Статьи в выпуске: 16

Модификация конституционных механизмов обеспечения стабильности в государстве в контексте трансформации современного конституционализма (2025)
Авторы: Поярков Сергей Юрьевич

В условиях усиливающейся глобальной нестабильности и ускоряющихся процессов трансформации политико-правовых систем особенно остро встает вопрос о сохранении устойчивости государств через призму модернизации конституционных механизмов. Конституционные системы, традиционно выполнявшие роль стабилизирующего каркаса государственной власти, сегодня всё чаще сталкиваются с вызовами, порождаемыми не только внутренними социально-политическими противоречиями, но и внешними транснациональными факторами. Современный конституционализм, претерпевая качественные изменения, сталкивается с вызовами, обусловленными гибридизацией форм правления, усилением исполнительной власти и изменением природы политической легитимности. Предметом настоящего исследования выступают модифицированные формы конституционных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости государств в изменяющейся нормативной и институциональной среде. Особое внимание уделяется институциональным, нормативным и функциональным аспектам трансформации конституционной стабильности. Анализ охватывает как общие закономерности, так и особенности отдельных правовых систем, демонстрирующих альтернативные модели устойчивости. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, сочетающем доктринальный анализ, сравнительно-правовой метод и элементы политико-правовой герменевтики. Акцент сделан на выявлении устойчивых трендов и вариативных форм модернизации через сопоставление конституционных практик различных государств. Новизна исследования заключается в выявлении скрытых механизмов адаптации конституционного устройства к меняющимся условиям социально-политического существования. Автор предлагает концептуальное разграничение между формальной стабильностью и функциональной устойчивостью, акцентируя внимание на нелинейности этих процессов. В работе обосновано, что модификация конституционных механизмов становится не просто реакцией на вызовы, а формой институциональной эволюции, сопряжённой с изменением парадигмы конституционализма. Сделан вывод о формировании гибридных моделей стабильности, сочетающих элементы традиционных и инновационных решений. Параллельно с этим возрастает значение политической адаптивности как способности правовых и институциональных систем отвечать на вызовы без разрушения легитимной основы власти. Политическая адаптивность предполагает не только гибкость норм, но и способность институтов к внутренней перестройке, сохранению функциональности в условиях кризиса, а также к включению новых акторов и смыслов в правовое поле.

Сохранить в закладках
Специализированные формы конституционализма как индикаторы его институциональной трансформации (на примере судебного, административного и финансового конституционализма) (2025)
Авторы: Поярков Сергей Юрьевич

Конституционализм, в своей классической трактовке, базируется на универсальных и абстрактных принципах, таких как верховенство права, разделение властей, защита прав человека и гарантии правового порядка. Однако в свете растущей сложности современной государственной машины, универсализм этих принципов подвергается адаптации и конкретизации, что обуславливает необходимость осмысления специализированных форм конституционализма, таких как судебный, административный, финансовый и другие. Эти специализированные формы становятся не просто техническими средствами реализации общего конституционного порядка, но и важными индикаторами более глубоких трансформаций, происходящих в рамках конституционного устройства. В этой связи предметом исследования является специфика становления и функционирования этих специализированных форм в контексте адаптации универсальных принципов конституционализма к меняющимся условиям и дифференцированной структуре современной государственной власти. Методологическую основу работы составляют системный и институциональный подходы, позволяющие выявить закономерности эволюции публично-правовых механизмов. Применение методов юридической догматики и критического анализа обеспечивает теоретическую глубину осмысления специализированных форм конституционного регулирования. Новизна исследования заключается в концептуализации специализированных форм конституционализма как устойчивых адаптивных механизмов, поддерживающих целостность конституционного порядка в условиях его усложнения. Указывается, что специализированные формы не противопоставлены классическому конституционализму, а представляют собой его институциональное развитие. Делается акцент на том, что такие формы способствуют укреплению правовых гарантий, улучшению баланса властей и повышению гибкости системы публичного управления в современном обществе. Анализируется их проявления в различных правовых системах. В рамках исследования обосновывается тезис о том, что функциональная специализация является необходимым условием актуализации базовых ценностей конституционного правопорядка. Делается вывод о том, что специализированные формы конституционализма следует рассматривать как индикаторы зрелости и адаптивности публичной власти.

Сохранить в закладках
Ассоциации экономического взаимодействия и парламентские объединения субъектов Российской Федерации в системе межрегиональной интеграции в 2005-2012 гг. (2025)
Авторы: Ширко Татьяна Ивановна

Предметом исследования является организация сотрудничества интеграционных межрегиональных объединений - парламентских объединений с экономическими ассоциациями взаимодействия субъектов Российской Федерации в федеральных округах в 2005-2012 гг. Рассматриваются вопросы формирования системы сотрудничества экономических ассоциаций и парламентских объединений, которая определялась необходимостью создания единых правил интеграционной политики для федеральных округов и унифицированной системы согласования параметров стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов. Основные контрольные функции реализации интеграционной политики в федеральных округах осуществляли полномочные представители президента, ключевым координирующими органами являлись Советы при полномочных представителях. Обращается внимание на специфичные условия формирования системы сотрудничества между межрегиональными объединениями в зависимости от приоритетов социально-экономического развития федеральных округов. В качестве методологической основы исследования были использованы историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также структурно-функциональный анализ. Это позволило восстановить исторический контекст формирования системы сотрудничества между межрегиональными объединениями, оценить эффективность использования их интеграционного потенциала. Автором установлено, что формирование сотрудничества парламентских объединений субъектов Российской Федерации с экономическими ассоциациями взаимодействия в федеральных округах осуществилось в два этапа. В 2005-2007 гг. основанием для взаимодействия ассоциаций экономического взаимодействия и парламентских ассоциаций являлась разработка и реализация федеральных целевых и инициативных экономических программ. Функции координации сотрудничества за деятельностью межрегиональных объединений осуществляли полномочные представителями президента в федеральных округах, а контрольные функции - министерство регионального развития. В 2008-2012 гг. с унификацией основных подходов к стратегическому социально-экономическому планированию, задачи координации выполнения социально-экономических стратегий и программ осуществляло министерство регионального развития, а контрольные функции были переданы представителям президента. Парламентские ассоциации и ассоциации экономического взаимодействия, непосредственно аккумулирующие практический опыт реализации стратегий, определяются в качестве объединений, решающих задачи информационно-аналитического и организационно-технического характера. В целом, в 2005-2012 гг., организация сотрудничества между парламентскими объединениями и ассоциациями экономического взаимодействия имела управляемый характер и в условиях быстроменяющихся требований федеральной политики не была сформирована. Реализация задач федеральной повестки осуществлялось в федеральных округах на неунифицированной основе.

Сохранить в закладках
Сравнительный анализ предвыборных программ КПРФ на выборах 2021г. и Н. М. Харитонова на выборах 2024 г. (2025)
Авторы: Внук Владимир Константинович

В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Коммунистической партии Российской Федерации на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации, представителя КПРФ Н. М. Харитонова на выборах 2024 г. Методологической основой исследования являются компаративный анализ, исторический метод, ивент-анализ, кейс-метод, количественный контент-анализ. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Как показал анализ, как в предвыборной программе Н. М. Харитонова, так и в программе КПРФ значительное место уделено таким ценностям, как социализм, патриотизм, коллективизм, плановая экономика, социальное равенство, интернационализм, антиглобализм, национальный суверенитет. Обе программы уделяют особое внимание вопросам социальной справедливости, поддержке малообеспеченных слоёв населения, отстаиванию национальных интересов, национализации средств производства, созданию крупного государственного сектора в экономике. В то же время ни в программе КПРФ, ни в программе Н. М. Харитонова нет упоминания о классовой борьбе, установлении диктатуры пролетариата, пролетарской революции, упразднении частной собственности, и других положений классического марксизма, что позволяет классифицировать КПРФ не как коммунистическую, а как реформистскую социал-демократическую партию.

Сохранить в закладках
Факторы доверия инновациям технического характера в избирательном процессе в России: взгляд через призму экспертного опроса (2025)
Авторы: АНТЮШИН НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Предметом статьи выступают аспекты формирования доверия новшествам технического характера в избирательном процессе в России, внедрение которых осуществляется в соответствии с государственной политикой управления электоральными инновациями. Цель статьи - на основе выводов проведенного экспертного опроса выявить и систематизировать факторы, которые могли бы способствовать формированию доверия внедряемым техническим комплексам и технологическим процессам у участников электорального пространства в России. Реализованная типология инноваций, применяемых в избирательном процессе в России на актуальном этапе, является одной из первых попыток систематизировать мероприятия государственной электоральной политики. Восполнение дефицита исследований проблемы доверия инновациям в избирательном процессе и в особенности техническим новшествам может способствовать совершенствованию мероприятий органов администрирования выборов по управлению электоральными новшествами. Теория диффузии инноваций позволяет выявить кросс-культурные и кросс-национальны аспекты формирования. Теория информационных сетей позволила анализировать доверие с точки зрения требований, предъявляемых к объектам информационной инфраструктуры. Теория динамики мнений обеспечивает анализ доверия как динамическую характеристику, на которую влияют факторы субъективного и объективного характера. Экспертный опрос основан на нестандартизованном интервью. Ключевые факторы, влияющие на доверие электоральным инновациям, связаны с показателем явки, степенью понимания новшества и доступностью информации о нем, состоянием цифровой грамотности участников процесса и инфраструктурной обеспеченности избирательной системы. Доверию препятствует наличие устойчивых деструктивных стереотипов, включая целенаправленное мифотворчество со стороны системных и внесистемных субъектов. Актуальные мероприятия в области информирования, разъяснения и просвещения участников избирательного процесса не в полной мере отвечают задаче обеспечения доверия техническим инновациям. Аргументирована целесообразность трансформации коммуникативных подходов, в частности возрождения экспертных советов при органах администрирования выборов и изменения подхода к формированию пула экспертов. Предложенная типология инноваций может способствовать реализации адресного подхода в государственной политике по управлению электоральными нововведениями. Дальнейшие исследования диффузии инноваций могут быть сконцентрированы на проблеме диффузии стереотипов, распространяющихся параллельно с новшеством, а также на реализации факторного анализа для уточнения аспектов, от которых зависит доверие электоральным новшествам.

Сохранить в закладках
Анализ процесса цифровой трансформации в России (на примере администрации города Нижнего Новгорода) (2025)
Авторы: Гераскин Михаил Алексеевич

Статья посвящена анализу процесса цифровой трансформации в России, предметом исследования является цифровизация деятельности органов местного самоуправления. Современные глобальные вызовы, к которым относятся санкционное давление, киберугрозы и необходимость импортозамещения, влияют на цифровизацию государственного и муниципального управления, делая её не просто трендом, а стратегической необходимостью. В условиях сложившейся геополитической обстановки цифровые технологии позволяют повышать эффективность госуправления, обеспечивать прозрачность процессов и устойчивость работы органов власти. Особое внимание уделяется процессу импортозамещения: оно снижает зависимость от иностранных решений, укрепляет кибербезопасность и помогает оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. В ходе исследования представлена актуальность процесса цифровой трансформации муниципальной власти, для сотрудников администрации города Нижнего Новгорода была разработана анкета, охватывающая актуальные специализированные темы, связанные с информационными технологиями. В работе использован метод анкетирования: 100 муниципальных служащих прошли анкетирование на тему цифровизации, включавшее в себя 23 вопроса. Также использовались методы синтеза, анализа и обобщения статистических данных, анализа нормативных правовых актов. Новизна исследования заключается в проведении уникального специализированного опроса среди сотрудников органа власти, позволяющего выявить ключевые особенности и определить ранее невыявленные проблемы и вызовы в области цифровой трансформации. По итогам обработки ответов муниципальных служащих на вопросы анкеты были представлены результаты о хорошем состоянии IT-инфраструктуры в муниципальном образовании. При этом прошедшие анкетирование отметили ряд проблемных зон, в первую очередь связанных с нестабильной работой некоторых цифровых сервисов и сложностями, возникающими при работе в офисных программах, которые были внедрены в работу в рамках проведения курса на техническое и программное импортозамещение. Была получена обратная связь от сотрудников, представивших собственное видение использования передовых сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, и предложили изменения, которые, по их мнению, положительно повлияют на процесс цифровой трансформации органов власти. Анализ результатов исследования дал возможность выявить наиболее острые проблемы и потенциальные направления развития процесса цифровой трансформации в России.

Сохранить в закладках
Историческая память составная часть культурного суверенитета: без права на забвение (в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов) (2025)
Авторы: Шаповалова Галина Михайловна

Статья посвящена исследованию роли исторической памяти как важного элемента культурного суверенитета Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода к этой теме. В центре внимания находится проблема исторической памяти, особенно в контексте празднования в 2025 году 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Историческая память рассматривается не только как основа национальной безопасности и самоидентификации, но и как фактор, способствующий сплочённости общества и консолидации государственных и гражданских институтов. В статье также рассматриваются вопросы историко-культурного наследия в рамках государственной культурной политики в эпоху цифровизации как внутри страны, так и за её пределами. Международное сотрудничество в данной области, особенно под эгидой ЮНЕСКО, играет важную роль, как и диалог между культурами, который способствует сохранению исторической памяти в условиях глобального мира. В статье применялся междисциплинарный подход, сочетающий анализ правовых источников, культурологическое и социологическое изучение коллективной памяти для всестороннего раскрытия темы. Такой подход позволил всесторонне раскрыть тему исследования и обосновать роль исторической памяти как ключевого элемента культурного суверенитета России в контексте празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Научная новизна заключается в комплексном осмыслении взаимосвязи исторической памяти и культурного суверенитета России, подкреплённом анализом актуальных социальных, правовых и технологических аспектов сохранения памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В заключение следует отметить, что принцип «без права на забвение» - это не просто лозунг, а жизненная необходимость, призывающая нас помнить и передавать память от поколения к поколению о тех, кто защищал мир и свободу. Этот принцип также служит основой для создания мирного будущего, основанного на уважении к истории и культуре всех народов, проживающих на территории России. Теоретико-правовой анализ подтверждает важность укрепления культурного суверенитета как нравственного императива российского общества, который опирается на исторические факты и культурные традиции, для успешного развития человеческой цивилизации в XXI веке. Данное исследование имеет междисциплинарный характер и включает элементы философии, социологии, культурологии, политологии и информационного права.

Сохранить в закладках
Идеологические основы внутренней и внешней политики Китайской Народной Республики (2025)
Авторы: Минакова Ирина Вячеславна, Расторгуев Антон Андреевич

П о оценкам авторитетного историка экономики А. Мэддисона, еще в X I I I в. Китай был одновременно самой населенной и самой богатой страной в мире с доходами на душу населения, превышающими аналогичный показатель стран Западной Европы [1]. О днако впоследствии Европа переживает динамичное социально-экономическое развитие, а в Китае начался застой, трансформировавшийся в XIX в. в упадок.

Сохранить в закладках
Кризис в государственной политике в вопросе патриотического воспитания в 1990-2000е гг. (2025)
Авторы: Новиков Михаил Алексеевич

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.

Сохранить в закладках
Внешнее измерение как панацея? Сотрудничество Италии с третьими странами (Ливия, Тунис, Албания) в управлении миграционными потоками (2022–2024) (2025)
Авторы: Глубокая Ольга Анатольевна

Миграционный кризис остается наиболее острым вопросом средиземноморского вектора внешней политики Италии. Статья исследует стратегию экстернализации миграционного контроля Италии в период 2022-2024 гг., реализуемую правительством Джорджии Мелони через сотрудничество с третьими странами. Фокус анализа сосредоточен на трех ключевых направлениях: традиционное партнерство с Ливией (продление Меморандума 2017 г.), новая модель сдерживания с Тунисом (соглашение ЕС-Тунис 2023 г.), радикальный эксперимент с Албанией (экстерриториальные центры обработки убежищ). Цель работы заключается в оценке эффективности, правовых рисков и этических последствий данных механизмов в контексте рекордного роста прибытий в 2023 г. (157 тыс.) и их резкого снижения в 2024 г. (66 тыс., -58%). Применены качественный анализ трех отчетов IAI (2022-2024) и сравнительно-исторический метод изучения эволюции соглашений в рамках системного подхода. Научная новизна: впервые проведено комплексное сравнение трех моделей экстернализации за 3 года правления Мелони, выявлен феномен «гибридной миграции» (легальный въезд в Ливию → нелегальная переправа) как ключевой фактор снижения прибытий в 2024 г. Ключевые выводы заключаются в том, что: снижение на 58% - результат смещения потоков (60% → Ливия), а не эффективности политики; сотрудничество с Ливией/Тунисом сопряжено с системными нарушениями прав мигрантов; албанский проект заблокирован судами из-за юридической несовместимости с правом ЕС; экстернализация игнорирует потребность Италии в легальной трудовой миграции. Рекомендуется переход к сбалансированной политике: реформа системы убежища, расширение легальных каналов, приоритет правам человека в соглашениях с третьими странами.

Сохранить в закладках
Институциональное значение Кыргызско-Российского Славянского университета в национальной системе высшего образования Кыргызской Республики (2025)
Авторы: Денисенко Виктор Васильевич

Кыргызская Республика занимает стратегически важное географическое положение на стыке межрегиональных интеграционных платформ. В связи с этим гуманитарное пространство в Республике наполнено актами “мягкой силы”, нацеленными на содействие политико-экономическим проектам зарубежных стран. В условиях ограничения деятельности НКО особое значение приобретают межгосударственные образовательные организации, интегрированные в национальную образовательную систему и способные оказывать влияние изнутри. В исследовании обоснована стратегическая важность Кыргызско-Российского Славянского университета в политико-экономическом и гуманитарном контексте, рассмотрена национальная образовательная система Кыргызстана на уровне высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации, а также основной проект России в данной системе, его модель функционирования, актуальные направления развития и целевые ориентиры. Объектом предлагаемой статьи является национальная система высшего образования Кыргызской Республики. Предметом - деятельность Кыргызско-Российского Славянского университета в Кыргызстане с 2023 г. Цель исследования - выявить институциональное значение КРСУ в системе высшего образования Кыргызстана. Методологическую основу исследования составляют: системный метод, исторический метод, институциональный подход, контент-анализ, метод включенного наблюдения. Новизна исследования заключается в рассмотрении межгосударственной образовательной организации как элемента национальной системы высшего образования в рамках современных процессов ее трансформации, в том числе обусловленной влиянием внешних акторов в контексте геополитического значения Кыргызстана. Дана характеристика национальной образовательной системы Кыргызстана как системы этноса-носителя государственного языка с диаспоральными чертами, преобладающей научной ориентацией обучения и светским характером воспитания. На основании проведенного анализа институциональных оснований национальной системы высшего образования Кыргызстана и стратегических документов выявлены сдерживающие факторы и особенности целевой модели развития. Проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования Кыргызско-Российского Славянского университета на территории Кыргызстана. На основе историко-политического рассмотрения выявлены целевые ориентиры и ключевые направления деятельности университета. Согласно сделанному выводу значение университета в национальной системе высшего образования заключается в представлении его российской стороной в качестве типовой модели развития кыргызских вузов с целью ориентирования на формирование единого образовательного пространства по российскому образцу.

Сохранить в закладках
Институционализация памяти о политических репрессиях в современном российском обществе: сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций (2025)
Авторы: Константинов Михаил Сергеевич, Федосов Матвей Васильевич

Статья исследует процесс институционализации памяти о сталинских политических репрессиях в постсоветской России, с акцентом на роль государственных и частных организаций в формировании исторического нарратива. Представлен сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций в современном российском обществе. В работе рассмотрены теоретические концепции коллективной памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и А. Ассман, а также политика памяти П. Нора. Особое внимание уделено динамичному процессу институционализации памяти, который включает как «проработку», так и «преодоление» прошлого. В контексте сталинских репрессий это выражается в создании музеев, мемориалов и исследовательских организаций, а также в формировании институциональной поддержки государственного нарратива о репрессиях. Основной акцент сделан на различиях между официальными и альтернативными институциями памяти, таких как Российское историческое общество и общественные организации, включая «Мемориал». Охарактеризованы ключевые особенности их деятельности, в том числе влияние государственной политики на научные исследования и общественные инициативы. Исследование основывается на междисциплинарном подходе, интегрирующем методы историографии, социологии памяти и критического дискурс-анализа. На этой базе исследуется типология организаций памяти и их роль в формировании коллективных представлений о репрессивном прошлом. По результатам проведённого анализа показано, как институционализация памяти о репрессиях стала важным инструментом формирования гражданской идентичности в условиях политической трансформации России. Выявлены механизмы коммеморации, роль социальных и политических институтов в сохранении исторической памяти и их влияние на общественное сознание. Установлено, что государственные организации ориентированы на трансляцию официальной интерпретации исторических событий, в то время как частные структуры стремятся к критическому переосмыслению репрессивного опыта и его инкорпорации в общественное сознание с целью превенции аналогичных явлений. Результаты исследования демонстрируют амбивалентность процесса институционализации памяти в условиях конкурирующих нарративов о советском прошлом и свидетельствуют о необходимости диалога между различными акторами политики памяти для формирования консенсусного представления о травматическом историческом опыте.

Сохранить в закладках
Глобализация как ведущая тенденция мирового развития конца XX-начала XXI вв. и ее последствия (2025)
Авторы: Минакова Ирина Вячеславна, Расторгуев Антон Андреевич

Объектом исследования выступают глобализационные процессы, активно происходящие в мировой экономике в конце XX - начале XXI вв. Предметом исследования являются социально-экономические и политические последствия глобализационных процессов для мирового развития. Целью данной работы выступает системное теоретическое исследование глобализационных процессов и их последствий для мировой экономики. В настоящей работе авторами проанализированы издержки глобализации, проявившиеся в усилении межстрановой дифференциации по уровню социально-экономического развития, маргинализации отдельных государств и регионов, замедлении темпов их экономического роста, нарастании конфликтогенности и связанных с ней военных расходов, обусловившие активизацию деглобализационных тенденций в мире. Информационной основой для написания работы послужили официальные данные Всемирного банка, международной информационной платформы Statista, международных аналитических центров, информация, опубликованная в периодических научных изданиях, Интернет-ресурсы. Исследование выполнено на основе системного подхода к изучению многоуровневых и иерархических социально-экономических систем. В процессе разработки проблематики исследования авторами использованы динамический, структурный, компаративный анализ, критический концептуальный анализ, институциональный анализ. Теоретической основой представленного исследования явились фундаментальные аналитические работы, посвященные анализу глобализационных процессов в мировой экономике. Авторами раскрыты этапы развития глобализационных процессов, представлен их теоретический фундамент. Авторами сделан вывод, что не смотря на существовавшие убеждения о том, что глобализация должна привести к более высоким темпам роста и обеспечить повышение уровня жизни, на практике этого не произошло. Если отдельным странам удалось извлечь выгоду из глобализации, экономическое положение в других странах практически не изменилось или даже ухудшилось. Систематизированы издержки глобализации: маргинализация отдельных стран и регионов, сопровождающаяся ростом безработицы, бедности, неравенства; нарастание конфликтогенности в мире и связанных с ней военных расходов. Обоснован вывод о значительном замедлении динамики мировой торговли и прямых иностранных инвестиций после 2008 г. при одновременном росте тарифных и нетарифных торговых ограничений, широком использовании санкций в международных отношениях. Установлена тенденция к динамично развивающейся регионализации, представляющей собой фрагментацию глобального экономического пространства.

Сохранить в закладках
Проявления этнополитической идентичности в нарративах президентской избирательной кампании 2024 г. в Республике Северная Македония (2025)
Авторы: Тюрин Евгений Анатольевич, Голишевский Максим Борисович

В статье исследуются этнополитические нарративы и технологии символической политики, использовавшиеся кандидатами в ходе президентских выборов 2024 года в Республике Северная Македония (РСМ). Основное внимание уделяется анализу предвыборных программ, публичных выступлений и символической визуализации политических стратегий, отражающих позиции кандидатов по вопросам национальной идентичности, евроинтеграции и межэтнических отношений. Предметом исследования выступают этнополитические (в том числе, идентичностные) нарративы, а также их воплощение в избирательной кампании посредством технологий символической политики. Акцент делается на политико-управленческих потенциалах института президентства в условиях развития этнополитических противоречий между македонским большинством и албанским меньшинством. Исследование показало, что ключевым нарративом кампании стала тема евроинтеграции, однако кандидаты по-разному интерпретировали ее последствия для македонской идентичности. Методологическая база включает системный и институциональный подходы для анализа политических механизмов РСМ; сравнительный этнополитический анализ, позволяющий сопоставить стратегии кандидатов в условиях этнической неоднородности страны; дискурс-анализ предвыборных программ и публичных выступлений; анализ приемов символической визуализации политических концептов (включая дизайн графического оформления материалов политической рекламы кандидатов); анализ вторичных статистических данных. Выводы статьи подчеркивают, что, несмотря на очевидную этнополитическую поляризацию, кандидаты от крупнейших политических партий, претендующие на победу, избегали радикальных заявлений, стремясь сохранить символико-политическую роль президента как гаранта единства гражданской нации. Кандидаты-македонцы стремились сохранить национальную идентичность, критикуя уступки в пользу Греции и Болгарии, в то время как кандидаты-албанцы делали акцент на консоциональной демократии и приоритете европейских ценностей. Действующий президент занимал компромиссную позицию, сочетая поддержку евроинтеграции с риторикой всемакедонского гражданского единства. Однако, при этом, избирательные программы претендентов отражали глубокие различия, существующие у этнических македонцев и албанцев, в понимании будущего страны, что свидетельствует о сохранении существенной этнополитической напряженности в македонском обществе.

Сохранить в закладках
Эволюция политики протекционизма: историко– аналитический обзор ключевых этапов и тенденций (2025)
Авторы: Солодухина Ольга Ивановна

Предметом исследования выступает эволюция политики протекционизма, включая ключевые этапы и тенденции в историческом и аналитическом контексте. Протекционизм представляет собой один из ключевых инструментов, используемых правительствами для контроля и защиты национальной экономики. Он применяется как для обеспечения экономической безопасности, так и для поддержки ключевых отраслей. Историко-политическое исследование концепции протекционизма особенно актуально после возникновения асимметричных угроз безопасности, вызванных международными факторами, которые привели к возвращению протекционистских практик после десятилетий глобализации, экономической либерализации и проведения торговой политики. В период становления внешнеторговой стратегии, базировавшейся на принципах протекционизма, меркантилизм выступал в качестве теоретической основы. Соответственно, цель исследования состоит в комплексном анализе ключевых исторических этапов и тенденций становления и развития концепции протекционизма. В рамках данного исследования осуществляется комплексный анализ теоретических концепций, изложенных в работах представителей меркантилизма и протекционизма. Дополнительно применяется методология концептуального моделирования для формализации авторского определения термина «протекционизм». Ключевым методологическим принципом является интеграция теоретических и практических аспектов, определяющая направленность и содержание аналитической работы. Анализ эволюции представлений меркантилистов позволяет сделать вывод о том, что в протекционистской политике произошёл сдвиг акцентов от использования монетарных инструментов к инструментам, стимулирующим внутреннее производство и экспорт. Протекционизм активно применяется в условиях экономической нестабильности. Научная новизна исследования состоит в переосмыслении традиционных представлений о протекционизме как исключительно негативном или позитивном явлении, с учётом его сложного и многогранного характера. Протекционистская политика рассматривается не как способ поддержки новых отраслей промышленности, а как современный инструмент, направленный на поддержку и развитие национальной экономики в условиях усиливающейся экономической и геополитической нестабильности, смены технологических укладов, сопровождающихся политическими, социальными и институциональными изменениями, возникновения новых вызовов, угроз и рисков для экономической безопасности государств.

Сохранить в закладках
Аналитические центры как инструмент внешней политики Китая (2025)
Авторы: Чэнь Юйхун

По мере укрепления статуса Китая в качестве глобальной державы западные страны принимали и продолжают принимать множественные меры, направленные на сдерживание роста влияния КНР в регионе и мире. Данные условия требуют от Китая постоянного совершенствования стратегий внешней политики. Так, создание аналитических центров становится одним из ключевых инструментов, которыми оперирует публичная дипломатия КНР XXI века. Объектом данного исследования являются китайские аналитические центры. Предметом исследования является публичная дипломатия Китая. Особое внимание автор уделяет значению аналитических институтов в рамках реализации инициативы «Пояс и путь», а также их роли в борьбе со стигматизацией Китая в мире во время и после пандемии COVID-19. Также рассматривается и вклад “мозговых центров” в организацию различных международных мероприятий. Целью данного исследования является анализ той роли, которую аналитические центры играют в реализации «мягкой силы» современного Китая. Для достижения этой цели использовался хронологический метод, позволяющий выявить эволюцию роли «мозговых центров» КНР в публичной дипломатии страны. Основными выводами, к которым приходит автор, являются: государственная значимость аналитических центров в Китае постепенно возрастает уже в 2010-х гг., при этом в 2020-х подобная тенденция не только сохраняется, но и усиливается. После пандемии COVID-19 для Китая особенную важность приобретает задача формирования и регулирования международного имиджа страны. Аналитические центры сегодня являются ключевым звеном в процессе реализации этой комплексной задачи. Также их деятельность способствует обеспечению более слаженного регионального сотрудничества со странами-партнерами Китая. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении изменения роли китайских аналитических институтов под влиянием инициативы «Пояс и путь», в рамках борьбы с последствиями пандемии COVID-19 и в процессе укрепления дружественных связей со странами-партнерами КНР, а также в выдвижении гипотезы о будущем данных центров в рамках страны.

Сохранить в закладках