Статья: Проявления этнополитической идентичности в нарративах президентской избирательной кампании 2024 г. в Республике Северная Македония (2025)

Читать онлайн

В статье исследуются этнополитические нарративы и технологии символической политики, использовавшиеся кандидатами в ходе президентских выборов 2024 года в Республике Северная Македония (РСМ). Основное внимание уделяется анализу предвыборных программ, публичных выступлений и символической визуализации политических стратегий, отражающих позиции кандидатов по вопросам национальной идентичности, евроинтеграции и межэтнических отношений. Предметом исследования выступают этнополитические (в том числе, идентичностные) нарративы, а также их воплощение в избирательной кампании посредством технологий символической политики. Акцент делается на политико-управленческих потенциалах института президентства в условиях развития этнополитических противоречий между македонским большинством и албанским меньшинством. Исследование показало, что ключевым нарративом кампании стала тема евроинтеграции, однако кандидаты по-разному интерпретировали ее последствия для македонской идентичности. Методологическая база включает системный и институциональный подходы для анализа политических механизмов РСМ; сравнительный этнополитический анализ, позволяющий сопоставить стратегии кандидатов в условиях этнической неоднородности страны; дискурс-анализ предвыборных программ и публичных выступлений; анализ приемов символической визуализации политических концептов (включая дизайн графического оформления материалов политической рекламы кандидатов); анализ вторичных статистических данных. Выводы статьи подчеркивают, что, несмотря на очевидную этнополитическую поляризацию, кандидаты от крупнейших политических партий, претендующие на победу, избегали радикальных заявлений, стремясь сохранить символико-политическую роль президента как гаранта единства гражданской нации. Кандидаты-македонцы стремились сохранить национальную идентичность, критикуя уступки в пользу Греции и Болгарии, в то время как кандидаты-албанцы делали акцент на консоциональной демократии и приоритете европейских ценностей. Действующий президент занимал компромиссную позицию, сочетая поддержку евроинтеграции с риторикой всемакедонского гражданского единства. Однако, при этом, избирательные программы претендентов отражали глубокие различия, существующие у этнических македонцев и албанцев, в понимании будущего страны, что свидетельствует о сохранении существенной этнополитической напряженности в македонском обществе.

Ключевые фразы: республика северная македония, национально-государственное строительство, этнополитика, национальная идентичность, МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, албанское меньшинство, институт президентства, президентские выборы, политические нарративы, технологии символической политики
Автор (ы): Тюрин Евгений Анатольевич, Голишевский Максим Борисович
Журнал: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Политология
УДК
32. Политика
Для цитирования:
ТЮРИН Е. А., ГОЛИШЕВСКИЙ М. Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАРРАТИВАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2024 Г. В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ // ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи