Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Идентификаторы и классификаторы
Феномен доверия в настоящее время изучается в различных социальных контекстах. Так, в работе О. Н. Антипиной, А. Д. Кривицкой рассматривается аспект влияния доверия на удовлетворенность жизни в целом жителей России. В результате исследования делается вывод о необходимости совершенствования институциональной среды в рамках повышения уровня социального доверия и, соответственно, роста субъективного благополучия личности [Антипина, Кривицкая, 2024, с. 40, 41].
Список литературы
1. Акимкина Ю. Е. Особенности личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности // Российский журнал образования и психологии. 2023. № 5. С. 126-150. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-5-126-150 EDN: QXCIPR
2. Антипина О. Н., Кривицкая А. Д. Доверие как детерминанта пассивного воздействия в России // Социологические исследования. 2024. № 2. С. 36-47. EDN: GBAPMN
3. Байер Е. А., Аваков С. И. Педагогическое наставничество для детей-сирот // Развитие личности. 2017. № 2. С. 211-219. EDN: ЗИБДА
4. Власенко Е. А. Адаптация русскоязычного соединения Шкалы общего доверия Т. Ямагиши на выборке студентов // Психология человека в образовании. 2022. № 4. С. 509-520. DOI: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-509-520 EDN: FLCPGB
5. Данилова Ю. Ю. Проявление доверия у подростка в связи с семейной депривацией и восприятием отношений со значимым взрослым // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 106-118. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-106-118 EDN: THSHHO
6. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психологического образования. Курган: Изд-во КГУ. 2016. 190 с. EDN: YSCAKR
7. Добрых М. О. Социально-психологические аспекты изучения системы качества наставничества на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 37. С. 62-65. EDN: KVQTMV
8. Елисеева Е. Ю., Елисеев Ю. А., Лебедев И. М. Проблемы наставничества в профессиональном становлении молодого сотрудника // Человеческий капитал. 2023. № 11. С. 159-167. DOI: 10.25629/hc.2023.11.46 EDN: UKBTDD
9. Зарипова Ю. Р. Нарушение доверительных отношений как проведение травматического опыта подростков-воспитанников детского дома // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 1. С. 252-258.
10. Зарипова Ю. Р. Психологические проблемы доверия детей-сирот, переживших стрессовые ситуации // Медицина: теория и практика. 2020. Т.4. С. 215-216.
11. Короткевич О. А., Зикеева А. Д. Психологические аспекты развития доверия к себе и к миру у подростков, воспитывающихся в международных учреждениях // Вестник ГГУ: сетевой электронный научный журнал. 2017. № 4. С. 1-9. URL: http://vestnik-ggu.ru/doc/4korotkev.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
12. Леонов Н. И., Леонова И. Ю. Оценка доверия в организации по стратегии поведения сотрудников в конфликтной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 1. С. 53-70. EDN: VTNXVR
13. Леонова, И. Ю., Леонов, И. Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С. Г. Достовалова и ее модификации // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 93-111. EDN: WILZFD
14. Никитина В. В. Роль наставничества в детском образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50-56. EDN: RSSCNV
15. Почебут Л. Г., Гуриева С. Д., Чикер В. А. Прогностическая модель социально-психологических факторов устойчивости в организации // Социальная психология и общество. 2018. № 1. С. 22-42. DOI: 10.17759/sps.2018090103 EDN: NUBLGX
16. Почебут Л.Г. Психология доверия в организации // Психологический журнал. 2017. № 6. С.65-76. EDN: ZQLRMD
17. Розен М., Крейгер К. Когда доверие к наставнику имеет значение. Роль проактивности личности // Организационная психология: Люди и риски: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ИЦ “Наука”,. 2020. С.78-124.
18. Стрижова И. В., Хозе Е. Г., Агеева А. С. Оценка индивидуально-психологических характеристик и уровня доверия по фотоизображению лица незнакомого человека до и после непосредственного перцептивного взаимодействия // Экспериментальная психология. 2024. № 1. С. 44-60. DOI: 10.17759/exppsy.2024170103 EDN: CPJNJI
19. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь / В. Н. Ослон [и др.] // Психология и право. 2023. № 4. С. 272-293. DOI: 10.17759/psylaw.2023130419 EDN: CTARJU
20. Мун К., Травалино, Джорджия Связь между воспринимаемой несправедливостью и политическим доверием: тестирование модели двойного пути через гнев и патриотизм в четырех странах // Политическая психология. 2024. С. 1-20. DOI: 10.1111/pops.13005 EDN: DVBGGJ
21. Доверие при нулевом знакомстве: скорее вопрос уважения, чем ожидания вознаграждения / Д. Даннинг [и др.] // Журнал личности и социальной психологии. 2014. Т. 107, вып. 1. С. 122-141. DOI: 10.1037/a0036673
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru