Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования особенностей развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития (ЗРР).
Выборку основной группы составили 30 детей дошкольного возраста с ЗРР, средний возраст детей составил 4,5 года. Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический диспансер» и детского сада «Солнышко» города Смоленска.
Установлено, что дети с ЗРР чаще примеривались к образцу, чаще выполняли ошибочные действия при выполнении пространственных заданий, предложенных экспериментатором, и не пытались проговаривать свои действия вслух по сравнению с детьми без нарушения речи.
Однако пространственные задания по собственному замыслу дети с ЗРР выполняли более успешно и при выполнении заданий на свободную тему они пытались комментировать свои решения.
В статье представлены результаты исследования представлений педагогических работников о феномене готовности педагога к диалогическому взаимодействию с учащимися и оценки педагогами-психологами фактической (поведенческой) готовности у педагогов общеобразовательных учреждений.
Выявлено, что представление педагогов о данном феномене - довольно нечеткое, а уровень фактического его проявления является средним с тенденцией к низкому.
При этом наибольшее значение в плане влияния на интегральный показатель готовности к диалогическому взаимодействию имеют как раз те показатели, которые сами педагоги считают малозначимыми и которые развиты у них наиболее слабо.
Статья посвящена проблеме особенностей когнитивного компонента телесности у студенческой молодежи с разным уровнем самооценки.
В исследовании приняли участие 120 студентов женского пола 2-4 курсов кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, средний возраст составил 20,2 года. Проведен сравнительный анализ когнитивной составляющей телесности у студенток с разным уровнем самооценки.
Выявлено, что студентки с низкой самооценкой убеждены в своей непривлекательности, оценивают свое тело как некрасивое, неуверенные в себе, в отличие от студенток со средней и высокой самооценкой.
Определено, что студентки с низкой самооценкой не удовлетворены своим телом, в отличие от девушек со средней и высокой.
Девушки со средней самооценкой принимают и ценят себя. Студентки с высокой самооценкой принимают себя, однако считают, что у других людей не вызывают интерес и симпатию.
Результаты исследования могут свидетельствовать о том, что высокая самооценка является защитным механизмом, скрывающим неуверенность в себе и низкую оценку своих достоинств.
Сложность изучения специфики гендерной идентичности у подростков связана с тем, что на сегодняшний день существующие образцы фемининности и маскулинности претерпевают изменения.
В современных условиях граница между полами становится все более размытой. Это явление создает трудности для подростка, так как он стремится интегрироваться в общество, а для этого ему необходимо усвоить определенные социальные роли, нормы, формы поведения.
По результатам исследования авторами показано, что для большинства подростков характерен андрогинный тип гендерной идентичности.
Проведенный корреляционный анализ выявил, что для каждого типа гендерной идентичности характерны разные виды одиночества.
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов-воспитателей.
В качестве эффективной формы психологического сопровождения рассмотрена программа по формированию профессионально важных качеств педагога-воспитателя.
Выявлено, что первоначально по показателям профессиональной компетентности молодые педагоги-воспитатели имели уровень средний и ниже среднего.
Было установлено, что статистически достоверно улучшились результаты по изучаемым показателям после проведения развивающих занятий по психолого-педагогическому сопровождению, и не было выявлено статистически значимых различий между исследуемыми группами респондентов (педагоги со стажем и молодые педагоги), что доказывает эффективность предложенной программы.
Большое количество обоснованных психологических методик и имеющиеся современные статистические данные указывают на необходимость внесения коррективов в процесс обучения с целью воспитания у современных студентов профессиональных навыков.
Целью представленного в статье исследования явилось сравнение типов высшей нервной деятельности и силы нервной системы у студентов третьих курсов различных вузов и анализ полученных данных.
В статье рассматривается проблема жизненных смыслов в пожилом возрасте. Отмечается, что актуальность проблемы обусловлена дискуссионностью предлагаемых вариантов жизненных смыслов для позднего онтогенеза.
В ходе эмпирического исследования применялся биографический и автобиографический методы, в качестве метода обработки данных использовался качественный контент-анализ.
При анализе были обозначены виктимологические аспекты жизненных смыслов именно для пожилого возраста.
Были сделаны следующие выводы:
1. Жизненные смыслы в пожилом возрасте существенно зависят от семейного статуса пожилого человека.
2. В пожилом возрасте ориентация практически на любой жизненный смысл несет в себе виктимологические риски.
3. Жизненные смыслы у мужчин менее продуманы и логически оформлены.
Авторами статьи установлено, что среди шести базовых видов спорта, входящих в программу обучения, плавание находится на первом месте по значимости, как у студентов, так и студенток физкультурного вуза.
Гендерные различия проявляются в основном в оценке влияния плавания на развитие основных физических качеств. Подтверждено, что формирование навыка плавания и умения оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему на воде имеет важное значение для будущих тренеров.
Данные умения в конце прохождения курса плавания возросли с 25% до 66% у девушек и в два раза у юношей.
В статье раскрыто значение деятельности профессора В.У. Агеевца в развитии олимпийского образования, распространении идей и ценностей философии олимпизма.
Определены основные периоды его деятельности и вклад в развитие олимпийского образования.
Опрос в виде интервью известных в мире науки и спорта людей позволил собрать новую интересную информацию о личности и деятельности В.У. Агеевца.
Представлены результаты констатирующего исследования, направленного на изучение степени осведомленности студентов университета физической культуры о научном наследии профессора В.У. Агеевца, разработаны пути научно-просветительской работы со студентами.
Спортивные активисты играют большую роль в организации спортивно-массовой работы в вузе в рамках внеучебной деятельности.
В статье раскрыта сущность и роль специалистов профсоюзных организаций студентов в развитии спортивной работы внутри вуза.
По результатам анкетного опроса проведен анализ потребностей студентов - спортивных активистов в получении дополнительных компетенций по вопросам организации спортивной деятельности студентов на примере Уральского федерального университета.
Статья посвящена особенностям обучения первой помощи педагогического состава с элементами импровизации, моделированием ситуаций и отработке навыков по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
Целью исследования являлось обоснование важности оказания первой помощи и создания эффективной системы обучения, отработка навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях.
В статье отражены результаты исследования, проведенного с участием профессорско-преподавательского со става НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Выявлены основные типовые ошибки при оказании первой помощи. Сделаны выводы о возможности повышения качества образования, уровня подго товки кадров в области физической культуры и спорта с учетом требований национальной системы квалификаций.
В статье рассматриваются онтологические подходы к анализу феномена «ценность» через понимание того, каким образом трактуется понятие ценности с точки зрения различных методологических подходов. Теоретико-методологические проблемы включают в себя вопрос осмысления сущности понятий «ценность».
Статья выполнена в рамках государственного задания «Анализ и разработка комплексной оценки системы компетенций, направленных на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся образовательных организаций высшего образования».