Внутрирегиональные железнодорожные пассажирские перевозки сталкиваются с серьезными вызовами, обусловленными ростом автомобилизации, развитием альтернативных видов транспорта и изменением транспортного поведения пассажиров. В частности, пригородное железнодорожное сообщение испытывает нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что сопровождается снижением пассажиропотока. Такая ситуация требует разработки мер, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для пассажиров. В частности, железнодорожный транспорт должен обеспечивать наиболее удобное расписание для внутрирегиональных поездок. В статье предложена модель выбора расписания пригородных поездов, позволяющая максимизировать пассажиропоток на основе учета временных предпочтений пассажиров и затрат на внутригородские перемещения. Для калибровки модели использованы результаты социологического опроса, а также данные сотовых операторов о межмуниципальных перемещениях абонентов. Применение разработанной модели для направления Нижний Тагил - Екатеринбург показало, что она позволяет обеспечить повышение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении.
Идентификаторы и классификаторы
Исследованию пассажирских перевозок в пригородном железнодорожном сообщении посвящено большое количество работ, в которых анализируются и социально-экономические аспекты транспортной системы, и методы ее оптимизации. В частности, в публикациях [2, 3] подчеркивается значимость пригородного железнодорожного сообщения для обеспечения мобильности населения в периферийных районах мегаполисов и акцентируется внимание на его социальной функции и на снижении нагрузки на автомобильные дороги. В диссертации [4] рассматриваются методы согласования прибытия и отправления поездов с учетом резервирования времени для пересадок и локальных условий работы железнодорожных станций.
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики. Статистика транспорта. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 10.03.2025).
2. Ковалев Р. Н. Состояние и оптимизация работы системы пассажирского транспорта в современных реалиях экономики // Инновационный транспорт. 2017. №. 1 (23). С. 8-13. DOI: 10.20291/2311-164X-2017-1-8-13 EDN: YKKMAX
3. Куликова Н. В., Марущак Т. Б., Суркова Е. А. Повышение уровня конкурентоспособности городских пассажирских железнодорожных перевозок на основе совершенствования тарифной политики // Транспорт: логистика, строительство, эксплуатация, управление: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 мая 2023 г. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2023.С. 277-280. EDN: MAAOPG
4. Жук Е. Методы согласования графика движения поездов с технологией работы сортировочных и маневровых станций на сети ПКП: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Варшава, 1998. 186 с. EDN: ZKUAFJ
5. Пазойский Ю. О. Оптимизация параметров системы освоения пригородных пассажиропотоков в условиях мегаполиса: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, 2000. 491 с. EDN: QDHWFB
6. Трегубов В. Н. Функциональное обеспечение синхронизации в логистических системах общественного пассажирского транспорта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2011. 39 с. EDN: QHKQZF
7. Rail and multi-modal transport / V. Reis, J. F. Meier, G. Pace, R. Palacin // Research in Transportation Economics. 2013. Vol. 41. No. 1. Pp. 17-30. DOI: 10.1016/j.retrec.2012.10.005
8. Intercity Mode Choice Modelling: Considering the Intracity Transport Systems with Application to the Jakarta - Bandung Corridor / L. S. Barus, A. Susanty, T. P. Soemardi // International Journal of Technology. 2016. Vol. 7. No. 4. Pp. 581-591. DOI: 10.14716/ijtech.v7i4.2798
9. Thorhauge M. Departure time choice: Modelling individual preferences, intentions, and constraints: PhD Thesis. Technical University of Denmark, 2015. 147 p.
10. Cascetta E., Coppola P. Assessment of schedule-based and frequency-based assignment models for strategic and operational planning of high-speed rail services // Transportation Research. Part A: Policy and Practice. 2016. Vol. 84. Pp. 93-108. DOI: 10.1016/j.tra.2015.09.010
11. Копылова Е. В. Оптимизация пригородных пассажирских перевозок на основе организации пассажиропотока: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, 2022. 47 с. EDN: BYQUUX
12. Мартыненко А. В., Сайфутдинов Д. Ж. Проверка диспетчерских данных о распределении платежных валидаторов по транспортным средствам // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2024. № 2 (77). С. 48-59. ISSN 2079-1364.
13. Мартыненко А. В., Сайфутдинов Д. Ж. Определение траекторий валидаторов общественного транспорта на основе данных геотрекеров подвижного состава // Транспорт: логистика, строительство, эксплуатация, управление: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 мая 2023 г. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2023. С. 231-233. EDN: WGQRYB
14. Мартыненко А. В. Оценка объема пассажиропотока на основе данных о перемещениях банковских карт между платежными терминалами // Инновационный транспорт. 2023. № 2 (48). С. 30-37. DOI: 10.20291/2311-164X-2023-2-30-37 EDN: EVHJTC
15. Passenger Demand Prediction with Cellular Footprints / J. Chu, X. Wang, T. Wang [et al.] // IEEE Transactions on Mobile Computing. 2020. Vol. 21. No. 1. Pp. 252-263. DOI: 10.1109/TMC.2020.3005240
16. Намиот Д. Е., Покусаев О. Н., Чекмарев А. Е. Оценка пассажиропотока для новых линий железной дороги в Московском регионе // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. № 10. С. 22-28. ISSN 2307-8162. EDN: YLGPIT
17. Автоматизированная система сбора и обработки информации о предложениях рынка карпулинга / К. К. Ваколюк, А. В. Мартыненко: программа для ЭВМ 20233619564 Российская Федерация. № 2023618698; заявл. 03.04.2023, опубл. 12.04.2023, Бюл. № 5.
18. Автоматизированная система сбора и обработки информации о межмуниципальном автобусном сообщении / К. К. Ваколюк, А. В. Мартыненко: программа для ЭВМ 2023619562 Российская Федерация. № 2023618696; заявл. 03.04.2023, опубл. 12.04.2023, Бюл. № 5.
19. Автоматизированная система сбора и обработки информации о расписании пригородных электропоездов / К. К. Ваколюк, А. В. Мартыненко: программа для ЭВМ 2023619563 Российская Федерация. № 2023618697; заявл. 03.04.2023, опубл. 12.04.2023, Бюл. № 5.
20. Мартыненко А. В., Ваколюк К. К. Моделирование расщепления междугородних пассажиропотоков с учетом расписания и затрат на внутригородские перемещения // Вестник РГУПС. 2024. № 2 (94). C. 143-155. DOI: 10.46973/0201-727X_2024_2_143
21. Storn R., Price K. Differential Evolution - A Simple and Efficient Heuristic for Global Optimization over Continuous Spaces // Journal of Global Optimization. 1997. Vol. 11. Pp. 341-359. :1008202821328. DOI: 10.1023/A EDN: AJRXOL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, так как более 99 % грузов доставляются раньше установленного срока, что приводит к простоям вагонов и нарушению производственных процессов. Предложена методика прогнозирования срока доставки как случайной величины с учетом статистических данных, включая закон распределения, математическое ожидание и доверительный интервал. Приведены рекомендации по улучшению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок через информирование о вероятных сроках доставки, в том числе с использованием машинного обучения.
Статья посвящена оценке эффективности динамических моделей энергооптимального движения поезда, построенных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сделан анализ мирового опыта, рассмотрены основные принципы работы, преимущества и недостатки подобных имитационных моделей, а также этапы исследований, выполненных в этой области научных знаний. Представлен алгоритм анализа эффективности движения поезда с точки зрения его энергооптимальности. Описан подход к компьютерному моделированию движения поездов по участку с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Приведены данные экспериментальной оценки эффективности разработанного алгоритма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области железнодорожного транспорта, а также для разработчиков новых технологий и методов оптимизации железнодорожных систем.
В статье рассмотрено моделирование движения поездов, следующих по технологии виртуальной сцепки, с учетом задержки времени передачи команды на управление торможением. Проведен краткий обзор существующих научных исследований в данной области, предложена математическая модель, описывающая процесс торможения двух поездов, движущихся по технологии виртуальной сцепки, с учетом временных задержек разности торможения ведущего и ведомого поездов. Выполнены аналитические расчеты и численное моделирование, представлены и проанализированы полученные результаты, обоснована необходимость учета временных задержек при управлении поездами, следующими по технологии виртуальной сцепки.
В статье представлены результаты исследования скорости движения транспорта по мере удаления от условного центра города в сторону периферии. Для пространственной оценки скорости сообщения использованы материалы геоинформационных систем, а также специальная методика разделения территории города на отдельные территории. Результаты исследования позволили выявить закономерности изменения средней скорости сообщения транспорта и ее распределение при заторах разного уровня, а также получить данные о средней скорости движения транспорта по всей сети города в различные часы суток.
В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
В статье показаны преимущества использования RFID-контроля изоляторов воздушной линии электропередачи по сравнению с контактными, визуальными, оптическими, тепловыми, инфракрасными, механическими способами и методами диагностики. Эти преимущества заключаются в способности автоматизировать диэлектрический мониторинг изоляторов, в простоте монтажа-демонтажа, возможности технического обслуживания по состоянию, готовности поделиться техническими и эксплуатационными данными изделия, координировать маршрут следования до секунды благодаря привязке к месту установки. Представлена поэтапная разработка математического имитационного моделирования для координации оператора во время обхода. Использованы наблюдения и закономерности, установленные при опытно-промышленной эксплуатации RFID-контроля на действующих участках линий сигнализации, централизации и блокировки. Сделана оценка обобщенной вероятности успеха, подтверждена выбранная вероятность имитационного моделирования траектории движения оператора для попадания в зону действия RFID-индикаторов.
В статье приведены результаты теоретических исследований динамического вписывания экипажа электровоза ЭП2К в кривые рельсовой колеи и взаимодействия бандажей колесных пар и рельсов в горизонтальной плоскости при различной кривизне рельсового пути в плане. При движении электровоза ЭП2К в кривой рельсового пути первая по ходу тележка, вероятнее всего, имеет свободную установку, а вторая тележка - хордовую установку. При этом происходит прижатие средних (второй и пятой) колесных пар трехосных тележек к внутреннему рельсу. Наибольшие затраты энергии на преодоление сил фрикционного трения в контакте второй и пятой колесных пар с гранью внутреннего рельса (следовательно, и наибольший износ гребня бандажа) возникают при движении электровоза ЭП2К в кривых с радиусами 350-400 м.
В статье представлены результаты исследования непланового ремонта электровозов серии 2ЭС6, выведенных из эксплуатации из-за повреждений магнитной системы. На основе проанализированных данных установлено, что отклонения в токовых характеристиках якоря между двигателями смежных тележек являются индикатором возможной неисправности. Предложен алгоритм предиктивного выявления электрических повреждений тягового электродвигателя.
Повышение устойчивости функционирования системы тягового электроснабжения железнодорожного транспорта в целом и систем ее защит в частности включает анализ и прогноз электрических параметров. Статья посвящена решению актуальной задачи по подбору адекватного вероятностного закона распределения. Мотивацией для исследования стала выявленная в результате натурных измерений низкая сходимость экспериментальных данных с широко используемым нормальным распределением. Проверяемая авторами гипотеза состоит в том, что применение Гауссовского закона распределения при вероятностной оценке пределов изменения параметров защит без рассмотрения других законов распределения является неадекватным и ведет к увеличению количества ошибок в работе терминалов защит фидеров контактной сети. На примере анализа величин тока, напряжения, угла сдвига фаз и входного сопротивления, определяемых терминалами защит фидеров контактной сети переменного тока, выполнен анализ трех наиболее распространенных законов распределения. Установленные закономерности позволили выбрать в качестве оптимального логнормальный закон распределения ввиду наилучшей сходимости с опытными данными. При вероятностных расчетах и прогнозе параметров защит фидеров контактной сети тяговых подстанций переменного тока использование логнормального закона распределения вместо нормального в перспективе может стать востребованным инструментом для отстройки защит от области нагрузочных характеристик и позволит исключить случаи неправильной их работы.
В статье рассмотрены два способа усиления действующего электрифицированного участка постоянного тока Свердловской железной дороги: 1) строительство промежуточных одноагрегатных подстанций; 2) замена основного силового оборудования более мощным и современным. Выполнено моделирование различных режимов работы системы тягового электроснабжения для заданного графика движения грузовых составов с локомотивами 4ЭС6 и 3ЭС6, проведено технико-экономическое сравнение двух вариантов, рассчитаны капитальные, эксплуатационные и приведенные затраты. На основании полученных результатов выбран более экономичный вариант и даны рекомендации по усилению действующего электрифицированного участка.
В статье представлен обзор литературных источников, посвященных проблеме повышенного износа гребней колес подвижного состава, в том числе сразу по нескольким отраслям - локомотивному, вагонному и частично путевому хозяйству железных дорог. Отдельно приведены работы по износу гребней колес в вагонном хозяйстве, в которых эта проблема анализируется в зависимости от условий эксплуатации, конструктивного исполнения и технического состояния подвижного состава, а также от условий содержания пути. Показано, что износ гребней колес локомотивов по многим нюансам схож с износом гребней колес вагонов, но имеет и свою специфику.
Несмотря на меры, принимаемые на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, в том числе наличие на вагонах-цистернах средств физической защиты в виде предохранительных дуг, случаются аварии, приводящие к техногенным катастрофам. Поэтому изучение прочности таких средств защиты остается актуальной задачей. В статье на основе обзора патентных источников и с использованием двухфакторной методики, разработанной на кафедре «Вагоны» УрГУПС, представлены результаты численных экспериментов по оценке напряженно-деформированного состояния 19 вариантов дуг безопасности и их воздействия на оболочку котла цистерны, а также даны рекомендации по выбору наиболее рационального их конструктивного исполнения.
В статье рассмотрена специфика стратегии развития железнодорожного транспорта, проанализировано влияние внешних и внутренних факторов, определяющих стратегические перспективы транспортного холдинга. Сформулированы требования, предъявляемые к формированию системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности транспортного холдинга, определены и проанализированы основные блоки бизнес-модели такой системы. Предложены методы адаптации алгоритмов формирования и внедрения системы сбалансированных показателей для железнодорожного транспорта.
Издательство
- Издательство
- УРГУПС
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- Юр. адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- ФИО
- Галкин Александр Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@usurt.ru
- Контактный телефон
- +3 (432) 212444_