Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема исследования особенностей самоотношения у лиц с наркотической и игровой зависимостями актуальна, потому что самоотношение играет ключевую роль в функционировании личности и ее социальной адаптации. Отношение к себе, или самоотношение, определяет реализацию личности в обществе и раскрытие ее внутреннего потенциала. Происходящие в обществе социально-экономические изменения приводят к дезадаптации значительной части населения России, к развитию различных форм зависимого поведения как способа ухода от пугающей реальности.
Список литературы
1. Баркова Н. П. К проблеме самоотношения наркозависимой личности на разных этапах реабилитации // Известия Иркутского государcтвенного университета. Серия Психология. 2014. Т. 7. С. 2-11.
2. Баркова Н. П., Ярославцева И. В. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 249 с. EDN: UEWTBX
3. Бубнов Ю. М. Компьютерная лудомания как социальная проблема XXI века // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 149-157. EDN: SGNRPL
4. Бубнова И. С., Рерке В. И. Изучение самоотношения у наркозависимой молодежи в процессе социальной реабилитации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3 (57). С. 114-115. EDN: YGURCP
5. Будников М. Ю. Психодиагностика самоотношения на современном этапе (на примере аддиктов) // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2014. № 1 (49). С. 20-23. EDN: RZSBRL
6. Будников М. Ю. Самоотношение наркозависимых в процессе стационарной реабилитации: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2014б. 183 с. EDN: QAITZB
7. Бурцев А. О., Козырь М. С., Скворцова Д. А. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий у наркозависимых // Прикладная юридическая психология. 2021. № 1. С. 46-57. EDN: NKPODS
8. Воронов Д. И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2016. 266 с. EDN: USXRXV
9. Гиря Ю. В. Личностные особенности людей с зависимым поведением: на примере гемблеров и трудоголиков: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 286 с. EDN: SUZHQN
10. Гончарова К. Н. Общие особенности образа “я” у лиц с алкогольной и опийной зависимостями // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/1. С. 50-53. EDN: RCQIIN
11. Ершова Р. В., Семеняк И. В. Сравнительный анализ интернет-зависимости и наркомании в контексте пятифакторной теории личности // Вестник ВятГУ. 2021. № 2. С. 102-109. EDN: CYTGBS
12. Зинина А. Ю., Гуриева С. Д., Кавабата Т. Трансформация ценностно-смысловой сферы азартных игроков в условиях прохождения реабилитации // Российский девиантологический журнал. 2021. № 1 (1). С. 99-115. EDN: WPBWIA
13. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 144 с. EDN: NQIWHX
14. Нелидова В. В. Особенности самоотношения взрослых людей, склонных к игровой компьютерной зависимости // Научные исследования. 2017. № 1 (12). С. 109-111. EDN: XIFYNL
15. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М. [и др.]: Ин-т практ. психологии, 1995. 356 с.
16. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. М.: Изд-во МГУ, 1991. 241 с.
17. Рыбалтович Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2012. 172 с. EDN: SUQDUH
18. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 204 с.
19. Советная Н. В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2008. 169 с. EDN: YXTYBU
20. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Прогресс, 1987. 252 с.
21. Тарасова С. Ю. Психологический портрет современного молодого игромана // Психолог. 2022. № 4. С. 29-55. EDN: PBGSKF
22. Фоничева М. В. Особенности самосознания подростков с аддиктивным поведением // Система ценностей современного общества. 2011. Vol. 17, N 2. P. 188-191. EDN: RUKKPR
23. Hing N., Russell A. Psychological factors, sociodemographic characteristics, and coping mechanisms associated with the self-stigma of problem gambling // Journal of behavioral addictions. 2017. Vol. 6, N 3. P. 416-424.
24. Kuhn M., McPartland T. S. An Empirical investigation of self-attitudes // American sociological review. 1951. N 19. Р. 68-76.
25. Pontell H. N., Fang Q., Geis G. Economic crime and casinos: China’s wager on Macau // Asian journal of criminology. 2014. Vol. 9, N 1. P. 1-13. EDN: CTWGBB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru