Архив статей журнала
Миграционный кризис остается наиболее острым вопросом средиземноморского вектора внешней политики Италии. Статья исследует стратегию экстернализации миграционного контроля Италии в период 2022-2024 гг., реализуемую правительством Джорджии Мелони через сотрудничество с третьими странами. Фокус анализа сосредоточен на трех ключевых направлениях: традиционное партнерство с Ливией (продление Меморандума 2017 г.), новая модель сдерживания с Тунисом (соглашение ЕС-Тунис 2023 г.), радикальный эксперимент с Албанией (экстерриториальные центры обработки убежищ). Цель работы заключается в оценке эффективности, правовых рисков и этических последствий данных механизмов в контексте рекордного роста прибытий в 2023 г. (157 тыс.) и их резкого снижения в 2024 г. (66 тыс., -58%). Применены качественный анализ трех отчетов IAI (2022-2024) и сравнительно-исторический метод изучения эволюции соглашений в рамках системного подхода. Научная новизна: впервые проведено комплексное сравнение трех моделей экстернализации за 3 года правления Мелони, выявлен феномен «гибридной миграции» (легальный въезд в Ливию → нелегальная переправа) как ключевой фактор снижения прибытий в 2024 г. Ключевые выводы заключаются в том, что: снижение на 58% - результат смещения потоков (60% → Ливия), а не эффективности политики; сотрудничество с Ливией/Тунисом сопряжено с системными нарушениями прав мигрантов; албанский проект заблокирован судами из-за юридической несовместимости с правом ЕС; экстернализация игнорирует потребность Италии в легальной трудовой миграции. Рекомендуется переход к сбалансированной политике: реформа системы убежища, расширение легальных каналов, приоритет правам человека в соглашениях с третьими странами.