Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Идентификаторы и классификаторы
Как известно, на протяжении многих столетий особенности личности и профессиональной деятельности актера представляют интерес как для искусствоведения, так и для гуманитарных наук. Конечно, прежде всего, различные аспекты актерского творчества анализируются в работах самих актеров, а также в трудах театральных педагогов и режиссеров [Бутенко, 2007; Демидов, 2004; Комиссаржевский, 1916; Станиславский, 2020; Чехов, 2018]. При этом многие из них нередко отмечают необходимость изучения особенностей деятельности актера с помощью комплексного подхода, использующего знания не только из теории театра, но и из различных наук о человеке. Как российские, так и зарубежные деятели театра в основном опираются на психологические теории своего времени: К. С. Станиславский основывал свою систему на концепции аффективной памяти Т. Рибо, В. Э. Мейерхольд опирался на теорию эмоций Джеймса – Ланге, а в работах Б. Брехта прослеживается связь с теорией ролей Дж. Морено.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. 279 с.
2. Андронникова Е. А., Заика Е. В. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: рук. для практ. психологов. Харьков: Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина, 2011. 161 с.
3. Беренгард С. Ю. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности // Ежегодник МХТ. 1953-1958. М.: Искусство, 1961. С. 95-138.
4. Бутенко Э. В. Сценическое перевоплощение: теория и практика. М.: ВЦХТ, 2007. 160 с.
5. Влияние личного компонента на электроэнцефалографические корреляты индуцированных эмоциональных состояний / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 6. С. 122-124. EDN: OXNWQL
6. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 319-328.
7. Грачева Л. В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика: дис.... д-ра искусств. СПб., 2005. 494 c. EDN: NNIBMR
8. Демидов Н. В. Творческое наследие. В 3 т. Т. 2. Искусство жить на сцене. СПб.: Гиперион, 2004. 558 с.
9. Дранков В. Л. Природа художественного таланта. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2001. 324 с.
10. Завьялова Е. К., Карастелин В. И., Тихонов М. Н. Адаптация психометрической методики субъективной оценки памяти // Физиология человека. 1989. Т. 15, № 5. С. 16-21.
11. Колчин Е. Е. Психофизиологические исследования особенностей актерского воображения // Диагностика и развитие актерской одаренности: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С. 20-31.
12. Комиссаржевский Ф. Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Петроград: Свободное искусство, 1916. 120 с.
13. Кох И. Э. О творческой одаренности драматического актера // Сценическая педагогика. Л.: ЛГИТМиК, 1973. С. 213-221.
14. Кошевая Е. А. Театральная школа и проблема развития актерских способностей: дис.... канд. искусств. СПб., 2009. 161 с. EDN: QEIZFL
15. Лаврешина А. Ю. ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей: дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2018. 155 с. EDN: VNFTCE
16. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 184 с.
17. Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб.: Речь, 2005. 192 с. EDN: QXKYJR
18. Рождественская Н. В. Творческая одаренность и свойства личности (экспериментальное исследование актерской одаренности) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 57-67.
19. Савицкайте А. М. Некоторые особенности сценических способностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1973. 16 с.
20. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 139 с.
21. Собкин В. С., Лыкова Т. А. Психотехники развития одаренности в театральной педагогике // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 7. EDN: TWHMDL
22. Собкин В. С., Лыкова Т. А., Собкина А. В. Психология актера: начало профессионального пути. М.: ФГБНУ “ИУО РАО”, 2021. 176 с. EDN: GNAUZT
23. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: АСТ, 2020. 480 с.
24. Черных А. С. Динамика функционального состояния актеров в процессе работы над образом воображения // Мир педагогики и психологии. 2021. Т. 6, № 59. С. 90-99. EDN: DRBFFR
25. Чехов М. А. О технике актера. М.: АСТ, 2018. 288 c.
26. Электроэнцефалографические корреляты мысленного переживания эмоциональных личных и сценических ситуаций. Сообщение I. Характеристики локальной синхронизации / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 3. С. 5-15. EDN: OOTDQD
27. Электроэнцефалографические корреляты мысленного переживания эмоциональных личных и сценических ситуаций. Сообщение II. Характеристики пространственной синхронизации / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 6. С. 31-40. EDN: OOKWBN
28. Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М.: Гослитиздат, 1936. 212 с.
29. Acting emotions: a comprehensive dataset of elicited emotions / L. Aly [et al.] // Scientific data. 2024. Vol. 11, N 1. P. 147-160. DOI: 10.1038/s41597-024-02957-2 EDN: AKGMYL
30. Acting emotions: physiological correlates of emotional valence and arousal dynamics in theatre / L. Aly [et al.] // Proceedings of the 2022 ACM International conference on interactive media experiences. N. Y.: Association for computing machinery, 2022. P. 381-386.
31. Brown S., Cockett P., Yuan Y. The neuroscience of Romeo and Juliet: an fMRI study of acting // Royal society open science. 2019. Vol. 6, N 3. P. 1-5. DOI: 10.1098/rsos.181908
32. Developing children’s socio-emotional competencies through drama pedagogy training: an experimental study on theory of mind and collaborative behavior / M. P. Celume [et al.] // Europe’s journal of psychology. 2020. Vol. 16, N 4. P. 707-726. DOI: 10.5964/ejop.v16i4.2054 EDN: MTVUPM
33. Harlap Y. Preparing university educators for hot moments: theater for educational development about difference, power, and privilege // Teaching in higher education. 2014. Vol. 19, N 3. Р. 217-228. DOI: 10.1080/13562517.2013.860098
34. Hayes P., Cantillon P., Hafler M. Discovering emotional honesty through devised theatre // The clinical teacher. 2014. Vol. 11, N 2. P. 84-87. DOI: 10.1111/tct.12116
35. Marcus S., Neaçsu G. La structure psychologique du talent dramatique. Revue roumaine des sciences sociales // Série de psychologie. 1972. Vol. 16, N 2. P. 133-149.
36. McDonald B., Goldstein T. R., Kanske P. Could acting training improve social cognition and emotional control? // Frontiers in human neuroscience. 2020. Vol. 14. P. 348. DOI: 10.3389/fnhum.2020.00348 EDN: BZAYCK
37. Noice T., Noice H. The expertise of professional actors: a review of recent research // High ability studies. 2002. Vol. 13, N 1. P. 7-19.
38. Panainte М., Ene D. L. Sources of the actors’ emotions expressed on stage // The Scientific journal of humanistic studies. 2007. Vol. 7, N 12. P. 84-88.
39. Palidofsky M., Stolbach B. C. Dramatic healing: the evolution of a trauma-informed musical theatre program for incarcerated girls // Journal of child & adolescent trauma. 2012. Vol. 5, N 3. P. 239-256. DOI: 10.1080/19361521.2012.697102 EDN: ROYMQL
40. Sheehan P. W. A shortened version of betts’ questionnaire upon mental imagery (QMI) // Journal of clinical psychology. 1967. Vol. 23, N 3. P. 386-389.
41. Treatment effects in social cognition and behavior following a theater based intervention for youth with Autism / B. A. Corbett [et al.] // Developmental neuropsychology. 2019. Vol. 44, N 7. P. 481-494. DOI: 10.1080/87565641.2019.1676244
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru