Архив статей журнала

Эмоционально-дезадаптационный аспект профессионального выгорания преподавателя вуза (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Бусыгина Татьяна Александровна

Введение. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания связана с проблемой увеличения количества преподавателей вузов, страдающих эмоциональным и профессиональным выгоранием, проявляющимся в снижении производительности работы, негативном отношении к себе, к коллегам и организации, низком уровне субъективной удовлетворенности трудом, ухудшении физического здоровья и качества жизни. В статье анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых, а также психологические факторы сложной детерминации синдрома профессионального выгорания. Целью эмпирического исследования является выявление взаимосвязи показателей профессионального выгорания преподавателя вуза с проявлениями эмоционально-дезадаптационных характеристик.

Материалы и методы. Для решения обозначенных задач использовался комплекс методов научного исследования: теоретические: анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: батарея психодиагностических методик; статистические: количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка данных, корреляционный анализ, интерпретация результатов. Эмпирическое исследование было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов различных специальностей обоих полов, в возрасте от 40 до 75 лет, со стажем более 18 лет.

Результаты исследования. Экспериментально определены эмоционально-дезадаптационные признаки профессионального выгорания преподавателя вуза: низкий уровень адаптивности, негативное самоотношение, выраженная агрессивность, высокий уровень тревоги, низкая интернальность, внешнее давление, контроль, страх не оправдать ожидания коллег, студентов, высокий уровень эскапизма, а также развитая проникающая способность эмпатии.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной проверки можно сделать вывод о том, что профессиональное выгорание преподавателей вузов проявляется в общей невротизации их личности. Решение проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов связано с развитием их эмоциональной компетентности. Важно формировать устойчивость и способность адаптироваться к особенностям эмоционального выгорания, расширять способы эмоциональной саморегуляции, развивать позитивное отношение к себе и окружающим, принятие других, работать над внутренней стратегией поведения и не переоценивать мнение окружающих, фокусируясь на своем интересе и самореализации в профессиональной деятельности. Также важно изучать факторы, вызывающие агрессивность и тревогу, переключаться на отдых, при этом выбирая способы, не приводящие к избеганию проблем, регулировать уровень ответственности за результаты своей работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при разработке и проведении мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

Сохранить в закладках
Программа формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения в вузе (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: СУВОРОВА ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА, Селукова Наталья Сидоровна

Введение. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов системы дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в высшей школе. Авторами представлена основная концепция по созданию и реализации основных этапов программы формирования психологической готовности у студентов дошкольного образования к профессиональному общению со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Обсуждается модульный принцип проектирования программы по основным компонентам структуры психологической готовности, отмечается необходимость увеличения практической подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Материалы и методы. В исследовании применялись: теоретические методы: анализ научных публикаций, психолого-педагогической литературы; синтез и интерпретация, метод обобщения и систематизации информации, моделирование процесса формирования психологической готовности к профессиональному общению; эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, проксиметрические методики; методы анализа данных: методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов.

Результаты исследования. Авторами обоснованы и конкретизированы научно-теоретические основы, подходы и принципы, организационные, психо-дидактические и психолого-педагогические условия, представлена подробная апробация программы, оценка динамики формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования. Программа позволяет студентам бакалавриата последовательно освоить общекультурные и общепсихологические коммуникативные компетенции; навыки, умения, действия планирования, проектирования, построения, накопления индивидуального опыта межличностного и профессионального общения с разными субъектами образовательного процесса; построение персонализированных моделей общения с разными целевыми группами и субъектами образования; сформировать первоначальный стиль профессионального общения будущего педагога, его ценностно-смысловой, содержательный и структурно-организационный контур.

Обсуждение и заключения. Выполненное исследование показало необходимость и возможность систематического и системного формирования психологической готовности к профессиональному общению у студентов дошкольного образования в процессе обучения в вузе. Психологическая готовность студентов дошкольного образования имеет свои особенности и соотносится с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям будущего педагога дошкольного образования.

Сохранить в закладках