Архив статей журнала

Развитие и становление высшего учебного заведения как экосистемы в целях формирования кадрового потенциала страны (2025)
Выпуск: № 2 (83) (2025)
Авторы: Ачкасова Оксана Геннадьевна, Альшевская Вероника Александровна

Статья посвящена анализу экосистемного подхода в образовании и изучению организации высшего образования как экосистемы. Развитие и становление вуза как образовательной экосистемы осуществляется с целью консолидации усилий всех связанных с образованием сторон, что позволяет снизить риски и издержки, связанные с управлением вузом в условиях постоянных изменений и неопределённости в сфере образования и экономике, оперативно реагировать на внешние изменения среды, внедрять современные цифровые технологии, перестраивать содержание обучения за счёт вовлечения разных участников и организации динамичной системы отношений между ними без строгой иерархичности. Вуз рассматривается как гибкая гармоничная и одновременно динамичная структура, образовательная экосистема, способная реагировать на современные вызовы и готовить специалистов, адаптированных к ним. В статье особо подчёркивается, что успех развития кадрового потенциала государства будет наиболее эффективным, если каждая единица системы высшего образования – университет – функционирует как слаженная и целостная экосистема.

Сохранить в закладках
Генеративный искусственный интеллект: трансформации в образовании, перспективы и динамика (2025)
Выпуск: № 2 (83) (2025)
Авторы: МУХЛАЕВА ТАТЬЯНА ВСЕВОЛОДОВНА

В статье рассматриваются последствия стремительного внедрения технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в образование, происходящие в настоящее время и ожидаемые в ближайшие годы. С помощью всестороннего обзора академической литературы за 2023–2025 гг. иллюстрируется его широкомасштабное влияние на образование, прежде всего университеты. Обсуждаются возможности, представляемые ГИИ, и инициируемые им проблемы, связанные с трансформацией учебных программ, ролью преподавателей, систем оценивания в образовании; анализируются потенциальные угрозы академической честности, проблемы конфиденциальности, распространение дезинформации. В контексте масштабности влияния ГИИ на образование разграничиваются два подхода, один из которых условно может быть отнесён к эволюционному, второй – к более радикальному, носящему революционный характер. Делается вывод о том, что с позиций второго подхода системы образования в настоящее время находятся в начале точки отсчёта принципиально нового функционирования в условиях колоссальных изменений, вызванных нарастающей «гегемонией» генеративного искусственного интеллекта; предстоит изменение не отдельных технологий, но самой парадигмы системы образования.

Сохранить в закладках