В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
Идентификаторы и классификаторы
В 2014 г. в южной пристройке Архангельского собора Московского Кремля была открыта новая экспозиция, посвященная Вознесенскому монастырю. В третьей витрине экспозиции, повествующей о повседневной жизни монашествующих, праздниках и церемониях, были размещены на одном планшете пять крестов-мощевиков, происходящих из собрания Музеев Московского Кремля [ил. 1].
Список литературы
- Атамуратова Т.В. Вознесенский монастырь Московского Кремля во второй половине XIX – начале XX века // Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”»; 23 / отв. ред. А.Л. Баталов. М., 2015. С. 246–271.
- Борис Годунов. От слуги до государя Всея Руси : Каталог / науч. ред. О.В. Дмитриева. М., 2015. 359 с.
- Византийские древности. Произведения искусства IV–ХV веков в собрании Музеев Московского Кремля : Каталог / отв. ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 2013. 607 с.
- Гордеева М.В. К истории Вознесенского монастыря Московского Кремля // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 302–311.
- Докучаева Е.Е. Галерея московских ювелиров второй половины XIX – начала XX века: И.Д. Чичелев [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2018. № 4 (64). URL: http://archvuz.ru/2018_4/34 (дата обращения: 08.02.2024).
- Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий : Каталог / сост. Ю.М. Зыбалов, С.П. Орленко. М., 2021. 223 с.
- Коварская С.Я. Произведения московского серебряника А.М. Постникова из Благовещенского собора Кремля // Ювелирное искусство и материальная культура : Тез. докл. шестого коллоквиума / [науч. ред. Наталия Захарова]. СПб., 1998. С. 52–53.
- Коварская С.Я. Заметки о мастерах-сребрениках и фирмах XIX в., исполнявших заказы для соборов Московского Кремля // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 376–380.
- Костина И.Д. Наперсные кресты-мощевики XVIII века в собрании Музеев Московского Кремля // Ставрографический сборник. Кн. 3. Крест как личная святыня. М., 2005. С. 617–642.
- Меняйло В.А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Московского Кремля // Искусство средневековой Руси / ред. кол.: Н.С. Владимирская, Е.Б. Гусарова, А.Б. Стерлигов, И.А. Стерлигова, Л.А. Щенникова (отв. ред.). М., 1999. С. 199–223. (Материалы и исследования; Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»; 12).
- Меняйло В.А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля : Каталог. М., 2005. 406 с.
- Оксенюк А.А. Судьба обителей в XX веке // Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля. М., 2016. С. 172–199.
- Панова Т.Д. История некрополя Вознесенского собора // Духовный путь Московской Руси. М., 2007. С. 154–172.
- Постникова-Лосева М.М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты // Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954. С. 137–216.
- Пшеничников А.И., свящ. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве: с планами и рисунками. М., 1894. 139 с.
- Сергеева Е.Н. Обеспечение сохранности исторических памятников Московского Кремля в 1917–1918 гг. // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры : Материалы научной конференции, 2000 г. Вып. IV / под общ. ред. Н.С. Владимирской; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 2001. С. 29–31.
- Стерлигова И.А. Введение [к ч. 2 «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов»] // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники : [Сб. статей] / сост.: С.А. Беляев, И.А. Воротникова. Кн. 2. М., 2014. С. 283–297.
- Тутова Т.А. Директор Оружейной палаты Д.Д. Иванов и борьба за сохранение музейных ценностей в 1922–1929 гг. // Сокровищница России: Страницы исторической биографии Музеев Московского Кремля / отв. ред. Н.С. Владимирская. М., 2002. С. 95–111 (Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”»; 14).
- Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богоматери Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 181–189.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
Золотой рукомойный гарнитур из кувшина и стоянца с эмалями, рубинами, изумрудами и алмазами из собрания Музеев Московского Кремля впервые стал объектом отдельного исследования в настоящей статье. Автором на основании изучения архивных источников сделана попытка уточнить его атрибуцию и установить точную дату поступления в царскую казну, предложено собственное обоснование датировки первого привоза греческим купцом в Россию драгоценных рукомоя и стоянца, выполненных, как считает автор, по заказу царя Алексея Михайловича, а также прослежено, как гарнитур несколько раз менял своих хозяев в царской семье. В статье проведен историко-сравнительный анализ предметов, предлагаются изменения в терминологии и в истолковании названий некоторых из них, например, термина «серебреник», раскрывается бытование рукомоев вместе с лоханями, что расширяет представления о церемониях русского царского двора середины и второй половины XVII в. Автору удалось уточнить атрибуцию золотого рукомойного гарнитура в казне русских царей в XVII в., однако точная датировка гарнитура и его практическое использование еще требуют дальнейшего изучения.
В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.
Статья посвящена уточнению атрибуции уникального предмета парадной воинской одежды – царского налатника, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Памятник неоднократно упоминался в работах, посвященных описанию сокровищ Кремля и царского костюма, однако отдельного исследования истории его бытования проведено не было. Целью данного исследования является попытка обобщить имеющиеся документальные источники и историографические данные о рассматриваемом предмете. Собрав воедино информацию изобразительных, делопроизводственных и нарративных источников о воинских одеяниях русских государей и представителей знати, охватывающих период с XVII в. до конца XIX в., и суммируя данные описей Оружейной палаты, в которых упоминается рассматриваемый в статье памятник, удалось разобраться в наслоениях терминологической путаницы и ошибочных соотнесениях его с предметами других типов. Как следствие, исследование представляет собой резюмирующий шаг в отношении истории изучения и корректной научной атрибуции налатника из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена вопросу атрибуции выносного креста из собрания Музеев Московского Кремля. Анализируя ряд схожих выносных распятий, находящихся как в собрании Музеев Московского Кремля, так и в зарубежных коллекциях, автор приходит к выводу, что они происходят из одной флорентийской мастерской и датируются второй четвертью XIV в. В статье дан подробный искусствоведческий анализ художественных особенностей памятника, рассмотрение его технико-технологических характеристик дополнено сопоставлением с рядом аналогов в области живописи и скульптуры того времени.
Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______