ISSN 2782-4799 · EISSN 2782-4802
Язык: ru

Архив статей журнала

САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ВИРТУАЛЬНОГО АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ВУЗА) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Устинова Мария Владимировна

Обсуждается проблема образа виртуального автора, репрезентированного в дискурсивном контенте сайта образовательной организации. Цель - смоделировать образ виртуального автора дискурсивного контента, выражающего коммуникативные интенции. Актуальность исследования определяется востребованностью сайта как инструмента современного коммуникативного процесса и необходимостью его разноаспектного изучения, предполагающего в том числе изучение образа виртуального автора, реализующего посредством сайта свои коммуникативные намерения. Материалом исследования послужили 50 заголовков новостей, опубликованных на официальном сайте Кузбасского института ФСИН России за период с 1 апреля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. При исследовании языкового материала были использованы методы контент- и интент-анализа. Анализ заголовков новостного контента позволяет выявить единицы, образующие пропозициональную рамку, включающую а) участников событий (субъектов); б) предикаты, характеризующие участников и указывающие на тип события; в) место и время события. Выявлено, что виртуальным автором новостного контента является обобщенное лицо - образовательная организация (Кузбасский институт ФСИН России), выражающая коммуникативные интенции, направленные на информирование аудитории о деятельности образовательной организации и формирование ее положительного имиджа. Как субъект виртуальный автор сообщает новости об образовательной организации, реализуя коммуникативные интенции. При этом каждый субъект - член коллектива вуза: мы - вместе; мы - команда; мы - участники значимых мероприятий; мы имеем социально значимых партнеров; мы - лучшие; мы - вместе с городом, областью, страной. Интенция создания образа успешного вуза определяет такой подбор лексических единиц, используемых в качестве компонентов пропозициональной рамки, который позволяет эксплицитно выразить объективный модус, а имплицитно - субъективный модус.

Сохранить в закладках
СПОСОБЫ АТТРАКЦИИ В ПЕЧАТНОМ И ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ЖУРНАЛА "ДИЛЕТАНТ" (2024)
Выпуск: Т. 3 № 1 (9) (2024)
Авторы: Сергеева Мария Михайловна, СИНЕГУБОВА КАПИТАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА

В статье приводятся результаты сопоставления печатной версии ежемесячного научно-популярного журнала «Дилетант» и его интернет-сайта. Целью работы является определение предпочтительных способов аттракции в традиционных печатных СМИ и в цифровой среде. Выявлено, что печатная версия журнала «Дилетант» привлекает читателя в первую очередь главной темой номера, которая представлена на обложке не только анонсом, но и уникальным креолизованным текстом. Семантика фронтального медиатекста «Дилетанта», как правило, интригует читателя отдельными аспектами главной темы номера. Цветовые акценты на страницах номера привлекают внимание читателя не только к блоку тематических материалов, но и к другим публикациям и постоянным рубрикам. При сравнении печатной версии журнала с интернет-версией выявлены существенные различия в использовании аттрактивных средств. Сайт журнала является менее ярким, чем печатная версия, использует минимум анимации и не содержит видео- и аудиоматериалов. Аттрактивную функцию выполняют иллюстрации и подзаголовки, как и в печатной версии. Специфической формой привлечения внимания пользователей сайта является интерактивность, а именно навигация и тесты, другие формы интерактивности, такие как комментарии, форум, лайки, не используются. В совокупности ограниченное использование средств привлечения внимания выделяет сайт «Дилетанта» среди других интернет-ресурсов и не позволяет ему конкурировать с печатной версией журнала.

Сохранить в закладках
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ВИРТУАЛЬНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОДВИЖЕНИИ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 2 (10) (2024)
Авторы: Оян Жогу

Статья посвящена исследованию виртуальных цифровых персонажей как новых средств коммуникации и их роли в продвижении китайской культуры за рубежом в глобальной медиасреде. Виртуальные цифровые персонажи как новое средство коммуникации, благодаря своей способности к исполнению различных ролей, выполняют функции и задачи по связыванию индивидуумов со сценариями и предоставлению обратной связи о различных сценариях, помогая людям завершить новый процесс обучения и социализации в ходе опыта. На основе коммуникативных свойств виртуальных цифровых персонажей в данной статье исследуются их механизмы связи и средство коммуникации в процессе применения и практики. Проведен анализ коммуникативных характеристик виртуальных персонажей и конкретных случаев применения виртуальных персонажей для представления китайской культуры в разных сценариях. В результате было выявлено, что виртуальные персонажи могут эффективно представлять и распространять китайскую культуру, улучшая ее восприятие за рубежом, подчеркивая важность виртуальных цифровых технологий для культурной коммуникации и ее потенциал в продвижении культурных ценностей во всем мире. Соответственно, виртуальные цифровые персонажи играют ключевую роль в цифровизации культурной коммуникации, обеспечивая новые пути для распространения и сохранения культурного наследия Китая в глобальном масштабе.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 3 (11) (2024)
Авторы: МКРТУМОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, Горюнова Светлана Александровна

В статье представлены результаты исследования влияния цифровизации и автоматизации медиа на формирование потребительского поведения студенческой молодежи и молодых специалистов в журналистской и блогерской деятельности. Определены соответствующие стратегические векторы целенаправленности социальной конструкции потребительского поведения молодых людей. Теоретическая база исследования - работы по социальной конструкции реальности (П. Бергера и Т. Лукмана) и по реальности массмедиа (Н. Лумана). Основные методы эмпирических исследований: 1) обзор литературы и вторичный анализ исследований по данной теме, в том числе исследований цифрового маркетинга и его влияния на поведение потребителей; 2) наблюдение за поведением студенческой молодежи и молодых специалистов в онлайн-среде и его анализ. Выявлены специфические особенности потребительского поведения современной молодежи: социальная мобильность; жизненные перемены, инновационность, эксперимент; быстрая внушаемость и доверчивость. В результате исследования установлено, что молодежь активно использует современные медиа, ее привлекает развлекательный контент (видео, музыка, подкасты, игры и др.) и обучающие платформы. Рассмотрен и типологизирован базовый инструментарий работы создателей контента в условиях автоматизации медиа: работа с фотодокументами (обработка фото, создание коллажей, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, аудио-слайд-шоу, панорамные фотографии, интерактивные 3D-панорамы и др.); работа с графикой (карикатуры, комиксы, демотиваторы и интернет-мемы, облака тегов, интерактивная графика, инфографика, элементы картографии; тайм-линии (таймлайны) и др.); работа с аудио (подкасты, аудиоверсии текста, аудиоиллюстрации и др); работа с видео (видеоиллюстрация, видеосюжет, видеоистории, видеотрансляция, интерактивное видео и др.); мультимедийная публикация (интервью, репортаж, очерк, новостное сообщение и др.). Выявлено возрастание существенных угроз и рисков, связанных с принципиальным отсутствием общественного контроля в цифровом поле, так как итоговый контент формируется автоматизированными процессами с применением искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ РЕПУТАЦИЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 3 (11) (2024)
Авторы: Баженова Елена Александровна, Ширинкина Мария Андреевна

В статье рассматривается понятие цифровой репутации применительно к органу исполнительной власти и выявляются технологические и коммуникативные приемы формирования позитивной репутации и управления ей. Цифровая репутация органа государственного управления - поликритериальная оценка его деятельности, формирующаяся в медиапространстве и отражающая мнение социально активной части населения. На основе анализа современной научной литературы проводится сравнение цифровой репутации с цифровым имиджем и подчеркивается нетождественность этих понятий. Определены дискурсивные факторы, которые формируют стереотипные представления о государственном управлении: неопределенно широкий круг адресатов, не являющихся специалистами в вопросах административной деятельности; непредсказуемость и динамичность оценок; провокативное речевое поведение части интернет-пользователей и др. Материал исследования - посты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещенные в социальной сети ВКонтакте. Составлен рейтинг постов по коэффициенту вовлеченности пользователей (с помощью сервиса Popsters. ru). В результате дискурсивно-стилистического анализа постов с высоким коэффициентом вовлеченности выявлены эффективные инструменты управления цифровой репутацией органов власти: дистрибуция контента и его систематизация с помощью хэштегов; диалогическая и персонализированная подача информации; привлечение интерактивных форм коммуникации (голосование, опросы и проч.); своевременное реагирование на комментарии пользователей и др.

Сохранить в закладках
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МЕТОДОВ СУММАРИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 3 (11) (2024)
Авторы: Сорокина Светлана Геннадьевна

Интерес к инновационным технологическим стратегиям и современным цифровым инструментам обработки информации значительно возрос в связи с необходимостью управления большими массивами неструктурированных данных. Автоматизированная суммаризация - важный инструмент в различных областях, требующих эффективного анализа и обработки больших объемов текстовой информации. В статье представлен обзор актуальных парадигм и сервисов автоматизированной суммаризации на основе междисциплинарных исследований в области лингвистики, компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Особое внимание уделено синтаксическим и лексическим приемам, используемым нейросетевыми моделями для сжатия текста. В качестве примера рассмотрены сервисы QuillBot, Summate. it, WordTune, SciSummary, Scholarcy и OpenAI ChatGPT. Выявлено, что современные модели автоматизированной суммаризации успешно применяют экстрактивные и абстрактивные методы для создания резюме разного качества и объема. Экстрактивный подход основан на выделении наиболее значимых предложений в исходном тексте. Абстрактивные алгоритмы создают новые формулировки, сохраняя основную мысль оригинального текста. Автоматизированные суммаризаторы эффективно используют приемы сжатия текста (устранение избыточной информации, упрощение сложных конструкций и обобщение данных), присущие человеку в процессе обработки текстовой информации. Эти технологии обеспечивают высокую точность и связность генерируемых резюме, хотя каждая модель имеет свои ограничения. Для достижения оптимальных результатов важно учитывать специфику задачи и выбирать подходящую модель суммаризации: экстрактивную - для краткости и точности; абстрактивную - для более глубокой смысловой обработки текстовых данных.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМАНД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 3 (11) (2024)
Авторы: Золотова Мария Леонидовна, Сюэ Cинронг

Проанализировано, как дизайн-мышление и обучение, основанное на компьютерных технологиях, могут помочь междисциплинарным командам, работающим над творческими проектами в учреждениях высшего образования. Предложено интегрировать дизайн-мышление и технологии, основанные на искусственном интеллекте, в образовательную методологию для улучшения коммуникации, вовлеченности, персонализированного обучения и интерактивности студентов. Результаты исследования решают одну из задач учебных заведений высшего образования, заключающуюся в понимании учащимися процесса обучения и развитии у них творческих способностей, критического мышления, навыков решения проблем. Образовательный проект разработан в сотрудничестве с кафедрой промышленного дизайна и учебным центром Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета. Методология включает: обзор литературы по дизайн-мышлению, опросники по сбору данных от студентов школы дизайна в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете и эксперименты с помощниками по искусственному интеллекту. Интеграция динамических инструментов, таких как Articulate Rise 360 и искусственного интеллекта, позволила визуализировать концепции и сформировать интерактивный контент для студентов. Представлены два прототипа образовательного проекта, которые привносят новую модель мышления в методологию дизайн-мышления и внедряют экспериментальные интерактивные технологические функции. Этот подход позволяет преподавателям создать среду, способствующую развитию навыков учащихся, необходимых в XXI в.

Сохранить в закладках
РУССКИЙ И КИРГИЗСКИЙ ЯЗЫКИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КЫРГЫЗСТАНА (2024)
Выпуск: Т. 3 № 4 (12) (2024)
Авторы: Тагаев Мамед Джакыпович, Молдомамбетова Айжан Суйорбековна

Статья посвящена вопросам функционирования русского и киргизского языков в виртуальном пространстве и социальных сетях Кыргызстана. Цель - рассмотреть роль и место русского и киргизского языков в виртуальном простанстве Кыргызстана, в том числе в социальных сетях. Отмечается, что русский язык был и остается главным метаязыком коммуникативного обеспечения цифровых технологий в Кыргызстане, выполняя роль локомотива, который продвигает киргизский язык как государственный в виртуальную сферу. В ходе исследования обнаружены существенные проблемы в применении киргизского языка в цифровом пространстве из-за недостатка собственных языковых ресурсов для обеспечения данной сферы жизнедеятельности граждан. Несмотря на то что большинство граждан Кыргызстана по своей природе билингвы, они предпочитают использовать русский язык для удовлетворения своих запросов в сфере социальных услуг и социальных сетях по причине слабой разработанности и недостаточной внедренности цифровых платформ, созданных средствами киргизского языка. Активные попытки внедрения государственного языка в цифровые продукты поддерживаются прежде всего мерами языкового регулирования государства, которые по своей модальности имеют императивный характер, не учитывая запросы граждан и действительный уровень развития государственного языка к настоящему времени. Проводится мысль о том, что на верном пути находятся те страны и народы, которые не взваливают неподъемную ношу на свои языки, а для решения информационных задач используют те из них, которые являются наиболее эффективными в тех или иных сферах жизнедеятельности людей.

Сохранить в закладках
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНТЕНТА В СООБЩЕСТВАХ ПРАВЫХ РАДИКАЛОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ (2024)
Выпуск: Т. 3 № 4 (12) (2024)
Авторы: Щекотин Евгений Викторович

Цель - изучить контент сторонников праворадикальной идеологии в сообществах социальной сети ВКонтакте. Проанализировано содержание наиболее популярных постов в сообществах ВКонтакте. Востребованность постов определялась в соответствии с онлайн-метриками сообщений (количеством лайков, репостов, комментариев). Определены темы, вызывающие наибольший отклик у сторонников праворадикальной идеологии. Выдвинуто предположение о том, что самый активно потребляемый контент вносит значительный вклад в когнитивную радикализацию. Доказано, что наибольшей популярностью обладает блок сообщений, в которых представлены те или иные враги правых (прежде всего внешние враги). Ко второму по популярности тематическому блоку, условно охарактеризованному как свои, относятся сообщения, в которых, во-первых, описывается образ и поведение сторонника правой идеологии, во-вторых, высказывается одобрение действий определенных лиц, не относящихся к данной субкультуре. Среди других тематических блоков выделяются такие, как идеология, юмор, одобряемые действия политиков, мероприятия, акции и т. д.

Сохранить в закладках
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ФОНЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО (ЖИВОГО) ДИАЛОГА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 4 (12) (2024)
Авторы: Голев Николай Данилович, Шпильная Надежда Николаевна

Работа выполнена на стыке диалогической и интернет-лингвистики. Предмет рассмотрения - содержательные и структурные особенности виртуального диалога, организуемого в социальных сетях, на фоне живого (устного) диалога. Гипотезой стало положение, согласно которому виртуальный диалог в социальных сетях находится в отношениях функционального параллелизма с реальным (живым) диалогом. Цель - выявить и охарактеризовать инвариантные и вариативные характеристики виртуального диалога, организуемого в социальных сетях, на фоне непосредственного диалога. Проведен сопоставительный анализ организации непринужденного диалога и виртуального диалога в социальной сети ВКонтакте в его различных проявлениях: 1) в открытом публичном диалоге, 2) в открытом анонимном диалоге, 3) в открытом персональном диалоге. Материалом послужили: 1) тексты непринужденного диалога, опубликованные в сборнике «Живая речь уральского города: Тексты»; 2) тексты виртуального диалога, включающие: а) посты и комментарии к ним в паблике «Анонимно»; б) посты и комментарии к ним в паблике «Вести»; в) посты и комментарии к ним, размещенные на персональных страницах носителей языка (10 единиц). В качестве параметров сравнения двух диалогов были избраны образ адресата, инициальные коммуникативные ходы, режимы диалоговедения и способы структурной организации диалога. В результате выявлены инвариантные параметры опосредованного виртуального диалога: в открытом публичном виртуальном диалоге - массовый публичный адресат, в открытом персональном диалоге - прогнозируемый адресат, в открытом анонимном диалоге - анонимный адресат, в непринужденном диалоге - персональный адресат. В виртуальном диалоге выделен дополнительный тип - имплицитный адресат (читатель), который актуализируется в сознании читателя текста комментариев. Установлено, что в виртуальном диалоге доминирует интенция поделиться, а в непринужденном диалоге - интенция поддержания разговора. Определены структурные особенности реплик: в виртуальном диалоге реплики связаны радиально-цепочечной связью, а в непосредственном - цепочечной. Структура виртуального диалога является открытой, а структура живого диалога - закрытой. В результате анализа языкового материала зафиксировано, что в непринужденном диалоге преимущественно реализуется нарративный режим диалоговедения, а в виртуальном диалоге - реплицирующий.

Сохранить в закладках
TELEGRAM-КАНАЛ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ЗДУНОВ ЗДЕСЬ" КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИА (2024)
Выпуск: Т. 3 № 4 (12) (2024)
Авторы: Дементьева Ксения Владимировна, Казин Андрей Витальевич

Республика Мордовия - небольшая национальная республика, где уровень конфликтности среди различных субъектов можно охарактеризовать как низкий. При небольшом количестве СМИ цифровые источники информации занимают важное место в жизни граждан региона. Цель - проанализировать Telegram-канал Главы Республики Мордовия «Здунов здесь», который выступает для жителей Мордовии источником информации и коммуникации. Методом сплошной выборки проанализированы записи канала с 2022 г. (с начала его ведения). Использованы методы качественного и количественного контент-анализа, синтез и сравнение. Исследование тематики и содержания контента позволяет сделать вывод, что канал является современным источником информации, который может соперничать со СМИ. Информация канала формирует не только имидж Губернатора Мордовии как актора политики и субъекта медиаполя, но и репрезентует пространство и жителей самого региона, показывает его экономический, туристический потенциал. Через канал «Здунов здесь» формируется опосредованный диалог между властью и населением. Выявлено использование приемов первоочередности информации, креолизации медиатекста, эмоционального заражения, привлечение лидеров мнения, очевидцев событий. Установлено, что формирование положительного имиджа Главы Республики Мордовия включает следующие характеристики: работоспособность, профессионализм, компетентность, доброта и человечность, жесткость, общительность, физическое здоровье, молодость, энергичность, любовь к Родине, внимание к людям.

Сохранить в закладках
КОМБИНАТОРИКА ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОДОВ СООБЩЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЙ ВЕБ-САЙТА REDDIT. COM) (2024)
Выпуск: Т. 3 № 4 (12) (2024)
Авторы: Фомин Андрей Геннадьевич, СМАКОТИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Интерактивное общение на платформе веб-сайта Reddit. com рассмотрено на примере публикаций и комментариев пользователей, в которых «упакована» информация по определенным закономерностям и правилам, актуализируемым семиотически гетерогенными средствами передачи смысла путем декодирования вербальных и невербальных кодов сообщений. В статье описаны комбинации кодов коммуникации, выступающие в качестве инструмента общения: вербальные или собственно языковые, вербально-визуальные, вербально-аудиальные, вербально-кинестетические. Цель - выявить структурно-коммуникативную организацию семиотически гетерогенных текстов в динамике межличностной интернет-коммуникации на примере тематических публикаций, посвященных деятельности космической корпорации SpaceX. Материал исследования: интернет-публикации на веб-сайте Reddit. com. Методы, используемые в работе: наблюдение, описание, интерпретация и классификация. Установлено, что комбинаторика кодов сообщений формирует совокупность модусов и модальностей, актуализируемых в такой модели интернет-коммуникации, когда речевые события в коммуникативном акте подвергаются регулированиям и модификациям (подтверждениям и опровержениям, одобрению, осуждению или игнорированию) под воздействием разных каналов восприятия и понимания ситуации. В результате интерпретация особенностей комбинаторики вербального и невербального кодов коммуникации в интернет-общении позволила определить информационно-коммуникативную организацию (классификацию) интернет-публикаций бизнес-сабреддита SpaceX. Особенности интеграции языковой системы в комплексные семиотические системы лежат в основе описания психических процессов и когнитивной деятельности человека и способствуют когнитивному воздействию при формировании новых взглядов и убеждений, влияющих на сознание, и достижению эффективности коммуникативного процесса.

Сохранить в закладках