В статье представлено исследование психофизиологических особенностей кёрлингистов в зависимости от их игровой позиции.
Проведен анализ когнитивных способностей, психофизиологических характеристик и психологических аспектов спортсменов каждого игрового номера с использованием методов психологического и физиологического тестирования.
Полученные результаты показали, что каждая игровая позиция требует уникального набора навыков и качеств.
Первому номеру необходимо выполнять монотонную работу, при этом удерживать концентрацию на протяжении всей игры, вторые и третьи игроки должны обладать высокой точностью и стабильностью выполнения бросков, а скипы - исключительной концентрацией и точностью.
Подчеркнута важность индивидуализированного подхода в тренировочном процессе кёрлингистов, что способствует оптимизации их физической и психологической подготовки в соответствии с игровой позицией.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки более качественных методов тренировки и отбора.
Идентификаторы и классификаторы
Кёрлинг, как стратегическая и физически интенсивная спортивная дисциплина, требует от игроков не только технического мастерства, но и высокой психофизиологической подготовленности.
Несмотря на кажущуюся простоту правил и медленный темп игры, кёрлинг требует от участников быстрой реакции, точного расчёта силы и направления броска, а также эффективного взаимодействия в команде.
Список литературы
- Мельников Д. С., Некрасова Я. А., Задворнов К. Ю. О функциональной подготовленности спортсменов-керлингистов // Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Москва: Теория и практика физической культуры, 2000. С. 11.
- Schmidt R. The Five elements of curling technique. Stevens Point, Wisconsin: USA Curling, 2012. 42 p.
- Задворнов К. Ю. Содержание соревновательной деятельности в кёрлинге // Основы спортивной игры в кёрлинг. Санкт-Петербург: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. С. 10.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования особенностей развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития (ЗРР).
Выборку основной группы составили 30 детей дошкольного возраста с ЗРР, средний возраст детей составил 4,5 года. Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический диспансер» и детского сада «Солнышко» города Смоленска.
Установлено, что дети с ЗРР чаще примеривались к образцу, чаще выполняли ошибочные действия при выполнении пространственных заданий, предложенных экспериментатором, и не пытались проговаривать свои действия вслух по сравнению с детьми без нарушения речи.
Однако пространственные задания по собственному замыслу дети с ЗРР выполняли более успешно и при выполнении заданий на свободную тему они пытались комментировать свои решения.
В статье представлены результаты исследования представлений педагогических работников о феномене готовности педагога к диалогическому взаимодействию с учащимися и оценки педагогами-психологами фактической (поведенческой) готовности у педагогов общеобразовательных учреждений.
Выявлено, что представление педагогов о данном феномене - довольно нечеткое, а уровень фактического его проявления является средним с тенденцией к низкому.
При этом наибольшее значение в плане влияния на интегральный показатель готовности к диалогическому взаимодействию имеют как раз те показатели, которые сами педагоги считают малозначимыми и которые развиты у них наиболее слабо.
Статья посвящена проблеме особенностей когнитивного компонента телесности у студенческой молодежи с разным уровнем самооценки.
В исследовании приняли участие 120 студентов женского пола 2-4 курсов кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, средний возраст составил 20,2 года. Проведен сравнительный анализ когнитивной составляющей телесности у студенток с разным уровнем самооценки.
Выявлено, что студентки с низкой самооценкой убеждены в своей непривлекательности, оценивают свое тело как некрасивое, неуверенные в себе, в отличие от студенток со средней и высокой самооценкой.
Определено, что студентки с низкой самооценкой не удовлетворены своим телом, в отличие от девушек со средней и высокой.
Девушки со средней самооценкой принимают и ценят себя. Студентки с высокой самооценкой принимают себя, однако считают, что у других людей не вызывают интерес и симпатию.
Результаты исследования могут свидетельствовать о том, что высокая самооценка является защитным механизмом, скрывающим неуверенность в себе и низкую оценку своих достоинств.
Сложность изучения специфики гендерной идентичности у подростков связана с тем, что на сегодняшний день существующие образцы фемининности и маскулинности претерпевают изменения.
В современных условиях граница между полами становится все более размытой. Это явление создает трудности для подростка, так как он стремится интегрироваться в общество, а для этого ему необходимо усвоить определенные социальные роли, нормы, формы поведения.
По результатам исследования авторами показано, что для большинства подростков характерен андрогинный тип гендерной идентичности.
Проведенный корреляционный анализ выявил, что для каждого типа гендерной идентичности характерны разные виды одиночества.
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов-воспитателей.
В качестве эффективной формы психологического сопровождения рассмотрена программа по формированию профессионально важных качеств педагога-воспитателя.
Выявлено, что первоначально по показателям профессиональной компетентности молодые педагоги-воспитатели имели уровень средний и ниже среднего.
Было установлено, что статистически достоверно улучшились результаты по изучаемым показателям после проведения развивающих занятий по психолого-педагогическому сопровождению, и не было выявлено статистически значимых различий между исследуемыми группами респондентов (педагоги со стажем и молодые педагоги), что доказывает эффективность предложенной программы.
Большое количество обоснованных психологических методик и имеющиеся современные статистические данные указывают на необходимость внесения коррективов в процесс обучения с целью воспитания у современных студентов профессиональных навыков.
Целью представленного в статье исследования явилось сравнение типов высшей нервной деятельности и силы нервной системы у студентов третьих курсов различных вузов и анализ полученных данных.
В статье рассматривается проблема жизненных смыслов в пожилом возрасте. Отмечается, что актуальность проблемы обусловлена дискуссионностью предлагаемых вариантов жизненных смыслов для позднего онтогенеза.
В ходе эмпирического исследования применялся биографический и автобиографический методы, в качестве метода обработки данных использовался качественный контент-анализ.
При анализе были обозначены виктимологические аспекты жизненных смыслов именно для пожилого возраста.
Были сделаны следующие выводы:
1. Жизненные смыслы в пожилом возрасте существенно зависят от семейного статуса пожилого человека.
2. В пожилом возрасте ориентация практически на любой жизненный смысл несет в себе виктимологические риски.
3. Жизненные смыслы у мужчин менее продуманы и логически оформлены.
Авторами статьи установлено, что среди шести базовых видов спорта, входящих в программу обучения, плавание находится на первом месте по значимости, как у студентов, так и студенток физкультурного вуза.
Гендерные различия проявляются в основном в оценке влияния плавания на развитие основных физических качеств. Подтверждено, что формирование навыка плавания и умения оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему на воде имеет важное значение для будущих тренеров.
Данные умения в конце прохождения курса плавания возросли с 25% до 66% у девушек и в два раза у юношей.
В статье раскрыто значение деятельности профессора В.У. Агеевца в развитии олимпийского образования, распространении идей и ценностей философии олимпизма.
Определены основные периоды его деятельности и вклад в развитие олимпийского образования.
Опрос в виде интервью известных в мире науки и спорта людей позволил собрать новую интересную информацию о личности и деятельности В.У. Агеевца.
Представлены результаты констатирующего исследования, направленного на изучение степени осведомленности студентов университета физической культуры о научном наследии профессора В.У. Агеевца, разработаны пути научно-просветительской работы со студентами.
Спортивные активисты играют большую роль в организации спортивно-массовой работы в вузе в рамках внеучебной деятельности.
В статье раскрыта сущность и роль специалистов профсоюзных организаций студентов в развитии спортивной работы внутри вуза.
По результатам анкетного опроса проведен анализ потребностей студентов - спортивных активистов в получении дополнительных компетенций по вопросам организации спортивной деятельности студентов на примере Уральского федерального университета.
Статья посвящена особенностям обучения первой помощи педагогического состава с элементами импровизации, моделированием ситуаций и отработке навыков по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
Целью исследования являлось обоснование важности оказания первой помощи и создания эффективной системы обучения, отработка навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях.
В статье отражены результаты исследования, проведенного с участием профессорско-преподавательского со става НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Выявлены основные типовые ошибки при оказании первой помощи. Сделаны выводы о возможности повышения качества образования, уровня подго товки кадров в области физической культуры и спорта с учетом требований национальной системы квалификаций.
В статье рассматриваются онтологические подходы к анализу феномена «ценность» через понимание того, каким образом трактуется понятие ценности с точки зрения различных методологических подходов. Теоретико-методологические проблемы включают в себя вопрос осмысления сущности понятий «ценность».
Статья выполнена в рамках государственного задания «Анализ и разработка комплексной оценки системы компетенций, направленных на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся образовательных организаций высшего образования».
В статье представлено исследование по проблеме организации учебного процесса учащихся спортсменов на примере обучения математическим дисциплинам.
Предложено построение индивидуального образовательного маршрута с использованием цифровых технологий в электронно-образовательной среде.
Разработаны целевая, содержательно-тематическая и методико-технологическая модели учебной деятельности.
В статье представлено исследование по вопросам инклюзивной физической культуры студентов с нарушениями.
Полученные авторами данные показали, что регулярные занятия физической культурой помогают преодолеть проблемы с коммуникабельностью, улучшить социальную уверенность в коллективе, научится общаться со студентами, которые не имеют нарушений речи.
Результаты могут быть полезны психологам, преподавателям физической культуры, тренерам, которые работают со студентами с нарушением речи.
Полученные результаты могут быть полезны для коррекции учебных программ в университетах.
В статье представлены результаты изучения уровня развития координационных способностей у квалифицированных легкоатлетов с нарушением слуха.
Авторами установлено, что уровень общих координационных способностей у метателей с нарушением слуха ниже уровня данных, представленных у специалистов, но выше нормы, взятой из ФССП.
Уровень общих и специальных координационных способностей у бегунов выше, чем у метателей, показатели челночного бега выше норм ФССП и данных специалистов.
Полученные результаты позволили сделать заключение, что легкоатлетам метателям с нарушением слуха в тренировочном процессе на этапе спортивного совершенствования необходимо увеличить объём упражнений, направленных на улучшение общих координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям, а также на увеличение способности к ориентированию в пространстве и способности к кинестетическому дифференцированию силовых параметров движений.
В статье представлен сравнительный анализ нормативно-тестирующей части государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» по количеству испытаний (тестов) по выбору в каждой половозрастной группе для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Даны рекомендации по корректировке содержания количества нормативов испытаний (тестов) по выбору в каждой половозрастной группе лиц с поражением опорно-двигательного аппарата с учетом эволюции их физических качеств.
В статье рассмотрены способы коррекции дисфункций опорно-двигательного аппарата и сенсорной интеграции детей младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией.
Описана методика физической реабилитации, основанная на применении соматической и вестибулярной базальной стимуляции в условиях водной среды, а также представлены средства, направленные на решение коррекционных, профилактических, оздоровительных и образовательных задач.
Приведены результаты оценки влияния разработанной методики на уровень качества жизни детей.
Работа с ближайшим окружением ребенка-инвалида имеет важнейшее значение для формирования у него высокой приверженности к физкультурно-спортивной деятельности.
Для детей с нарушением интеллекта, несмотря на развитие научной базы теории и методики адаптивной физической культуры, продолжает остро стоять вопрос воспитания самостоятельности при организации занятий физическими упражнениями.
Главными трудностями работы с ближайшим окружением ребенка с нарушением интеллекта являются: синдром хронической усталости у родителя, отсутствие опыта получения положительных эмоций в процессе совместных занятий, гиперопека и страх допустить ошибки при организации занятий, отсутствие представлений о реальных возможностях ребенка проявлять самостоятельность.
Подход к формированию мотивации ведения здорового образа жизни внутри семьи должен опираться на постепенный переход от опекающей модели взаимодействия родителя с ребенком к модели командного взаимодействия.
Необходим учет предпочтений родителей в выборе форм двигательной активности и создание педагогических условий активизации взаимодополняющего общения.
В статье представлен вариант организации тренировочных воздействий в группах начальной подготовки по кикбоксингу в летнем спортивном лагере.
В качестве средств контроля выбраны простые и надежные тесты, позволяющие оценить физическое состояние юношей.
В эксперименте предпринята попытка определить воздействие системы нагрузок на физическое состояние юношей различного возраста.
В статье отмечается первоочередность подготовки ребенка к выбору вида спорта перед отбором и спортивной ориентацией.
Представлена модель формирования готовности детей к занятиям хоккеем с акцентом на мотивационной, теоретической и технико-физической готовности детей к занятиям хоккеем на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
В последнее десятилетие в мире наблюдается резкое обострение противостояния между Россией и Западом во всех сферах деятельности.
Наличие такого кризиса отмечается и в мировом спорте (дискриминация российских спортсменов), начало которому было положено в декабре 2014 года после откровений российской бегуньи Юлии Степановой, изложенных в письме, адресованном WADA.
С этого времени российскому спорту со стороны западноевропейских СМИ при огромном содействии чиновников МОК, WADA и многих ведущих спортсменов Запада была объявлена «информационная война».
В дальнейшем, тема допингового скандала в российском спорте привела к отстранению от международных соревнований многих российских спортсменов, а также стала использоваться в качестве инструмента для создания негативного образа России как страны.
По мнению авторов статьи, последствия «информационной войны» под предводительством чиновников МОК, международных федераций и WADA против российских спортсменов в недалеком будущем может привести к проблемам, способным разрушить все международное олимпийское движение.
Статья посвящена анализу «информационной войны», объявленной западными СМИ в отношении российского спорта. Определены нарративы, раскрывающие в СМИ события и явления спортивной содержательности, значимые для адресантов (определенные категории профильных специалистов).
Изучены медианегативные тексты из электронных СМИ.
Цель авторского исследования состояла в определении особенностей представления средствами массовой информации допинг-скандалов в российском спорте и иных выпадов против атлетов нашей страны, которые являются отражением информационного и геополитического противостояния России и Запада.
В статье приведены результаты внедрения в учебно-тренировочный процесс самбистов групп начальной подготовки приложения «Tactical reader».
В ранних исследованиях данное приложение было апробировано на самбистах более высокой квалификации и показало свою эффективность для повышения их технико-тактической подготовленности.
В представленной работе в качестве испытуемых участвовали самбисты, только что зачисленные в спортивную школу и не имеющие опыта соревновательной деятельности, не обладающие объёмным арсеналом двигательных умений и навыков.
Самбистам в течение учебного года предстояло изучить четыре основных технических действия при борьбе в стойке. Тренерско-преподавательский состав демонстрировал самбистам экспериментальной группы видеозаписи с текстовым и графическим анализом ошибочных действий, оцифрованных через приложение «Tactical reader».
Установлено, что приложение позволило начинающим самбистам более эффективно освоить технические действия, заявленные в программе спортивной подготовки.
В статье проанализированы морфологические параметры состава массы тела сильнейших спортсменок сборной команды страны по тяжёлой атлетике при подготовке их к Играм стран-участниц БРИКС в июне 2024 года в Казани.
Представленный материал по анализу состава массы тела проводился методом биоимпедансометрии на первом из трёх этапов подготовки в г. Кисловодске в период с 08.04 по 28.04.2024 года.
Исследование проводилось в лаборатории инновационного центра ОКР - РЕКОРДИКА.
Сделан вывод о том, что морфологические исследования по изучению состава массы тела высококвалифицированных тяжелоатлеток должны проводиться в определённой динамической последовательности с учётом роста их спортивного мастерства, возраста, пола, этапа подготовки, соматотипа, стажа занятий и физической подготовленности каждой из спортсменок.
Тогда они будут иметь конкретное количественное, качественное и смысловое значение.
статье представлен научно-обоснованный подход к формированию двигательного умения-навыка переката кольца в художественной гимнастике среди мужчин.
Определена взаимосвязь между экспертной оценкой переката кольца и уровнем развития у гимнасток координационных способностей.
Разработан проект обучения технике переката кольца по рукам и груди юношей на этапе спортивной специализации.
Результаты исследования позволили определить направленность содержания предметной подготовки для формирования базовых и универсальных навыков владения предметом.
Увеличение числа женщин, вовлеченных в занятия спортом, входит в число приоритетных задач государственной политики Российской Федерации.
Для успешного решения поставленной задачи необходимо уделять внимание популяризации и совершенствованию имиджа женских спортивных дисциплин, в первую очередь, олимпийских.
В статье представлено исследование по разработке программы формирования позитивного имиджа женского бокса.
Методами исследования выступили: педагогические наблюдения; контент-анализ специальной литературы, интернет-публикаций, плановой и отчетной документации спортивных организаций; SWOT-анализ современного состояния и текущего имиджа женского бокса; педагогическое проектирование; педагогический эксперимент.
Содержание авторской программы представлено перечнем мероприятий в оффлайн- (на базе спортивной организации) и онлайн-формате (в киберпространстве), позволяющих скорректировать сложившийся негативный (как публичный, так и медийный) имидж женского бокса и его представительниц в восприятии целевой аудитории
Антропометрические, физиологические и психические особенности спортсмена оказывают существенное влияние на его успешность в том или ином виде легкой атлетики. В статье представлено исследование по сравнению возрастных и росто-весовых показателей мужчин бегунов на дистанции от 100 м до 42,195 км, финалистов Олимпийских игр 1896-2024 гг. Выявлено, что с увеличением длины дистанции росто-весовые показатели бегунов снижаются. Особенно заметна разница между данными бегунов на средние и длинные дистанции в росте и в весе. У бегунов на короткие дистанции за исследуемый период наблюдается плавное увеличение росто-весовых показателей, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев, начиная с середины ХХ века, заметна стабильная тенденция к снижению веса и ИМТ. При этом марафонцы значительно, на 4,36 года превышают средний возраст остальных бегунов. С каждым новым олимпийским циклом разница между показателями бегунов разных специализаций только усиливается: 50 лет назад разница в росте между средним финалистом Олимпийских игр в беге на 100 м и 42,195 км составляла 5,46 см, а в весе 12,29 кг, сегодня эти цифры увеличились до 9,67 см и 15,94 кг.
В статье рассматриваются движения с различными предметами в сочетании со структурными элементами тела как неотъемлемая часть целостной системы освоения движений в художественной гимнастике.
Так как элементы «трудности предмета» являются обязательными и должны присутствовать во всех соревновательных композициях гимнасток любого возраста и уровня подготовленности, то актуальность и значимость поиска путей совершенствования и повышения надежности выполнения элементов «трудности предмета» становится наиболее востребованной среди других обязательных элементов.
Для того, чтобы определить схему применения профилирующих движений в тренировочной деятельности гимнасток в исследовании был применен индуктивный подход, что позволило установить отдельные фрагменты, которые в итоге составляют общую систему движения предмета и структурных элементов тела во время выполнения элементов «трудности предмета».
В статье рассматриваются такие движения с предметами, как вращения и манипуляции в различных плоскостях со скакалкой при выполнении равновесий, поворотов и прыжков.
Определены профилирующие движения, которые способствуют более понятному и детальному изучению и совершенствованию элементов «трудности предмета».
Такой подход позволяет на каждом этапе тренировки исключить заучивание ошибочных действий определенного движения, что впоследствии гарантирует повышение надежности выполнения элементов «трудности предмета» в соревновательных композициях.
В статье представлено исследование содержания учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и успешности их выступлений в соревнованиях.
Изучен спортивный путь лучших спортсменов и тренеров России и других стран.
На основании полученных данных сделано заключение о том, что в первые годы занятий следует особое внимание уделять: разносторонней физической подготовке, а затем развитию специальных физических качеств.
Кроме того, необходимо: уточнить возрастные группы и допустимое участие в соревнованиях для каждой возрастной группы; задачи и содержание учебного материала привести в соответствие с сенситивными периодами; изменить существующую практику оценки работы тренера; предоставить возможность тренерам вести занятия со своими учениками в течение всей их спортивной деятельности, что повысит заинтересованность и ответственность тренера за подготовку учеников и будет способствовать повышению квалификации тренеров.
В статье представлено исследование содержания учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и успешности их выступлений в соревнованиях.
Изучен спортивный путь лучших спортсменов и тренеров России и других стран.
На основании полученных данных сделано заключение о том, что в первые годы занятий следует особое внимание уделять: разносторонней физической подготовке, а затем развитию специальных физических качеств.
Кроме того, необходимо: уточнить возрастные группы и допустимое участие в соревнованиях для каждой возрастной группы; задачи и содержание учебного материала привести в соответствие с сенситивными периодами; изменить существующую практику оценки работы тренера; предоставить возможность тренерам вести занятия со своими учениками в течение всей их спортивной деятельности, что повысит заинтересованность и ответственность тренера за подготовку учеников и будет способствовать повышению квалификации тренеров.
Статья посвящена анализу структурных групп и трудности опорных прыжков, которые были исполнены финалистками Игр XXXIII Олимпиады.
Было определено, что наиболее приоритетными для ведущих гимнасток являются IV группа (7 исполненных прыжков) и V группа (5 прыжков).
На остальные группы II и III приходится только по два прыжка. Прогнозируемо олимпийской чемпионкой в опорном прыжке стала С. Байлз (США), благодаря своему превосходству в общей трудности прыжков (12,0 баллов).
Второе место заняла Р. Андраде (Бразилия), которая уступила чемпионке один балл в трудности (оценка D), но превзошла её в исполнении (оценка Е). Бронзовая медаль у Дж.
Кэри (США) со «стандартным набором» прыжков (Cheng и Baitova).
Кубок России 2024 года выявил отставание российских гимнасток от мирового уровня в опорных прыжках в трудности (D). Этот вид является самым проблемным в женской сборной команде России.
Успешное овладение двигательными навыками зависит от эффективной и слаженной деятельности сенсорных систем. В свою очередь, этот процесс тесно связан с особенностями морфофункционального развития ребенка.
С данной точки зрения, исследование особенностей сенсомоторной деятельности у юных спортсменов на разных этапах спортивной подготовки имеет важное значение для оптимального построения тренировочного процесса.
В статье представлено исследование с участием детей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом на начальном и учебно-тренировочном этапах подготовки. Оценка деятельности сенсомоторных систем у юных спортсменов была выполнена с использованием методики «реакция выбора» (Go-Go).
Анализ полученных результатов свидетельствует о высоком уровне сенсомоторной деятельности детей 8-12 лет, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, с ее значительным улучшением в динамике от начального этапа подготовки к учебно-тренировочному.
В статье представлен сводный анализ организационно-структурных и научно-технических педагогических экспериментов индивидуализации профессиональных спринтеров вольного стиля, сделанный на основе исследовательской выборки отечественной и зарубежной литературы.
В ходе исследования была наглядно показана зависимость отдельных компонентов традиционной системы подготовки от современных факторов, негативно влияющих на неё.
Полученный результат позволил определить необходимые зоны коррекции и на их основе выработать практические рекомендации, расширяющие набор традиционных средств и методов плавательной подготовки для дальнейшего улучшения результативности.
В статье представлен анализ динамики результатов выступлений студентов-спортсменов сильнейших сборных команд вузов и регионов России на VI (2020 года), VII (2022 года) и VIII (2024 года) Зимних Универсиадах.
Выявлено, что на протяжении всего анализируемого периода ведущие вузы страны сохраняют свои позиции в тех видах спорта, которые входят в программы зимних универсиад, включая лыжные гонки, конькобежный спорт, шорт-трек, спортивное ориентирование, керлинг.
Вместе с тем, спектр видов спорта в составе этих программ практически не меняется, лишая возможности соревноваться сильнейшим студентам в других зимних видах спорта.
Этот факт требует существенного расширения регламента будущих Универсиад за счет включения хоккея с шайбой, горнолыжного спорта, фигурного катания.
Фиджитал-спорт - новая быстроразвивающаяся ветвь в спорте. В переводе на русский язык это функционально-цифровой спорт.
В статье рассмотрены история его появления и вопросы влияния на обучаемость, успеваемость студента, воздействия этого вида спорта на эмоциональное состояние не только студентов, заинтересованных в этой сфере, но и на общее эмоциональное состояние молодежи.
В статье представлены два исследования, проведенных в техническом университете РУТ (МИИТ), в которых определены как положительные, так и отрицательные характеристики, и проблемы данного вида спорта.
Статья предназначена для преподавателей и студентов разных направлений обучения, а также лиц, интересующихся спортивным образом жизни.
Данная статья может быть взята за основу в других исследованиях по разработке наиболее эффективных методик к продвижению достаточно нового спортивного направления и популяризации его в молодежных кругах.
Жесткая конкуренция на мировой арене, предельные по объёму и интенсивности нагрузки нередко приводят к психоэмоциональным перегрузкам, напряжению адаптационных процессов, что влияет на снижение уровня здоровья юных спортсменов и их преждевременному уходу из спорта.
Во избежание подобной ситуации необходим поиск инновационных подходов к дозированию физических нагрузок на разных этапах подготовки. Оптимизация тренировочного процесса, предполагает выбор стратегии и тактики, что способствует не только росту спортивного результата, но и улучшению функционального состояния систем организма и психомоторного компонента, направленного на совершенствование психических функций, играющих ведущую роль в подводном плавании.
Цель исследования состоит в экспериментальной проверке результативности проектирования тренировочного процесса юных пловцов-подводников на этапе специальной базовой подготовки.
В качестве критериев, оценивающих эффективность тренировочного процесса, определены: трехгодичная динамика уровня физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, подвижности нервных процессов и динамики роста спортивного результата спортсмена.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что эффективность проектирования обоснована адекватностью педагогических воздействий, подтвержденных экспериментальными данными.
Сегодня в парусном спорте и особенно в олимпийских классах яхт идет постоянный поиск новых материалов с целью модернизации судов, облегчения инвентаря и как следствие увеличения скорости.
В связи с этим, в 2019 году появился новый класс парусная доска «IQ FOIL», который был впервые включен в программу летних Олимпийских игр 2024 года. Поэтому современных методик, методических разработок и практических рекомендаций для подготовки спортсменов в данном классе пока еще недостаточно.
В статье представлена разработанная авторами шкала экспертных оценок поворота «оверштаг», а также методика обучения повороту «оверштаг» в классе яхт «IQ FOIL» в парусном спорте и описан опыт ее внедрения в учебно-тренировочный процесс.
В статье представлено исследование по выявлению текущего состояния и особенностей построения тренировочного процесса в лыжных гонках в Китае и России с целью обмена научно-практическим опытом между странами в данной области.
Путем сравнительного анализа были изучены особенности становления и развития методик подготовки лыжников-гонщиков в КНР и России.
В ходе анализа выявлены существенные различия в методических подходах к построению тренировочного процесса в лыжных гонках в данных странах.
Кроме различий также были выявлены общие черты и проанализированы имеющиеся трудности и проблемы в данной сфере спортивной деятельности.
В статье представлен анализ выступления юношей и девушек на городских и областных соревнованиях по пауэрлифтингу за 2023 год.
Выявлены возрастные особенности выступления спортсменов в различных соревновательных дисциплинах.
Установлено, что наиболее значимым упражнением с точки зрения соотношения процента вклада в соревновательный результат является становая тяга.
Особой популярностью пользуется жим лёжа как отдельная дисциплина, что обусловлено его большей доступностью как для спортсменов, так и для новичков.
В статье рассмотрена новая технология спортивного патроната детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Авторами проведен анализ отсутствия условий в области спортивной культуры для профилактики приобретенных комплексных травм в психике и характере, воспроизводящих развитие социально-негативного поведения детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования является создание условий для построения и осуществления спортивного патроната детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интегративного образовательного комплекса «СПОРТ - ШКОЛА - СПО, ВУЗ».
Предлагается урегулировать спортивный патронат на федеральном уровне и принять решение о добавлении в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» специальной главы о спортивно-патронатном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интегративного образовательного комплекса «СПОРТ - ШКОЛА - СПО, ВУЗ», что повысит их качество жизни в России.
В статье представлено исследование, посвященное определению влияния средств функциональной фитнес-тренировки на силовые возможности и анаэробную продуктивность квалифицированных игроков в мини футболе.
Предложено применение специальных упражнений, включенных в разработанную программу тренировки, направленных на развитие динамической и статической силовой выносливости, которые были реализованы в форме круговой тренировки с использованием современного фитнес-оборудования (петли TRX, тренажер TRX RIP, тренажёр ViPR, Sandbag, 6-D SLIDING, миофосциальный релиз).
Результатом внедрения средств фитнес-тренировки в процесс подготовки квалифицированных футболистов в мини-футболе стало улучшение силовых показателей различных групп мышц.
В статье представлен анализ тактических вариантов прохождения соревновательных дистанций биатлонистами топ-уровня.
Анализ динамики соревновательной скорости у 60-ти сильнейших биатлонисток, выступающих на этапах Кубка мира в сезоне 2021-2022 гг. показал, что максимальные скорости спортсменки демонстрируют в гонках с массового старта, несмотря на то, что это одна из самых протяженных дистанций в биатлоне.
Как у мужчин, так и у женщин выявлена тенденция к снижению скорости в середине дистанции и повышению на финишном круге.
Наибольшее влияние на спортивно-технический результат оказывает скорость на финишном круге дистанции.
В статье представлено исследование по разработке педагогической технологии формирования индивидуального стиля ведения поединка в различных смешанных видах единоборств.
Она состоит из четырех этапов: выявление исходного уровня подготовленности, учет индивидуальных особенностей, внедрение и совершенствование технологии формирования индивидуального стиля ведения поединка, контроль и оценка эффективности, а также его коррекция.
Предложенная педагогическая технология является эффективным инструментом, способствующим развитию у спортсменов смешанных единоборств уникальных тактических и технических приемов и их комбинаций.
В статье рассмотрены вопросы специальной физической подготовки девушек-многоборок в метательных видах семиборья.
Определена эффективность применения специально-развивающих упражнений локального воздействия для развития скоростно-силовых способностей в метании копья и толкании ядра у спортсменок, специализирующихся в семиборье.
В статье представлен комплекс упражнений на основе асан йоги, который адаптирован для включения в тренировочный процесс девочек 7-8 лет в фигурном катании и будет способствовать эффективному развитию подвижности в тазобедренных суставах у спортсменок на тренировочном этапе подготовки, что позволит осваивать высокоамплитудные спирали.
Результаты работы можно применять в тренировочном процессе фигуристок учебно-тренировочных групп.
Биг-эйр является олимпийской технико-эстетической дисциплиной сноубординга с оценкой выступлений спортсменов по балльной системе.
Практика проведения соревнований в дисциплине биг-эйр показывает, что из-за особенностей формирования диапазона ранжирования и условий подведения итогов финальной части соревнований значительно менее сложные элементы имеют неоправданно большой вес в результирующей сумме оценок по сравнению с максимально сложными техническими элементами, выполненными с минимальными ошибками, поскольку оцениваются с использованием более широкого диапазона ранжирования.
В статье теоретически обоснован и представлены результаты апробации варианта оптимизации диапазона ранжирования технических элементов при проведении соревнований по сноуборду в дисциплине биг-эйр с учетом разработанного коэффициента сложности.
Результаты исследования могут быть использованы при планировании подготовки спортсменов-сноубордистов и проведении соревнований по сноуборду в дисциплине биг-эйр.
На протяжении истории Якутии эволюция терминологии напрямую отражала процессы развития спортивной культуры, историю проведения спортивных мероприятий и участие якутских спортсменов в соревнованиях различного уровня.
Этот период в истории Якутии связан с появлением новых спортивных дисциплин, завоеванием медалей, созданием спортивных сооружений и формированием интереса к здоровому образу жизни.
В статье рассмотрено, как эти процессы влияют на формирование спортивной терминологии и как они отражают общее развитие физкультурного движения в Якутии.
В работе представлена модель ситуационной техники передачи мяча линейному игроку.
Это алгоритмическая модель, которая описывает конструирование способа действия, соответствующего типу игровой ситуации и параметрам модели противодействия.
Согласование структуры передачи с особенностями опеки осуществляется по показателям скорости и вариабельности разгона мяча, траектории его полета и точке назначения.
Расстояние до защитника и направление его движения определяют способы замаха и разгона мяча.
Применяемые защитником средства противодействия обусловливают траекторию передачи. Особенности позиционного противоборства линейного детерминируют точку назначения мяча.
В статье представлены результаты исследования успешности выполнения сложнокоординационных ударов юными тхэквондистами.
Выявлены факторы, влияющие на успешность соревновательной деятельности в данной возрастной категории, приведены статистические данные.
Статистический анализ был проведен с использованием современных методов обработки данных, что позволило выявить не только общие тенденции, но и индивидуальные особенности техники ударов юных тхэквондистов.
В статье рассматриваются вопросы выявления уровня физической подготовленности студенток.
Исследование было проведено на кафедре физического воспитания Чеченского государственного педагогического университета.
Целью исследования явилось обоснование и определение уровня физической подготовленности студенток для анализа и принятия педагогических решений по улучшению качества преподавания.
В исследовании приняли участие 52 студентки очной формы обучения профиля «Специальная психология» 1 и 3 курсов. Выявлено, что бессистемность и нерегулярность занятий физической культурой у старшеклассников, связанные с подготовкой к сдаче ЕГЭ, отрицательно влияют на функциональную готовность к выполнению требований комплекса ГТО в вузе.
Анализ результатов исследования выявил положительную динамику прироста уровня физической подготовленности с первого по третий курс.
По мнению авторов, в вузе происходит нивелирование преподавателями недостатков, выявленных в школьной системе: правильное и грамотное изучение техники, высокие требования к дисциплине, формирование физической культуры личности.
В условиях развития мирового экономического пространства спортивные события международного уровня становятся одним из приоритетных инструментов повышения конкурентоспособности принимающих территорий.
В статье представлено исследование по оценке влияния международных спортивных событий на имидж региона.
Произведена оценка влияния проведения международных спортивных событий на социально-экономическое развитие Челябинской области.
Многочисленные исследования показывают, что уровень физической подготовленности обучающихся общеобразовательных школ неуклонно снижается.
Этому способствуют, например, малоподвижный образ жизни и незаинтересованность подростков заниматься на уроках физической культуры, в том числе из-за однообразия учебного материала и однотипности учебных заданий.
В статье представлено исследование, проведенное на базе СОШ № 8 г. Чайковский c целью повышения показателей физической подготовленности обучающихся 5-х классов.
Авторами разработана методика, включающая комплексы разнообразных упражнений, реализуемые непосредственно на уроках физической культуры.
Целью представленного в статье исследования является сравнительный анализ показателей развития физической культуры и спорта городского округа Первоуральск и аналогичных показателей Свердловской области в целом для возможности корректировки муниципальной программы развития физической культуры и спорта.
Приведены результаты анализа динамики и корреляционный анализ показателей развития физической культуры и спорта на примере ГО Первоуральск с численностью населения до 150 тыс. человек, расположенного в Свердловской области и имеющего достаточно развитую спортивную инфраструктуру.
Полученные результаты сопоставлены с динамикой аналогичных показателей Свердловской области в целом.
Выявленные в ходе исследования противоречия позволяют сделать вывод о целесообразности внесения изменений в муниципальную программу «Развитие физической культуры и спорта на территории ГО Первоуральск.
В статье представлены результаты исследования авторов по развитию скоростно-силовых качеств у школьников 15-17 лет на занятиях легкой атлетикой по программе дополнительного образования.
Развитие скоростно-силовых качеств у школьников способствует улучшению у них показателей функционального состояния, формированию функционального резерва организма и, в целом, улучшению состояния здоровья.
Авторами разработан специальный комплекс упражнений, направленный на повышение уровня развития скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе на занятиях легкой атлетикой по программе дополнительного образования.
В статье представлены результаты исследования авторов по развитию скоростно-силовых качеств у школьников 15-17 лет на занятиях легкой атлетикой по программе дополнительного образования.
Развитие скоростно-силовых качеств у школьников способствует улучшению у них показателей функционального состояния, формированию функционального резерва организма и, в целом, улучшению состояния здоровья.
Авторами разработан специальный комплекс упражнений, направленный на повышение уровня развития скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе на занятиях легкой атлетикой по программе дополнительного образования.
В статье описаны результаты внедрения разработанной и экспериментально обоснованной авторской программы повышения физической культуры младших школьников в китайских начальных школах с учетом типовых особенностей её структуры в учебное и во внеучебное время, на основе которой определены практические рекомендации повышения двигательной активности младших школьников в китайских начальных школах.
Результаты данной работы представляют интерес для специалистов в области образования и физической реабилитации.
В статье представлено исследование по выявлению особенностей развития физических качеств младших школьников в условиях направленного и комплексного физического воспитания.
Раскрыто содержание вариативной части программы, которое включало базовые элементы туристского многоборья, спортивного ориентирования, волейбола или баскетбола.
Выявлено, что содержание и направленность в начальной школе направленного физического воспитания являются недостаточными для развертывания резервных возможностей двигательного анализатора.
В условиях комплексного физического воспитания развитие физических качеств младших школьников, как правило, носит поступательный и равномерный характер.
В статье представлено исследование по использованию в 2023-2024 учебном году беговых приложений к мобильным устройствам студентами 1-3 курсов Московского авиационного института, занимающимися в отделениях ОФП и в спортивных секциях в условиях продолжающегося изменения российского рынка беговых приложений к мобильным устройствам.
Выявлено, что 97,36% из опрошенных студентов пользуются беговыми приложениями, что свидетельствует об их высоких самообразовательных компетентностях в области физической культуры.
Многолетняя динамика рынка мобильных приложений приводит к постоянной необходимости поиска и освоения инновационных продуктов, активируя таким образом навыки самостоятельности в учебно-тренировочной деятельности студентов.
Статья посвящена вопросам повышения физической подготовленности юношей допризывного возраста при помощи различных средств фитнеса.
Как известно, сфера фитнес услуг предоставляет различного вида тренировки, которые содействуют не только воспитанию физических качеств, но и их повышению.
В статье представлены разработанные авторами комплексы упражнений, которые были использованы в ходе проведения эксперимента, определена их эффективность.
Установлено, что качественные изменения произошли во всех тестах, но наиболее высокие результаты отмечены в тестах силовой направленности.
В статье представлено исследование по изучению особенностей восприятия времени и пространства у студентов, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Выявлены различия в восприятии времени и пространства у этих двух групп студентов.
В ходе исследования были использованы методы сбора и анализа данных, такие как опросы, наблюдения и сравнительный анализ.
Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки программ по повышению организованности и управлению временем среди студентов, а также могут служить основой для последующих исследований в области восприятия времени и пространства у молодежи с участием спорта.
В статье представлен анализ показателей развития физической культуры и спорта в Северо-Западном федеральном округе.
Приведены данные по численности спортивных сооружений различного типа, кадровому обеспечению, численности занимающихся физической культурой и спортом, а также финансированию отрасли физической культуры и спорта.
Представлены результаты опроса населения СЗФО на тему вовлеченности в сферу физической культуры и спорта. Результаты исследования позволяют определить основной вектор дальнейшего развития отрасли физической культуры и спорта в СЗФОВ.
В исследовании проведен анализ результатов сдачи студентами экспериментальной группы военного учебного центра при Омском государственном техническом университете нормативов по физической подготовке в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, а также после активного педагогического воздействия на нее посредством создания эксклюзивных условий.
В качестве педагогических условий представлена Программа развития физических качеств и военно-прикладных навыков студентов военных учебных центров.
Эффективность представленной Программы нашла подтверждение в динамическом росте результатов выполненных нормативов по физической подготовке, развертыванию радиостанции Р-142Н и прокладке полевого кабеля П-274 в процессе прохождения студентами плановых учебных сборов на базе одной из воинских частей.
Cформулированы предложения по решению обозначенных проблем на уровне междисциплинарных связей на основе комплексного подхода к воспитательно - образовательному процессу будущего военного специалиста в условиях реформирования военного образования в гражданских вузах.
Такое педагогическое воздействие способствует повышению уровня индивидуальной физической подготовленности студентов, сформированности у студентов некоторых универсальных компетенций в соответствии с должностным предназначением, а в длительной перспективе - профилактике заболеваний, поддержанию здорового организма, улучшению качества жизни, сохранению длительной работоспособности.
В работе затрагивается тематика социально-экономических проблем, связанных с занятиями физической культурой и спортом в высших учебных заведениях.
Основное внимание уделено вопросам недостаточного финансирования спортивных программ, износа инфраструктуры, ограниченной доступности спортивных секций для студентов, влияния дистанционного обучения на участие в спортивных мероприятиях, а также социальных барьеров для студентов с инвалидностью и из различных социально-экономических слоев.
В статье приведены примеры решения подобных вопросов и предложения по улучшению ситуации.
В статье рассматриваются занятия физической культурой и спортом в вузе как средство подготовки студентов к военной службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Использование полученных в представленном исследовании результатов поможет педагогам прояснить некоторые социально-психологические факторы мотивации студентов для повышения физической подготовленности и эффективности образовательного процесса.
В статье рассмотрены вопросы профессионального развития кадрового ресурса образовательного учреждения в условиях организации внутренней системы оценки качества образования.
Представлено исследование по формированию универсальных компетенций ФГОС ВО 3++ в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
В статье обоснована важность и актуальность разработки и проведения молодежной политики в современном обществе. В утвержденной президентом РФ Путиным В.В.
Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание молодежи.
Необходимость содействия формированию у студенческой молодежи чувства сопричастности к истории родной страны в статье проанализировано на примере историко-патриотического проекта Вавиловского университета «Закружилась Афганская вьюга».
По мнению автора, только целенаправленная, систематическая работа с молодежью при использовании актуального, познавательного и интересного материала различных совместных проектов поможет в формировании у нее чувства сопричастности к истории страны, расширению кругозора и общечеловеческих ценностей, что очень важно в современном мире.378.147378.147
В статье рассматриваются структура и функциональные особенности двухвекторного наставничества как способа педагогического сопровождения социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения.
По вертикали наставничество организуется посредством взаимодействия первокурсников и взрослых сотрудников образовательной организации через послушание первых и заботу вторых.
На горизонтали сверстников также наблюдается амбивалентность: младшие соперничают со старшими и, в то же время, сотрудничают с ними.
Автор подчеркивает, что успешность указанного двухвекторного наставничества напрямую зависит от наполнения воспитательного пространства со-бытием. Со-бытие осуществляется совместным проживанием воспитанниками и воспитателями круга значимых событий и является формой воспитания.
При этом эффективность предложенного двухвекторного наставничества доказывается результатами опытно-экспериментальной работы по внедрению инноваций.
В результате актуализируется вопрос подготовки наставников, что говорит о дальнейших перспективах исследований по обозначенной проблеме.
В статье раскрывается проблема реализации здоровьесьберегающих практик в семейном воспитании.
Представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление роли семьи в формировании культуры здорового образа жизни и ценностного отношения подрастающего поколения к своему здоровью, определение характера отношения в семьях современных студентов университета к проблеме сохранения и сбережения здоровья.
Раскрыт опыт реализации образовательных практик, актуализирующих вопросы здоровьесбережения среди студенческой молодежи.
Издательство
- Издательство
- НГУ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
- Юр. адрес
- Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
- ФИО
- Петров Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kanc@lesgaft.spb.ru
- Контактный телефон
- +8 (812) 7144013