Архив статей журнала
Введение. В статье обозначена актуальная проблема освоения студентами педагогических вузов ценностно-смысловых оснований содержания образования в условиях происходящей модернизации педагогического образования. Особое внимание следует уделять преподавателям педагогических вузов, которые являются для студентов – будущих педагогов носителями профессиональной системы ценностей и основным источником информации о ценностно-смысловых основаниях содержания педагогического образования. Нами была обозначена необходимость разработки методики, позволяющей оперативно и объективно оценивать уровень освоения педагогами ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования.
Материалы и методы. В статье представлены результаты апробации авторской методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования», в которой приняли участие преподаватели Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Цель разработанной методики – выявление особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Для содержательной валидизации разработанной методики применялась методика «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С. С. Бубновой.
Результаты исследования. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. В процессе содержательной валидизации методики отмечается частичное соответствие степени реализованности ценностносмысловых оснований содержания педагогического образования и ценностных ориентаций личности в условиях реальной жизнедеятельности. При этом важным представляется подчеркнуть, что ценностные позиции, выступающие в роли приоритетов, характеризуются довольно высокой согласованностью и сопоставимостью. Имеющиеся же несоответствия фиксируются по тем ценностным позициям, которые занимают относительно невысокие места в иерархии ценностей преподавателей и в нашем случае могут рассматриваться как проявления многообразия личностных смыслов и их сочетаний в индивидуальном сознании.
Обсуждение и заключения. Результаты пилотажного исследования авторской методики с помощью представленного в статье анализа корреляционных связей подтверждают, что представленная методика может быть использована для исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза).