Архив статей журнала
Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.
В статье предложен обзор учебно-методических пособий по истории родного края для школ субъектов Российской Федерации, расположенных в Уральском федеральном округе, появившихся в период с 1970-х гг. по наши дни. Произведено сравнение ситуации в Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областях и Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Дана оценка соответствия имеющихся учебных пособий современным требованиям школьной образовательной системы, историко-культурному стандарту школьного образования, изучению общероссийских исторических процессов на уроках истории. Сделан вывод о недостаточной обеспеченности учебно-методическим материалом по истории родного края в современных школах Уральского федерального округа. Обусловлена данная ситуация различной степенью разработанности пособий в анализируемых субъектах. Выдвинута гипотеза о том, что работа в области создания единого учебника по истории Уральского федерального округа может стать дополнительной гарантией противодействия тенденциям формирования избыточной национальной идентичности. На основе нового пособия, в котором будут учтены актуальные требования современной школьной образовательной системы, получится создать необходимую связку между локальной и общероссийской историей, когда школьник, чувствуя себя частью своего края, при этом чувствовал бы себя и частью большого региона.
Исследование фокусируется на ключевой роли начальных школ (мектебов) и медресе в Малмыжском уезде Вятской губернии конца XIX века в формировании системы образования, сохранении этнокультурной идентичности и религиозно-нравственных ценностей татарского народа. В условиях полиэтнической Российской империи эти учебные заведения служили не только центрами просвещения, но и инструментами воспроизводства традиционного уклада. Особое внимание уделяется функционированию мектебов и медресе как учебных заведений, существовавших при мечетях и поддерживавшихся за счёт средств татарской общины. Делается вывод о значении мектебов и медресе как институтов, обеспечивавших не только базовое образование, но и способствовавших сохранению культурной и религиозной идентичности мусульманского населения региона. Отмечаются территориальные особенности функционирования школ, их финансирование за счёт общинных средств и активное участие духовенства, включая женщин. На основе сравнительных данных подчёркивается адаптивность сети мектебов и медресе к социальным изменениям и нарастанию модернизационных процессов в Российской империи. Исследование основывается на архивных документах, включая ведомости уездных исправников и отчеты инспекторов народных училищ, и использует историко-системный, сравнительно-исторический и статистический анализ для реконструкции этапов развития образовательной сети.