Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Идентификаторы и классификаторы
В предварительном теоретическом исследовании взаимосвязей двух феноменов – аномии и отчуждения – обнаружено несколько вариантов их взаимоотношений в научной литературе: 1) аномия и отчуждение выступают как синонимы; 2) аномия является условием развития отчуждения; 3) отчуждение является условием развития аномии. Указывается связь социального отчуждения и аномии с одиночеством [Китаева, 2024а].
Список литературы
1. Аномия как проблема развития субъектности / В. Ц. Цыренов, К. Г. Эрдынеева, Р. Э. Попова, Н. Н. Попова // Научное обозрение. Серия 2, Гуманитарные науки. 2018. № 6. С. 171-179. EDN: TWSOSY
2. Баврина А. П., Борисов И. Б. Современные правила применения корреляционного анализа // Медицинские альманах. 2021. № 3 (68). С. 70-79. EDN: TPSSIX
3. Гусейнов А. Ш. Разработка опросника «Протестная активность личности» как инструмента диагностики протестных форм // Армия и общество. 2015. № 3. С. 98-105. EDN: УГОЕВ
4. Дембицкий С. С. Индекс аномийской недостаточности норм (ианн): конструирование и валидизация // Социологический журнал. 2019. № 3. С. 8-25. EDN: TRDMRJ
5. Долгицкий О. Д., Варыгина Л. Б., Гагарин А. С. Антропологическое обоснование преодоления аномии // Кант. 2023. № 2 (47). С. 137-142. ЭДН: ХЛАВИЛ
6. Егорова М. С., Ситникова М. А., Паршикова О. В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 43. DOI: 10.54359/ps.v8i43.1052 EDN: WAOUNZ
7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. М.: Юрайт, 2019. 390 с. EDN: QZDYOE
8. Ениколопов С. Н., Чудова Н. В. Агрессивность и имплицитная теория войны // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 18-26. EDN: ZCQDIP
9. Ефремов О. А. Аномия как фундаментальная концепция социальных теорий в условиях современного капитализма // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 35-38. EDN: YWNJAT
10. Ишмухаметов И. Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (Версия 3) // Компьютерное моделирование и новые технологии. 2006. Т. 10, № 3. С. 89-95.
11. Кавецкий С. Т. ли может аномия быть нормальной? // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 4. С. 50-57. ЭДН: ЙТОЗИР
12. Китаева М. П. Аномия и отчуждение современного человека в изменяющемся мире // Горизонты цивилизации. 2024а. Т. 15, вып. 1. С. 42-56. EDN: WILHXM
13. Китаева М. П. Макиавеллизм как деликатное психологическое отчуждение человека // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сб. тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2023а. С. 81-89. EDN: HIIIAD
14. Китаева М. П. Феномены отчуждения и одиночества в социуме // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024б. № 1 (49). С. 26-33. EDN: CXSGOI
15. Китаева М. П. Парадигмальный анализ концепций психологического отчуждения человека как потери субъектности в отечественной психологии // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023б. № 4 (48). С. 15-20. EDN: CDSZWR
16. Костина Е. Ю., Орлова Н. А., Панфилова А. О. Состояние системы как фактор аномии в современном российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18, № 4. С. 719-730. EDN: VLKCLB
17. Кривошеев В. В., Кочергин Д. Ю. Развитие концепции аномии: особенности социального характера в обществе травм // Социальная компетентность. 2022. Т. 7, № 4 (26). С. 334-343. EDN: TNBUCG
18. Кузьменков В. А. Аномия и гедонизм: поиск взаимосвязей // Манускрипт. 2020б. Т. 13. № 2. С. 142-145. EDN: WVEPDH
19. Кузьменков В. А. Аномия: контуры понятий // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 4 (24). С. 106-113. EDN: JSWRLD
20. Кузьменков В. А. Аномия: основные подходы // Номотетика: философия, социология, право. 2020а. Т. 45, № 1. С. 31-41. EDN: NZJMIA
21. Лихтер П. Л. Аномия общества при дисбалансе конституционных ценностей // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9, № 4 (36). С. 90-98. EDN: VVSSYJ
22. Лыткина Е. И. Операционализация понятия «аномия» в эмпирических исследованиях: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 165-199. EDN: SZSTQX
23. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
24. Плетнев А. В. Эвристический потенциал теории аномии в современной криминологии // Российский педагогический и психологический журнал. 2014. № 9. С. 95-110. EDN: THXMUN
25. Устюжанинова Е. В. Что происходит с «экономическим Человеком» в современном российском социуме в условиях аномии // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 260-265. EDN: PBVZPY
26. Харитонова Е. В. Духовно-нравственные традиции российского менталитета и современная аномия // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 41-44. EDN: TFUMKD
27. Чакиева Э. А. Девиантное поведение политики как проявление социальной аномии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступень познания. 2014. № 25. С. 113-117. EDN: TBSMGN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru