Архив статей журнала
Российская система образования постоянно претерпевает обновление, естественное в процессе непрерывного развития науки, технологий и общества. В связи с этим возникает очевидная необходимость непрерывного профессионального образования преподавателей вузов, которые потом, в свою очередь, разрабатывают инновационный контент и вносят изменения в процесс обучения студентов всех направлений подготовки. Важной целью каждой образовательной организации является поддержание на должном уровне и постоянное непрерывное повышение качества образования. Поэтому результатом освоения преподавателем программы курсов повышения квалификации должно стать совершенствование профессиональных компетенций, которые как раз и необходимы для повышения качества преподавания. На пути достижения этой цели возникает ряд проблем, решение которых требует особого внимания со стороны как руководства университета, так и каждого преподавателя. При этом основным аспектом является целесообразное грамотное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональной деятельности. В статье представлены анализ и сравнительная характеристика индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации преподавателей технического и педагогического университетов на примере Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Самарского государственного социально-педагогического университета.
Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.
В данной работе авторы раскрывают практическую значимость научных трудов почетного профессора Набережночелнинского государственного педагогического университета Анатолия Владимировича Миронова в контексте современного образования, демонстрируя инновационный подход к адаптации его теоретических концепций для создания цифровых образовательных ресурсов. Основная цель проекта - интегрировать исследования природных ресурсов и экологии Республики Татарстан в серию видеоматериалов для учеников начальной школы. Студенты, участвовавшие в проекте, не только осваивали технологии создания видео, но и углубляли свои познания в области педагогики, теории и технологии преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», экологического образования младших школьников. Под руководством преподавателей будущие учителя изучали научные труды А. В. Миронова, адаптировали его методические рекомендации к созданию интерактивных и доступных для обучающихся начальной школы видеоконтентов. Проект успешно объединил теорию и практику, позволив будущим педагогам не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать творческий потенциал. Использование видеоматериалов, основанных на научном наследии А. В. Миронова, способствует активизации учебного процесса, делая его более вовлекающим и интересным для младших школьников. Созданные видеоролики, отражающие экологию и природное богатство Татарстана, представляют собой ценный дополнительный материал к урокам изучения окружающего мира.
В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.
В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.
В педагогической деятельности немаловажную роль в становлении профессиональных качеств школьного учителя играет освоение им методов обучения тому или иному предмету. Понимая эту значимость, мы используем опыт других педагогов, методистов, учёных. Изучая и анализируя их труды, обращаемся к истории становления и развития методов обучения. В данной статье сделан акцент на проведение исторического обзора развития методов обучения в биологическом образовании школьников. На основе исторической ретроспективы представлены основные труды видных педагогов-биологов, описан их вклад в развитие методики обучения естествознанию и биологии. Приведены основные внешние и внутренние факторы, влиявшие на образовательный процесс. В частности, отношение государственной власти к естественнонаучному образованию. В статье рассмотрены основные варианты периодизации истории становления и развития методики обучения биологии и биологического образования в отечественной школе; дана характеристика отдельным периодам и методам обучения, преобладающим в данный момент; сделаны указания на использование тех или иных методов обучения биологии в современном образовании. Исходя из заявленной темы исследования, приведены сведения, отражающие развитие методов обучения биологии только до XX столетия.
В статье рассматривается влияние музыкального ландшафта современного города Казани на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Описывается музыкально-звуковое пространство учреждений культуры, разнообразие форм, методов, событий, нацеленных на возрастную категорию младших школьников, способствующих формированию их музыкально-познавательного интереса, эстетического вкуса, расширению музыкального кругозора, развитию музыкально-творческих способностей. Дана характеристика музыкального ландшафта и рассмотрены сопряженные с ним понятия «культурный ландшафт», «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство». Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблему формирования интереса, музыкального интереса, музыкально-познавательного интереса. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Казани. Экспериментальная группа младших школьников была погружена в музыкально-звуковое пространство города Казани, согласно специально разработанной программе, которая была реализована с учетом предложенных педагогических условий. Проведенное исследование показало эффективность влияния музыкального ландшафта современного города на воспитание музыкально-познавательного интереса младших школьников. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.
Современные образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области искусственного интеллекта и анализа данных, предполагают наличие продуманной и последовательной математической подготовки, обеспечивающей фундамент для освоения алгоритмических и вычислительных дисциплин. Отсутствие единых подходов к проектированию учебных планов приводит к значительной вариативности как в структуре, так и в содержании математических курсов. Это затрудняет сопоставление образовательных траекторий, формирование единых требований к выпускникам и оценку качества подготовки. Проведённое исследование направлено на выявление типичных структур математической подготовки и их классификацию с использованием методов анализа данных. Анализ 46 учебных планов бакалавриата позволил определить частотность включения ключевых дисциплин, их распределение по семестрам, а также устойчивые комбинации, характерные для подавляющего числа программ. С целью формализации образовательных траекторий была реализована графовая модель, где вершины соответствуют дисциплинам, а рёбра отражают порядок их изучения. На основе введённой метрики расстояния между программами осуществлена кластеризация, позволившая выделить две устойчивые группы учебных планов с различной глубиной математической подготовки, а также аномальную траекторию, выходящую за рамки типовой структуры. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по унификации подходов к построению учебных планов, а также для внедрения инструментов автоматизированного анализа и сравнения образовательных программ.
В данной статье рассматривается влияние волонтёрской деятельности на профессиональное и личностное развитие студенческой молодежи. В условиях возрастающих требований к подготовке специалистов, готовых эффективно решать профессиональные задачи, эта проблема приобретает особую значимость. В статье проанализированы ключевые понятия исследования: волонтерская деятельность; профессионально-личностное развитие, студент медицинского колледжа. В качестве педагогического средства, способного решать вопросы эффективного профессионального и личностного развития будущих специалистов, была определена волонтерская деятельность. В статье дается анализ значимости волонтерской деятельности для профессионально-личностного развития студентов, приводятся фрагменты данной деятельности, организованной в Зеленодольском медицинском колледже. Представленная в материалах статьи информация демонстрирует активность включения будущих медиков в волонтерскую деятельность. Особое значение приобретает их участие в Проекте «волонтеры Победы». Даже краткая информация о Проекте позволяет оценить его значимость в приобретении не только важных профессиональных умений, но и значимых для профессии медика личностных качеств. Проведенное исследование личностного развития студентов-волонтеров показало положительные результаты в их развитии, в обучении, повышении их готовности к профессиональной деятельности. В заключение статьи делаются краткие выводы по проведенному исследованию.
Цель статьи состоит в обосновании и апробации методики проведения и оценивания социально-коммуникативных умений, формируемых с помощью деловых игр на примере игры «Близнецы и клоны». Разработка анкеты, выявляющей уровень сформированности требуемых умений, проводилась на основании анализа научных публикаций, посвящённых созданию критериально-оценочного аппарата и специфике психологических этапов обучения будущих архитекторов. Были предложены критерии оценивания уровня сформированности социально-коммуникативных умений в соответствии с тремя этапами их формирования: выявление мотивации к осуществлению социально-коммуникативных практик в архитектурном проектировании (1 этап); наличие опыта включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование при участии преподавателя (2 этап); наличие опыта самостоятельного включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование (3 этап). В эмпирических исследования приняли участие более 80 студентов архитектурного факультета Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов продемонстрировали эффективность разработок. Деловая игра привела к значительному (на 15-20%) улучшению социально-коммуникативных навыков у 90% участников, особенно в части мотивации к профессиональному общению и опыта использования его в учебных проектах. В устных опросах студенты также положительно оценивают новый опыт. Научная новизна работы заключается в том, что впервые была предложена поэтапная система оценивания социально-коммуникативных умений архитектора, проведено сравнение уровня владения социально-коммуникативными умениями архитектора до и после интеграции контекстной деловой игры в учебный процесс. В развитии исследования планируется расширение интеграции социально-коммуникативных практик в процесс профессионального обучения студентов, освоение успешного опыта архитекторов и приобретение творческой самостоятельности при использовании социально-профессиональных коммуникаций в архитектурной деятельности.
Статья посвящена обзору цифровых образовательных методик, применяемых в высшей школе, с акцентом на их влияние на образовательный процесс. В условиях стремительного развития технологий и цифровой трансформации общества, образование сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям. Рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образовательную среду, включая использование онлайн-платформ, вебинаров, видеоконференций и других инструментов. Особое внимание уделено анализу когнитивных и аффективных эффектов цифрового обучения, влиянию на мотивацию студентов, формирование навыков управления временем и аналитического мышления. Автор подчеркивает важность систематизации цифровых методик и разработки комплексных решений для интеграции технологий в образовательный процесс. Рассматриваются примеры успешного применения цифровых инструментов в российских и зарубежных вузах. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения влияния цифровизации на образование, а также прогноза ее развития в контексте государственной политики и требований цифровой экономики. Статья актуализирует проблему формирования теоретических основ для использования цифровых методик, что способствует повышению качества образования и профессиональной подготовки студентов.
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.