Архив статей журнала
Российская система образования постоянно претерпевает обновление, естественное в процессе непрерывного развития науки, технологий и общества. В связи с этим возникает очевидная необходимость непрерывного профессионального образования преподавателей вузов, которые потом, в свою очередь, разрабатывают инновационный контент и вносят изменения в процесс обучения студентов всех направлений подготовки. Важной целью каждой образовательной организации является поддержание на должном уровне и постоянное непрерывное повышение качества образования. Поэтому результатом освоения преподавателем программы курсов повышения квалификации должно стать совершенствование профессиональных компетенций, которые как раз и необходимы для повышения качества преподавания. На пути достижения этой цели возникает ряд проблем, решение которых требует особого внимания со стороны как руководства университета, так и каждого преподавателя. При этом основным аспектом является целесообразное грамотное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональной деятельности. В статье представлены анализ и сравнительная характеристика индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации преподавателей технического и педагогического университетов на примере Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Самарского государственного социально-педагогического университета.
Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.
В данной работе авторы раскрывают практическую значимость научных трудов почетного профессора Набережночелнинского государственного педагогического университета Анатолия Владимировича Миронова в контексте современного образования, демонстрируя инновационный подход к адаптации его теоретических концепций для создания цифровых образовательных ресурсов. Основная цель проекта - интегрировать исследования природных ресурсов и экологии Республики Татарстан в серию видеоматериалов для учеников начальной школы. Студенты, участвовавшие в проекте, не только осваивали технологии создания видео, но и углубляли свои познания в области педагогики, теории и технологии преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», экологического образования младших школьников. Под руководством преподавателей будущие учителя изучали научные труды А. В. Миронова, адаптировали его методические рекомендации к созданию интерактивных и доступных для обучающихся начальной школы видеоконтентов. Проект успешно объединил теорию и практику, позволив будущим педагогам не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать творческий потенциал. Использование видеоматериалов, основанных на научном наследии А. В. Миронова, способствует активизации учебного процесса, делая его более вовлекающим и интересным для младших школьников. Созданные видеоролики, отражающие экологию и природное богатство Татарстана, представляют собой ценный дополнительный материал к урокам изучения окружающего мира.
В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.
В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.
В педагогической деятельности немаловажную роль в становлении профессиональных качеств школьного учителя играет освоение им методов обучения тому или иному предмету. Понимая эту значимость, мы используем опыт других педагогов, методистов, учёных. Изучая и анализируя их труды, обращаемся к истории становления и развития методов обучения. В данной статье сделан акцент на проведение исторического обзора развития методов обучения в биологическом образовании школьников. На основе исторической ретроспективы представлены основные труды видных педагогов-биологов, описан их вклад в развитие методики обучения естествознанию и биологии. Приведены основные внешние и внутренние факторы, влиявшие на образовательный процесс. В частности, отношение государственной власти к естественнонаучному образованию. В статье рассмотрены основные варианты периодизации истории становления и развития методики обучения биологии и биологического образования в отечественной школе; дана характеристика отдельным периодам и методам обучения, преобладающим в данный момент; сделаны указания на использование тех или иных методов обучения биологии в современном образовании. Исходя из заявленной темы исследования, приведены сведения, отражающие развитие методов обучения биологии только до XX столетия.
В статье предложен обзор учебно-методических пособий по истории родного края для школ субъектов Российской Федерации, расположенных в Уральском федеральном округе, появившихся в период с 1970-х гг. по наши дни. Произведено сравнение ситуации в Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областях и Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Дана оценка соответствия имеющихся учебных пособий современным требованиям школьной образовательной системы, историко-культурному стандарту школьного образования, изучению общероссийских исторических процессов на уроках истории. Сделан вывод о недостаточной обеспеченности учебно-методическим материалом по истории родного края в современных школах Уральского федерального округа. Обусловлена данная ситуация различной степенью разработанности пособий в анализируемых субъектах. Выдвинута гипотеза о том, что работа в области создания единого учебника по истории Уральского федерального округа может стать дополнительной гарантией противодействия тенденциям формирования избыточной национальной идентичности. На основе нового пособия, в котором будут учтены актуальные требования современной школьной образовательной системы, получится создать необходимую связку между локальной и общероссийской историей, когда школьник, чувствуя себя частью своего края, при этом чувствовал бы себя и частью большого региона.
В статье рассматриваются способы и пути адаптации Самарской (Куйбышевской) региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» к общественным трансформациям в 1985-1998 гг. Отмечается, что в годы перестройки художники позитивно восприняли демократические изменения в стране, которые понимались ими как свобода творчества и новые возможности для самопрезентации. Выявлены такие проблемы региональной организации художников, как недостаточное финансирование и слабое материально-техническое обеспечение. Отношения с органами власти на этом этапе носили двойственный характер. Критика пассивности партийных и советских органов власти в обеспечении потребностей отделения сопровождалась просьбами о материальной поддержке. Прекращение деятельности Союза художников СССР, централизованного финансирования и государственного регулирования культуры в начале 1990-х гг. обусловили трансформацию региональных творческих союзов. Неопределённость статуса и неустойчивость экономического положения творческой организации в период рыночных реформ в России негативно повлияли на её имидж. Отмечается, что как отдельные художники, так и организация в целом использовали различные социальные практики для приспособления к реалиям рыночной экономики. Доказано, что, несмотря на финансовые и организационные трудности, Самарскому отделению Союза художников России удалось преодолеть «разброд и шатания», сохранить единство и восстановить свою роль в художественной жизни Самарской области.
В статье рассматривается подход ФБР к радикализму и гражданскому неповиновению среди азиатских политических организаций в контексте войны во Вьетнаме и более широкого политического климата конца 1960-х и начала 1970-х годов. По архивам документов Бюро на крупнейшую такую организацию - Азиатско-американский политический альянс, приводятся методы работы спецслужбы в отношении нерадикальных и действующих в рамках закона групп. Главная угроза усматривалась во влиянии на них коммунистической партии и партии «Черные пантеры», которые были значительно радикальнее и против которых применялись антиконституционные меры борьбы. На основании проведённого исследования прослеживается неоднородность программы COINTELPRO, в рамках которой проходили расследования ФБР. Большинство азиатских политических организаций в этот период носили мирный и законный характер, а также многие их представители были профессорами в американских университетах или их студентами. В связи с чем Бюро, работая с такими организациями, действовало аккуратно, чтобы «не попасть в неловкое положение». На основе проведенного анализа сделан вывод, что деятельность ФБР в отношении азиатских политических организаций в указанный период значительно отличается от подхода агентства к другим политическим организациям.
История любой науки - это во многом история развития научной школы. Принадлежность отдельного ученого к той или иной школе позволяет характеризовать те идеи, принципы и методологические установки фундаментальных и прикладных научных отраслей, которыми он руководствуется в своих исследованиях. В данной статье рассматривается роль известного советского ученого-микробиолога З. В. Ермольевой в создании и развитии научной медицинской школы по антибиотикам. Будучи первым советским ученым, получившим отечественный антибиотик пенициллин-крустозин, она стояла у истоков исследования антибиотиков с позиций микробиологии, фармакологии и медицины. Также она приняла участие в организации советской антибиотической промышленности. На протяжении тридцати лет научная биография ученой была связана с изучением, производством, совершенствованием и применением данных антибактериальных препаратов. На основе анализа документов федеральных архивов (Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива научно-технической документации, Российского государственного архива в г. Самаре), а также авторефератов диссертаций учеников, сотрудников и последователей З. В. Ермольевой анализируются основные направления ее научной школы медиков по антибиотикам, а также рассматривается вклад отдельных ученых в экспериментальное и клиническое изучение антибиотиков.
В статье анализируется опыт Французской колониальной империи 1930-х гг. по обеспечению внутренней безопасности в Индокитайском регионе. Рассматриваются социальные, экономические и климатические причины политических волнений (1930-1931 гг.) в северной части Аннама, а именно в двух провинциях Нгеан и Хатинь (Нге-Тинь). Даётся характеристика трёх идеологических направлений, характерных для политических партий Индокитая. Показано развитие крестьянского движения, создание альтернативных администраций в деревнях взамен колониальных. Новым учреждением для ряда деревень должны были стать советы под руководством Коммунистической партии Индокитая. Отражён взгляд колониальной администрации Индокитая на социально-экономические проблемы. Представлены корректировки во французской колониальной армии в виде отправки дополнительного контингента, как в случае с прибытием 4-го батальона Иностранного легиона из Алжира в Индокитай. Основное внимание уделяется ключевому источнику для изучения заявленной проблемы: «Вклад в историю политических движений во Французском Индокитае». Он свидетельствует о победном переломе для французской администрации в подавлении вооружённых восстаний на территории Индокитая. Документ является стенограммой и представляет собой показания вьетнамцев, которые состояли в Коммунистической партии Индокитая. Установлено, что, несмотря на сложности для Франции в области поддержания внутренней безопасности в индокитайском регионе к 1931 г., порядок в колонии на данном этапе был в основном восстановлен.
В статье рассматривается актуальная проблема отношения к культурному наследию после произошедшей в России в 1917 г. смены модели общественного развития. Анализируются противоречивые процессы по постановке на учет и сохранению историко-художественных ценностей. На основе архивных источников показывается деятельность Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины и ее местных отделений. Подчеркивается роль научной и художественной интеллигенции в спасении культурных ценностей. Даются характеристики таких ее представителей, как В. Н. Перетц, М. Н. Тихомиров, К. К. Романов, Н. Г. Порфиридов, Л. А. Дурново и др. Указывается, что многие подвижники культуры в сложный послереволюционный период своим скромным трудом помогали сохранить памятники истории и культуры. На их примере дается собирательный образ таких подвижников, наиболее яркими чертами которого были глубочайшая интеллигентность, высокий профессионализм, самоотверженное служение обществу и культуре, полное отсутствие каких-либо меркантильных интересов, необыкновенная увлеченность своим делом и глубокое осознание своей миссии по спасению культурных ценностей, упорство и настойчивость в ее осуществлении. Делается вывод о том, что к спасению художественно-исторических ценностей привлекались подготовленные к этому специалисты, благодаря чему удалось сберечь значительную часть культурного наследия России и ее богатейшие традиции.