EISSN 2409-5788
Язык: ru

Статья: Почему Достоевский назвал Пушкина «главным Славянофилом России»? (2024)

Читать онлайн

Присутствие Пушкина было неизбежно в «Гражданине» Владимира Мещерского и Федора Достоевского (1872–1874). Помимо медийных новостей в еженедельнике были опубликованы статьи, имевшие исключительное значение в литературных заботах редактора-издателя Достоевского. В статьях 1873–1874 гг. критики «Гражданина» выра- жали общую позицию редакции. В оценке текущих событий искусства и литературы они исходили из того, что художественные открытия Пушкина были мерой таланта и творчества современных авторов. Достоевский настаивал на национальном и мировом значении Пушкина. Важную роль в развитии пушкинской темы имела статья Михаила Погодина «К вопросу о славянофилах», в которой критик дал оригинальный ответ на вопрос: кто были славянофилы и в чем состояли их достижения. Славянофильство не было доктринерским учением, славянофилы не требовали единогласия в своих суждениях. Подчас они спорили, но это не отменяло общего направления. Славянофил Погодин назвал славянофилами многих выдающихся поэтов, критиков, философов и публицистов: не только Хомякова, братьев Киреевских и Аксаковых, но и Пушкина и его соратников, Гоголя, Даля, Фета, Достоевского, Льва Толстого и др. С его точки зрения, все они фор- мировали славянофильство как идеологию и направление. В жизни у Достоевского было разное отношение к славянофилам. В 1840-е гг. он смотрел на московских славянофилов глазами Белинского. На каторге произошло перерождение его убеждений. Он выработал свою идеологию — почвенничество. В журнальной полемике начала 1860-х гг. Достоевский резко спорил с западниками и славянофилами. Решительное изменение отношения к славянофилам произошло в 1870-е гг. В «Гражданине», а позже в «Дневнике Писателя» Достоевский признавался, что разделяет славянофильские убеждения. Чтобы признать себя славянофилом, он должен был отождествить себя с Хомяковым и Аксаковыми. В записных тетрадях к «Дневнику Писателя» за 1876 г. Достоевский резюмировал полемику Погодина о славянофилах суждением, что Пушкин — «самый главный Славянофил России». Позже он развил это суждение в Пушкинской речи, представив поэта и пророка «всечеловеком». Достоевский подчеркивал, что идеи нового слова его речи принадлежат не ему, а всему славянофильству. В момент триумфа его и Пушкина признали славянофилами сами славянофилы.

Ключевые фразы: СЛАВЯНОФИЛЫ, ЗАПАДНИКИ, почвенники, ПУШКИН, погодин, Достоевский, страхов, новые категории, всечеловек, всечеловечность, всемирность
Автор (ы): Июдин Даниил Андреевич
Журнал: НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
347.781. Литература. Научные произведения. Устные произведения. Доклады. Речи
Для цитирования:
ИЮДИН Д. А. ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ НАЗВАЛ ПУШКИНА «ГЛАВНЫМ СЛАВЯНОФИЛОМ РОССИИ»? // НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ. 2024. № 4, ТОМ 11
Текстовый фрагмент статьи