Архив статей журнала
В представленном исследовании проводится реконструкция событий, предшествовавших гибели выдающегося революционера, комиссара Тюменского направления Восточного фронта Григория Александровича Усиевича. В советский период биография комиссара неоднократно исследовалась, однако консенсус в вопросе его гибели так и не был достигнут. Для написания статьи были изучены архивные документы, хранящиеся в федеральных и региональных архивах. В частности, была проведена работа с документами, хранящимися в Российском государственном военном архиве (РГВА), Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), а также в архивном отделе администрации Артемовского городского округа. На основе анализа полученных данных можно предположить, что в ходе боевых действий в районе села Горки (ныне Ирбитский район Свердловской области) 3 августа 1918 г. Григорий Александрович Усиевич попал в плен и впоследствии был расстрелян. В работе уделяется внимание и особенностям проведения микроисторических исследований событий Гражданской войны, которые характеризуются политической ангажированностью уже существующих работ и фрагментарностью доступных источников
В статье представлены результаты консервации и исследования неотрезного по линии талии халата с откидными рукавами из комплекса золотоордынского костюма из погребения 1 кургана 35 могильника Ковалёвка, Октябрьского района, Волгоградской области. Крой халата имеет многочисленные аналогии на территории Монгольской империи. Впервые на подобном типе халатов выявлена застёжка на пуговицы и петли из одинарного рулика на правом боку.
Посёлок Симониха в истории водного транспорта Камского бассейна известен, в первую очередь, как ремонтная база. Об этом имеются многочисленные упоминания и в научной, и в краеведческой литературе. Между тем, есть также обрывочные свидетельства о наличии там судостроения. В работе на основе статистических отчётов Симонихинской РЭБ производится реконструкция судостроительных заказов. Установлено, что в 1943-1961 гг. хозяйство построило, как минимум, 5 деревянных паромов и дебаркадеров. В результате анализа эксплуатационной документации можно утверждать, что за этот период было построено 6 судов. Удмуртское управление малых рек в 1947 г. приняло от Сарапульской переправы паром Симонихинской постройки и дополнительно заказала в 1948 г. паром № 3. Также по заказу Управления Симонихинская РЭБ построила в 1960 г. баржу № 8, впоследствии ставшую паромом № 12 Камского речного пароходства. Судьба ещё трех судов Симонихинской постройки не установлена. Возможно, их передали Сарапульскому радиозаводу имени С. Орджоникидзе.
Во второй половине XIX в. Финляндия переживала бурное экономическое, политическое и социальное развитие, превращалась в современное европейское государство. Как следствие, она стала отдаляться от России. Манифесты императора позволяли стране сохранять высокую степень автономности и суверенитета. В конечном счёте «дрейф» Финляндии стал вызывать беспокойство у консерваторов и государственников внутри России. В конце XIX - начале XX вв. империя предприняла попытки адаптировать Северо-Запад России к общегосударственному законодательству. Первая русская революция отбросила государство к прежнему, автономному статусу Финляндии. С 1907 г. императорские органы власти вновь проводят кампанию по интеграции сепаратистской окраины. Российская интеллигенция оказалась перед выбором: поддержать укрепление государства или бороться за соблюдение прав подданных Великого княжества. Даже либеральные юристы оказались расколоты по вопросу о Финляндии. В статье автор стремится установить позиции умеренно-либеральных юристов (легалистов) по вопросу о статусе финской автономии, а также определить, какое участие приняли ведущие юристы империи в спасении (или ограничении) финских свобод. Автор констатирует, что большинство консервативных либералов (легалистов) заняли промежуточную позицию между октябристами и кадетами. Они полагали, что только мирная, гуманистическая эволюция позволит постепенно интегрировать Финляндию в состав империи. Насильственное же принуждение приведёт к вспышке террора. В итоге, власть выбрала насилие.
Нападение небольшого отряда аболиционистов под командованием Джона Брауна на городок Харперс-Ферри 16 октября 1859 г. можно назвать первой и, по всей видимости, единственной в американской истории попыткой организации стихийного восстания рабов, задуманного и осуществлённого свободными гражданами. По замыслу организаторов, оно должно было охватить весь Юг и привести фактически к созданию независимого государства на территории США. Рейд Джона Брауна на Харперс-Ферри, его значение и оценка личности радикального аболициониста являются одними из самых популярных и детально проработанных тем в западной американистике. Однако при всей обширности и высокой степени изученности источниковой базы, проливающей свет на события тех лет, «крестовый поход Джона Брауна против рабства» продолжает вызывать массу вопросов у историков и публицистов. Спустя полтора столетия, исследователи спорят о том, что же на самом деле произошло в Харперс-Ферри в октябре 1859 г., и какую цель преследовали «налётчики», решившись на столь самоубийственную миссию? Ответить на этот вопрос можно получить, лишь подробно разобравшись в планах нападавших, точнее - их лидера Джона Брауна, единолично разработавшего сценарий восстания. Указанной проблеме, собственно, и посвящена данная работа. Причём, в отличие от ряда предшественников, автор не просто воспроизводит сведения имеющейся источниковой базы, касающейся планирования и подготовки операции в Харперс-Ферри, но и уделяет особое внимание их интерпретации. В заключении приводятся выводы по основной части исследования. В работе используются идеографический, ретроспективный и историко-генетический методы.
На основе исторических следов русской культуры в Шанхае, исторических источников и исследований на местах, в данной статье рассматривается исторический контекст русского православия в китайском городе Шанхай, показывается его нынешняя ситуация, и в определённой степени демонстрируется обмен между китайской и русской культурами в Шанхае. Распространение православия в Шанхае пережило три исторических периода: период появления, период расцвета и период упадка. Оно способствовало интернационализации и многообразию культуры Шанхая в Новейшее время. Хотя число православных христиан в Шанхае в настоящее время невелико, и существующие православные церкви ещё не восстановили свои первоначальные функции, однако с усилением религиозных обменов между Китаем и Россией, русское православие, вероятно, расширит своё религиозное влияние в Китае.
Общность интересов местных организаций РКП(б) и военнослужащих Красной Армии выступила предметом научного исследования. Автор статьи изучил документы архивного фонда Глазовского уездного комитета РКП(б) за период с 1920 по 1923 г. Деятельность уездного комитета партии по предоставлению материальной помощи красноармейцам и их семьям, проведению военной мобилизации коммунистов, пресечению дезертирства в армии, продвижению политического просвещения в воинских частях и вооружению волостных комитетов партии отражает составляющую жизни советского общества. Коммунисты и комсомольцы старались очистить свои ряды от случайных сторонников и проявляли стремление к социально-политическому лидерству. Идейные устремления побуждали их в условиях голода, эпидемий тифа и холеры вносить пожертвования, принимать меры для борьбы с заболеваниями, осваивать программу военной подготовки в составе частей особого назначения.
В статье анализируется деятельность института земских участковых начальников, созданного в Российской империи в 1889 г. На примере его функционирования в двух уездах Вятской губернии - Сарапульском и Глазовском - показаны особенности формирования и деятельности этого института в российской провинции. Автор обращает внимание на необходимость пересмотра устоявшихся историографических штампов о консервативном характере института земских участковых начальников. Уделено внимание социальному статусу земских начальников, охарактеризован круг их функций. Выявлены особенности реализации норм «Положения о земских участковых начальниках» 1889 г. с учётом специфики Вятской губернии, сословный состав населения которой был преимущественно крестьянским. Это определяло особое значение института участковых земских начальников для этого региона России. Показано возрастание значения роли земских начальников в условиях динамично изменяющихся вызовов начала XX в., глубокой трансформации крестьянской общины и органов её сословного самоуправления.
Статья посвящена анализу метрических книг язычников Оренбургской губернии с точки зрения сезонности браков и рождений. Язычники составляли значительную часть местного населения - в середине XIX в. Оренбургская губерния занимала первое место в России по количеству приверженцев политеизма. Основная их часть проживала в Бирском уезде. Веру предков исповедовали такие этносы, как марийцы и удмурты, которые в начале XIX в. относились к сословию тептярей и административно делились на команды, состоящие из нескольких деревень. Цель статьи - изучение влияния языческой религии (политеизма) на такой аспект, как сезонность демографических процессов. На основе проанализированных 5336 записей о рождении и 1082 записей о браках метрических книг язычников за 1840-1849 гг. для 5 тептярских команд сделаны выводы, что сезонность браков тесно связана с циклом сельскохозяйственных работ, с древними дохристианскими праздниками, а сезонность рождений имеет много факторов и не привязана жёстко к сезонности свадеб.
В статье исследуется комплекс делопроизводственных источников из фонда Общей канцелярии министра финансов, хранящегося в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Анализируемые документы, насколько нам известно, ранее не являлись предметом изучения. Рассматриваемые источники повествуют о состоянии русско-персидской торговли во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. и спустя немногим более, чем месяц после её окончания. В результате проведённого исследования были установлены все лица, упомянутые в документах и прямо или косвенно причастные к экономическому диалогу между Россией и Персией. Получены сведения об участии в торговле между двумя государствами шахских евнухов Хосров-хана и Манучар-хана, имевших армянское происхождение. Кроме того, предложена периодизация динамики развития торговых отношений с Персией от воцарения Николая I до вступления в силу положений Туркманчайского мирного трактата. Статья также касается вопроса введения в годы русско-персидской войны эмбарго, наложившего ограничения на персидское купечество.
В статье на основе сравнительного анализа тематики публикаций «Северной Почты или Новой Санкт-Петербургской газеты» за первые три месяца её выхода (ноябрь 1809 - январь 1810 гг.) и предшествующего издания министерства внутренних дел, «Санкт-Петербургского Журнала» (1804-1809 гг.), исследуется трансформация приоритетов, связанных с целями и задачами ведомственных печатных органов ключевого министерства Российской империи. Делается вывод о двойственной направленности газеты, с помощью которой правительственные круги, с одной стороны, стремились противодействовать широко распространявшимся в обществе слухам относительно как внешне-, так и внутриполитических событий, а с другой - уделяли значительное внимание освещению вопросов развития российской промышленности, земледелия и торговли, оказывая через газету активное информационное содействие разнообразным инновациям в этой сфере. При этом обсуждение в ведомственном печатном органе министерства внутренних дел общественно-политических вопросов, и публикация его собственных официальных документов фактически прекратились.
Статья посвящена взглядам русских историков-эмигрантов в Болгарии (1920-х - сер. 1940-х гг.) на проблему политического строя Древней Руси. Анализируются труды таких исследователей, как М. Г. Попруженко, В. А. Мякотин, П. М. Бицилли и М. В. Зызыкин. Особенно подробно отметился разбором изучаемого вопроса Венедикт Александрович Мякотин, ставший профессором историко-филологического факультета Софийского университета по кафедре истории Восточной Европы и преподававший здесь Русскую историю. Как представитель старшего поколения русских историков-эмигрантов, он транслировал уже устоявшиеся в дореволюционной отечественной историографии взгляды на политогенез Древней Руси, исходящие, прежде всего, от В. О. Ключевского. Отмечая одновременное существование двух верховных органов власти - веча и князя, строивших свои отношения на договорном начале, княжескую думу, состоявшую из бояр, он рассматривал как обычай, а не орган власти, хотя и участвующую во всех государственных делах. Важно также отметить, что в Болгарии, в отличие от других крупных центров русской эмиграции, не сформировалось молодого поколения исследователей, сумевших продолжить традиции русской исторической науки.
- 1
- 2