Архив статей журнала
Введение. В статье представлены результаты экспериментального исследования сформированности понятийного мышления как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста и структурного компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормой психического развития. Период перехода из начальной школы на основную ступень образования является одним из сложнейших и имеет определенную специфику протекания у обучающихся с задержкой психического развития в сравнении со школьниками, имеющими норму психического развития. Сформированность познавательного мышления как компонента психологической готовности к обучению в основной школе у школьников с задержкой психического развития следует рассматривать как одно из важнейших условий освоения образовательного материала, дальнейшей академической успеваемости, формирования фундаментальных основ обучения в средней школе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 302 младших подростка, обучающихся в общеобразовательных 4-х классах г. Челябинска; 86 детей из 302 имеют задержку психического развития. Исследование понятийного мышления осуществлялось с помощью методик Л. В. Тихомировой, А. В. Басова, заимствованных из «Скрининга уровня интеллектуального развития будущих пятиклассников». Для проверки достоверности полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента был применен критерий χ2 (хи-квадрат), который позволил определить уровень статистической значимости различий между эмпирическими выборками.
Результаты исследования. В процессе исследования зафиксированы качественные различия выполнения диагностических заданий школьниками с задержкой психического развития и с нормой психического развития; определены особенности сформированности понятийно-логического, понятийно-категориального и понятийно-интуитивного компонентов понятийного мышления обучающихся с задержкой психического развития и с нормой психического развития; результаты экспериментального исследования выявили отличия в уровне сформированности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития и их сверстников с нормой психического развития, которые носят статистически достоверный характер (χ2 эмпир. =17,48 р ≤ 0,05).
Обсуждение и заключения. Как показало исследование, особенности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития проявляются в стойких трудностях формирования понятийной категоризации учебных понятий и терминов, что может быть связано с низким уровнем мнестических процессов и абстрагирования, а также недостаточным словарным запасом детей данной категории; более того, выявленные трудности процесса обобщения, при котором школьники с задержкой психического развития ориентируются на функциональные или ситуативные признаки, свидетельствуют о запаздывании формирования словесно-логического мышления, что может являться причиной стойких трудностей освоения предметных результатов образовательной программы.