимизации железнодорожных систем.
В статье рассмотрено моделирование движения поездов, следующих по технологии виртуальной сцепки, с учетом задержки времени передачи команды на управление торможением. Проведен краткий обзор существующих научных исследований в данной области, предложена математическая модель, описывающая процесс торможения двух поездов, движущихся по технологии виртуальной сцепки, с учетом временных задержек разности торможения ведущего и ведомого поездов. Выполнены аналитические расчеты и численное моделирование, представлены и проанализированы полученные результаты, обоснована необходимость учета временных задержек при управлении поездами, следующими по технологии виртуальной сцепки.
В статье представлены результаты исследования скорости движения транспорта по мере удаления от условного центра города в сторону периферии. Для пространственной оценки скорости сообщения использованы материалы геоинформационных систем, а также специальная методика разделения территории города на отдельные территории. Результаты исследования позволили выявить закономерности изменения средней скорости сообщения транспорта и ее распределение при заторах разного уровня, а также получить данные о средней скорости движения транспорта по всей сети города в различные часы суток.
В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
В статье показаны преимущества использования RFID-контроля изоляторов воздушной линии электропередачи по сравнению с контактными, визуальными, оптическими, тепловыми, инфракрасными, механическими способами и методами диагностики. Эти преимущества заключаются в способности автоматизировать диэлектрический мониторинг изоляторов, в простоте монтажа-демонтажа, возможности технического обслуживания по состоянию, готовности поделиться техническими и эксплуатационными данными изделия, координировать маршрут следования до секунды благодаря привязке к месту установки. Представлена поэтапная разработка математического имитационного моделирования для координации оператора во время обхода. Использованы наблюдения и закономерности, установленные при опытно-промышленной эксплуатации RFID-контроля на действующих участках линий сигнализации, централизации и блокировки. Сделана оценка обобщенной вероятности успеха, подтверждена выбранная вероятность имитационного моделирования траектории движения оператора для попадания в зону действия RFID-индикаторов.
В статье приведены результаты теоретических исследований динамического вписывания экипажа электровоза ЭП2К в кривые рельсовой колеи и взаимодействия бандажей колесных пар и рельсов в горизонтальной плоскости при различной кривизне рельсового пути в плане. При движении электровоза ЭП2К в кривой рельсового пути первая по ходу тележка, вероятнее всего, имеет свободную установку, а вторая тележка - хордовую установку. При этом происходит прижатие средних (второй и пятой) колесных пар трехосных тележек к внутреннему рельсу. Наибольшие затраты энергии на преодоление сил фрикционного трения в контакте второй и пятой колесных пар с гранью внутреннего рельса (следовательно, и наибольший износ гребня бандажа) возникают при движении электровоза ЭП2К в кривых с радиусами 350-400 м.
В статье представлены результаты исследования непланового ремонта электровозов серии 2ЭС6, выведенных из эксплуатации из-за повреждений магнитной системы. На основе проанализированных данных установлено, что отклонения в токовых характеристиках якоря между двигателями смежных тележек являются индикатором возможной неисправности. Предложен алгоритм предиктивного выявления электрических повреждений тягового электродвигателя.
Повышение устойчивости функционирования системы тягового электроснабжения железнодорожного транспорта в целом и систем ее защит в частности включает анализ и прогноз электрических параметров. Статья посвящена решению актуальной задачи по подбору адекватного вероятностного закона распределения. Мотивацией для исследования стала выявленная в результате натурных измерений низкая сходимость экспериментальных данных с широко используемым нормальным распределением. Проверяемая авторами гипотеза состоит в том, что применение Гауссовского закона распределения при вероятностной оценке пределов изменения параметров защит без рассмотрения других законов распределения является неадекватным и ведет к увеличению количества ошибок в работе терминалов защит фидеров контактной сети. На примере анализа величин тока, напряжения, угла сдвига фаз и входного сопротивления, определяемых терминалами защит фидеров контактной сети переменного тока, выполнен анализ трех наиболее распространенных законов распределения. Установленные закономерности позволили выбрать в качестве оптимального логнормальный закон распределения ввиду наилучшей сходимости с опытными данными. При вероятностных расчетах и прогнозе параметров защит фидеров контактной сети тяговых подстанций переменного тока использование логнормального закона распределения вместо нормального в перспективе может стать востребованным инструментом для отстройки защит от области нагрузочных характеристик и позволит исключить случаи неправильной их работы.
В статье рассмотрены два способа усиления действующего электрифицированного участка постоянного тока Свердловской железной дороги: 1) строительство промежуточных одноагрегатных подстанций; 2) замена основного силового оборудования более мощным и современным. Выполнено моделирование различных режимов работы системы тягового электроснабжения для заданного графика движения грузовых составов с локомотивами 4ЭС6 и 3ЭС6, проведено технико-экономическое сравнение двух вариантов, рассчитаны капитальные, эксплуатационные и приведенные затраты. На основании полученных результатов выбран более экономичный вариант и даны рекомендации по усилению действующего электрифицированного участка.
Несмотря на меры, принимаемые на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, в том числе наличие на вагонах-цистернах средств физической защиты в виде предохранительных дуг, случаются аварии, приводящие к техногенным катастрофам. Поэтому изучение прочности таких средств защиты остается актуальной задачей. В статье на основе обзора патентных источников и с использованием двухфакторной методики, разработанной на кафедре «Вагоны» УрГУПС, представлены результаты численных экспериментов по оценке напряженно-деформированного состояния 19 вариантов дуг безопасности и их воздействия на оболочку котла цистерны, а также даны рекомендации по выбору наиболее рационального их конструктивного исполнения.
Внутрирегиональные железнодорожные пассажирские перевозки сталкиваются с серьезными вызовами, обусловленными ростом автомобилизации, развитием альтернативных видов транспорта и изменением транспортного поведения пассажиров. В частности, пригородное железнодорожное сообщение испытывает нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что сопровождается снижением пассажиропотока. Такая ситуация требует разработки мер, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для пассажиров. В частности, железнодорожный транспорт должен обеспечивать наиболее удобное расписание для внутрирегиональных поездок. В статье предложена модель выбора расписания пригородных поездов, позволяющая максимизировать пассажиропоток на основе учета временных предпочтений пассажиров и затрат на внутригородские перемещения. Для калибровки модели использованы результаты социологического опроса, а также данные сотовых операторов о межмуниципальных перемещениях абонентов. Применение разработанной модели для направления Нижний Тагил - Екатеринбург показало, что она позволяет обеспечить повышение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении.
В статье рассмотрена специфика стратегии развития железнодорожного транспорта, проанализировано влияние внешних и внутренних факторов, определяющих стратегические перспективы транспортного холдинга. Сформулированы требования, предъявляемые к формированию системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности транспортного холдинга, определены и проанализированы основные блоки бизнес-модели такой системы. Предложены методы адаптации алгоритмов формирования и внедрения системы сбалансированных показателей для железнодорожного транспорта.
Издательство
- Издательство
- УРГУПС
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- Юр. адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- ФИО
- Галкин Александр Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@usurt.ru
- Контактный телефон
- +3 (432) 212444_