Архив статей журнала
в статье представлены результаты исследования происхождения японского хаори из собрания Музеев Московского Кремля, связанного с непродолжительным, но значимым эпизодом истории советско-японских отношений в 1920-е гг. анализ тканевого предмета, расшифровка фамильных гербов, в сочетании с изучением визуальных и письменных источников (фото- и кинохроники, публикаций в прессе, архивных документов), позволили уточнить время изготовления хаори, обосновать его изначальную принадлежность и выяснить обстоятельства его поднесения в качестве памятного дара первому наркому по иностранным делам сссР Г. в. Чичерину.
в статье рассматриваются вопросы, связанные с уточнением атрибуции двух часов «Mystery» («Mystérieuse», «Загадочные», «таинственные»), карманных и настольных, с прозрачными циферблатами, на которых стрелки «парят» без видимой связи с механизмом: времени их создания, установление имен часовых мастеров и фирм, их изготовивших. также установлены важные обстоятельства истории настольных часов и их связь с важными государственными деятелями ХХ в. – и. в. сталиным и Ш. де Голлем. выводы автора основаны на расшифровке клейм и надписей на предметах, на поиске аналогий, имеющихся в мировых музейных собраниях и частных коллекциях, а также на архивных материалах.
статья посвящена атрибуции двух пар церемониальных шпаг коронационных герольдов Российской империи из оружейного собрания Музеев Московского Кремля. на основании анализа ряда неопубликованных источников автор устанавливает точное время, место и обстоятельства их изготовления. автору удалось установить автора проекта шпаг коронационных герольдов, изготовленных к коронации 1856 г., автора проекта и предприятия-изготовителя шпаг герольдов для коронации 1896 г., а также установить использование первого комплекта на коронации 1883 г.
статья посвящена уточнению датировки и определению места изготовления наперсных крестов из собрания Музеев Московского Кремля, поступивших из новоспасского монастыря.
Работа посвящена двум шпалерам, записанным в документах Музеев Московского Кремля как итальянская работа конца XVII – начала XVIII в. прослеживается происхождение памятников и история их изучения. Для уточнения атрибуции рассматриваются вопросы о производстве шпалер в италии XVII–XVIII вв. и особенности производства французских гербовых портьер, их места и функции в интерьере дворцовых зданий и помещений официального назначения. анализ композиции и трактовки декоративных деталей шпалер позволяет провести параллели с творчеством французских мастеров и произведениями, хранящимися ныне в Музеях Московского Кремля. история герба знатного рода и история семьи тьеполо, одним из представителей которого был лоренцо тьеполо, посол при французском короле людовике XIV, позволяет сделать вывод, что шпалеры с гербом рода тьеполо были созданы во Франции, скорее всего, в париже. принимая во внимание их художественные и композиционные особенности, шпалеры могли быть выполнены в мастерской Жиля бако.
статья посвящена уточнению наименования предмета, имеющего атрибуцию в научном инвентаре Музеев Московского Кремля: «державка». на основании данных о поступлении этого экспоната из придворной конюшенной конторы уточняется его наименование: вощага и функциональная принадлежность – для тулумбаса, делается предположение о возможном происхождении предмета из царских казнохранилищ.
В статья посвящена уточнению атрибуции комплекса предметов, происходящих из ризницы Златоустовского монастыря. из большой группы памятников, поступивших в музейное собрание из Гохрана в 1924 г., а также на основании данных архивных документов, удалось выявить ряд предметов, хранящихся в Музеях Московского Кремля, происходящих из ризницы Златоустовского монастыря, частично уточнить их атрибуцию, а также установить некоторых вкладчиков этих предметов.
В статья посвящена атрибуции надгробного покрова из архангельского собора Московского Кремля, до настоящего времени не имевшего точной датировки, а также не имевшего определенной топографии. на основании анализа архивных документов, в первую очередь описей архангельского собора Московского Кремля, а также сопоставления сохранившихся надгробных покровов с царских захоронений, удалось определить назначение безымянного до настоящего времени памятника как покров на гроб царевича ивана Михайловича, проанализировав вышитый на кайме покрова текст и изображения на дробницах креста.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
- 1
- 2