Дискуссий о включении курса по изучению фанфиков в программы профессиональной подготовки преподавателей недостаточно. Образовательный потенциал фанатского творчества до сих пор недооценен, хотя возможность использования таких произведений, особенно фанфиков, в педагогической деятельности впервые была поставлена в медиаобразовательную повестку более десяти лет назад. Авторы фанфиков – это креативные и коммуникативно активные школьники и студенты, та социальная группа, на которую направлены усилия преподавателей и педагогов. Фанфикшен можно рассматривать как дополнительный эмпирический материал для изучения мотивации и развития специальных навыков у студентов. В данной статье представлены результаты анализа русскоязычных фанфиков, основанных на серии фильмов «Чужой» (1979), «Чужие» (1986), «Чужой 3» (1992), «Чужой: Воскрешение» (1997), «Прометей» (2012) и «Чужой: Завет» (2017). Была прове рена гипотеза о причастности русскоязычных авторов фантастических фильмов к феминистским представлениям о гендере, а также о гендерной беспристрастности. В качестве средства анализа использован тест Бекдел, адаптированный авторами. Подобная методика впервые применена для исследования фанфиков. Результаты частично опровергли гипотезу. Кейс впервые был апробирован в 2022–2023 учебном году в рамках программы специального курса для студентов вечернего отделения филологического факультета (Российский университет дружбы народов) и одобрен преподавателями как ценный источник информации о мировоззрении современной молодежи.
There are very few discussions about the necessity of a syllabus on the study of fanfiction in the professional training programs of Russian teachers and university professors. The educational potential of fan art is still underestimated, although the possibility of using fan works, especially fan fiction, in pedagogical activities was first put on the media education agenda more than ten years ago. Fic writers are creatively and communicatively active schoolchildren and students the very social group the efforts of teachers are targeted to. Fan writings can be considered as additional empirical material for the study of motivation and development of students’ special skills. This article presents the results of an analysis of Russian language fanfics based on the film series: Alien (1979), Aliens (1986), Alien 3 (1992), Alien Resurrection (1997), Prometheus (2012), and Alien: Covenant (2017). The hypothesis of the involvement of Russian-speaking fic writers in feminist notions of gender, as well as gender impartiality, was tested. The Bechdel Test, adapted by the authors, was used as a means of analysis. It is the first time the means were applied to such fanfiction research. The results partially disproved the hypothesis. The case was tested in the 2022-2023 academic year as part of a special course program for students of the evening Department of the Faculty of Philology at the RUDN University and was approved by the teachers as a valuable source of information about the worldview of modern youth.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Литература
Женская тема в контексте СМИ изучается в разных аспектах (Амири, 2023; Джорджикия, 2013; Севастьянова и Худницкая, 2023). В то же время проблемы феминизма остаются актуальными. Исследование исследовательского центра Savanta (Великобритания) показало, что феминистские идеологии и движения активно поддерживаются молодежью.
The women’s theme in the context of media is studied in different aspects (Amiri, 2023; Jorjikia, 2013; Sevastyanova, & Khudnitskaya, 2023). At the same time, the problems of feminism remain relevant. A Savanta Research Center (United Kingdom) survey claimed that feminist ideologies and movements are actively supported by young people.
Список литературы
1. Abdullaeva, N.M. (2021). The Bechdel Test and Gender Equality in the Film Industry: The issues of an oversimplified analysis in assessing the representation of women in cinema. ABV Gender and Diversity Competence [Electronic resource]. https://blogs.fu-berlin.de/abv-gender-diversity/2021/12/13/the-bechdel-test-and-gender-equality-in-the-film-industry.
2. Alaniz-Álvarez, S.A. (2017). Desafíos para la enseñanza de la ciencia en preescolar. Foro Consultivo Internacional. Enseñanza de las Ciencias en Preescolar con Enfoque de Género, 39-42. https://lcve.mincyt.gob.ar/Documentos/Ensenianza-de-las-Ciencias-en-Preescolar-con-Enfoque-de-Genero.pdf.
3. Alexander, A., & Heuser, R. (2022). Rewiring the Bechdel Test: Experiments in Computational Feminism. Cambridge Digital Humanities [Electronic resource]. https://www.cdh.cam.ac.uk/events/35093.
4. Algavi, L.O., Volkova, I.I., Kadyrova, S.N., & Rastorgueva, N.E. (2021). Youth literary networks as a key to understanding generation Z. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (3), 3-21. (In Russ.) https://www. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.321 EDN: JNGMJB
5. Amiri, S. (2023). Media Influence on Women’s Lifestyle: A Pathological Analysis. Psychology of Woman Journal, 4(4), 117-123. DOI: 10.61838/kman.pwj.4.4.14
6. Bacon-Smith, C. (1986, November 16). Spock Among the Women. New York Times. https://www.nytimes.com/1986/11/16/books/spock-among-the-women.html.
7. Faryno, J. (2004). Introduction to Literary Studies: Textbook. Saint Petersburg: Herzen University. (In Russ.).
8. Garcia, D., Weber, I., & Garimella, V. (2014). Gender Asymmetries in Reality and Fiction: The Bechdel Test of Social Media. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 8(1), 131-140. https://www. DOI: 10.1609/icwsm.v8i1.14522
9. Gender Inequality Index (2022). United Nations Development Programme [Electronic resource]. https://gtmarket.ru/ratings/gender-inequality-index.
10. Gendernoe ravenstvo v Rossii: ideal ili lozhnaja cel? [Gender equality in Russia: ideal or false goal?] (2019). VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) [Electronic resource]. (In Russ.) https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gender-noe-raven-stvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel-.
11. Hansom, J. (2019). What do Millennials think about feminism and gender equality? And who do they look up to? Savanta: data & market research [Electronic resource]. https://savanta.com/knowledge-centre/view/what-do-millennials-think-about-feminism-and-gender-equality-and-who-do-they-look-up-to.
12. Jorjikia, M. (2013). Rossijskaya specifika formirovaniya imidzha zhenshchiny politika [The Russian specifics of shaping the image of a female politician]. Kazan Science, (2), 116-118. (In Russ.). EDN: PWJLBL
13. Lawrence, F.K. (2011). SPARQLing Conversation: Automating The Bechdel Wallace Test. In C. Hargood, D.E. Millard (Eds.), Proceedings of ACM Hypertext Narrative and Hypertext Workshop (pp. 13-16). Eindhoven: ACM Hypertext Publ.
14. McMaster, A. (2015). About a Boy: The Bechdel Test and Teaching Classical Literature. New England Classical Journal, 42(4), 268-276. https://crossworks.holycross.edu/necj/vol42/iss4/5.
15. Populyarnye fanfiki i oridzhinaly [Popular Fanfics and Origins] (2023). Ficbook [Electronic resource]. Access is restricted in Russia. (In Russ.) https://ficbook.net/popular.
16. Scheiner-Fisher, C., & Russell III, W.B. (2012). Using Historical Films to Promote Gender Equity in the History Curriculum. The Social Studies, 103(6), 221-225. https://www. DOI: 10.1080/00377996.2011.616239
17. Selisker, S. (2015). The Bechdel Test and the Social Form of Character Networks. New Literary History, 46(3), 505-523. https://www. DOI: 10.17613/M6HH4G
18. Sevastyanova, S.K., & Khudnitskaya, E.E. (2023). ‘Female topic’ in Russian ‘Great mirror’ collection. Vestnik slavianskikh kul’tur, 67, 186-201. (In Russ.) https:/. DOI: 10.37816/2073-9567-2023-67-186-201 EDN: ONCTFR
19. Woolf, V. (1929). A Room of One’s Own. Project Gutenberg Australia [Electronic resource]. http://gutenberg.net.au/ebooks02/0200791h.html#ch2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предлагается обзор материалов научного семинара «Крымская шмелевиана как часть литературной географии полуострова», организованного кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы 26-28 июня 2024 г. в Алуште. Его тематика связана с проблемой «отражения» локальных текстов (московского, петербургского) в зарубежных проекциях (берлинских, парижских).
Shilina M. G. Mediatized popular culture in contemporary India: multipolar and multilayered reflections in everyday life: interview with Prof. Usha Raman // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2025. Т. 30. № 1. С. 213–218. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025 30-1-213-218
Отключение интернета в Западном Папуа и Новой Гвинее рассматривается как пример неспособности министерства связи и информатизации Республики Индонезия сбалансировать национальную безопасность и цифровые свободы. Отключение интернета подверглось критике как авторитарная стратегия, которая подрывает права человека и цифровые свободы, создавая и углубляя недоверие между государством и гражданами. Государству (в данном случае министерству) необходимо воздержаться от злоупотребления своими полномочиями и гарантировать, что правила кибербезопасности не нарушат гражданские свободы, поскольку чрезмерные ограничения ослабляют демократические ценности. Показывается несоблюдение государством (министерством) стандартов кибербезопасности, что привело к нарушениям прав человека и манипулированию восприятием национальной безопасности, а в конечном итоге нанесло ущерб репутации Индонезии. Подчеркивается ценность долгосрочных отношений в переходном правосудии, обосновывается необходимость подхода, ориентированного на человека, институциональной транс формации в рамках национальных инициатив по кибербезопасности, важность прозрачности, подотчетности и защиты в предотвращении будущих злоупотреблений. Авторы призывают к переоценке практик кибербезопасности для цифровых свобод, указывая на необходимость прозрачной и инклюзивной политики, отражающей демократические принципы.
Один из возможных сценариев разрешения турбулентности в современной мировой политике - создание многополярного миропорядка. Россия и КНР - крупные державы, которые в международном медийном поле неоднократно заявляли о том, что многополярный мир должен прийти на смену однополярному.
Цель статьи - исследовать концепт многополярности в политическом и научном дискурсах России и КНР, отраженный в глобальном медиапространстве. Метод сравнительного анализа эмпирических медийных источников помогает выявить, насколько стратегическое видение многополярного мира в двух странах совпадает в официальном и научном дискурсах. Новизна исследования - в теме, обнаружении совпадений и расхождений в подходе к понимаю концепта многополярности в Китае и в России, а также в составлении сравнительных таблиц. Результаты проведенного анализа демонстрируют, что официальные дискурсы двух стран отличаются на уровне риторики предыдущих поколений руководителей. Однако видится сближение подходов и совпадение стратегических инициатив в отношении многополярности при текущем руководстве. В научном дискурсе России наблюдается вариативность трактовок термина, в то время как в Китае поддерживается однозначное теоретическое осмысление многополярности, предложенное государством. В целом, сравнительный анализ концепта многополярности в официальном дискурсе и научном осмыслении России и КНР подтверждает, что понимание значения построения многополярного мира в КНР и России совпадают стратегически.
Представлены результаты исследования информационного пространства Балканских государств, проведенного во время президентских выборов в Турции в 2023 году. Авторы обратились к этому периоду как к одному из самых ярких политических событий страны за последние пять лет.
Цель работы - установить уровень интереса к внутриполитическим событиям Турции как со стороны жителей Балканского полуострова, так и со стороны национальных СМИ Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также сравнить полученные данные, выявить корреляцию между ними. Выдвигается гипотеза, что граждане балканских государств уделяют большое внимание вопросам внешней и внутренней политики Турции. Однако уровень их интереса - анализ больших данных в пространственно-временной системе координат (медиагеографический подход). Ранговый и медиаметрический анализ позволяют проследить динамику изменения количества запросов по темам «Турция» и «Реджеп Тайип Эрдоган» - основным маркерам президентской гонки. Результаты второго этапа исследования (контент-анализ публикаций национальных массмедиа Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины) позволяют сопоставить итоги двух этапов анализа. Авторы приходят к выводу, что интернет-пользователи балканских государств не проявили значительного интереса к политической жизни Турецкой Республики и рассматривали указанную страну в большей степени как место для туризма и отдыха, в то время как национальные СМИ этого региона значительно чаще обращались к политической жизни Турции, чем к другим темам.
Искусственный интеллект меняет алгоритмы развития различных сфер общества, активно внедряется в медийную отрасль, продуцируя новые возможности и социальные риски. Проблемные вопросы данного тематического поля вызывают интерес академического сообщества, что приводит к росту соответствующих научных публикаций. В июне-декабре 2024 года на основе базы данных РИНЦ, интегрированной с eLibrary, проведен количественный и качественный анализ структуры и динамики научных исследований особенностей искусственного интеллекта в контексте журналистики. Выявлены публикации по следующим параметрам: общее число по годам; тип публикации; вуз автора; наиболее активные и цитируемые авторы. Эмпирическая база - 216 статей с 2013 по 2024 год. Отбор проводился по тематике «массовая коммуникация - журналистика - средства массовой информации» и ключевым словам: искусственный интеллект, журналистика, медиа, фейки, дипфейки, новые медиа, журналистское образование, СМИ. Обнаружено, что с 2017 года постепенно увеличивается число публикаций, резкий скачок - в 2020 году. Это отражает события в мире: начало использования нейросетей в СМИ, активное развитие генеративных моделей и появление ChatGPT, пандемия Covid-19. Определены вузы с наибольшим количеством публикаций по теме, также выявлены наиболее цитируемые авторы. Отмечено, что внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс, появление факультетов и программ, связанных с ИИ, государственные меры поддержки исследований в области ИИ способствовали интенсификации публикационной активности.
Понятие «метафора» представлено и проанализировано применительно к феномену политической карикатуры. На базе концептуальной теории, разработанной Лакоффом и Джонсоном, изучено, каким образом метафоры функционируют в политических карикатурах, а также конструируются и транслируются сложные социально-политические послания. Благодаря тщательному исследованию сходства между двумя, казалось бы, непохожими объектами – восприятием одного через призму другого – показано, как карикатуристы используют визуальные метафоры, языковые символы и другие средства юмора и иронии, чтобы иллюстрировать социальные конфликты и критиковать политические реалии, передавая нюансы лаконично и эффективно. Значительным достижением исследования является разработка двух таблиц, где классифицируются преобладающие «источники и мишени» метафорической концептуализации, приводятся соответствующие примеры и объяснения контекста. Полученные результаты показывают, как критикуются социальные реалии, какие когнитивные реакции они вызывают у аудитории. Категоризация и анализ контекста не только углубляют понимание метафор, но и задают новую парадигму изучения визуальной риторики политических коммуникаций.
Поликодовые семиотически сложные мультимодальные тексты, в том числе и видео, требуют особых инструментов исследования. Ранее они изучались, опираясь преимущественно на качественную методологию и методы, которые позволяют получить описание медийных феноменов. Однако изучение закономерностей не входит в круг возможностей качественной методологии. В статье анализируются принципы, на основе которых строится новый исследовательский инструмент, характеризуется роль герменевтики в интерпретации мультимодального текста, разъясняется, как для анализа видеопостов может быть использована смешанная методология (Mixed Methods Research), которая предполагает интеграцию качественного и количественного подходов, позволяет перейти от описательного анализа к объяснительному. Авторами создан классификатор видеопостов социальных медиа на примере TikTok, с помощью которого можно провести свою систематизацию и проанализировать видео в рамках собственных исследований. Подчеркивается, что использование данного инструмента при кодировании видеоматериалов позволяет выйти в область смешанной методологии, определить закономерности в репрезентациях видеоконтента, что недоступно при ставке только на качественные методы.
В связи с концептуальными изменениями в глобализированном информационном обществе авторы осмысливают дрейф от относительно свободной медийной системы с конкуренцией постправд и бытовой экспертностью к системам, регулируемым национальными законодательствами с опорой на ценностно-цивилизационные ориентиры. Исследовательский вопрос заключается в возможности сохранения прежней архитектуры медийного пространства на общемировом и национальном уровнях. В статье отмечается, что информационное пространство находится в фазе разрушения содержательного информационно-социального мейнстрима, когда принцип управления социумом работает через каскадирование нарративов в демедиатизированном пространстве. Авторы выявляют характерные черты трансформации модели управления социоинформационными процессами на фоне постреальности, предполагая более глубокую степень вмешательства в социальную жизнь человека и на уровне вовлеченных групп, и в индивидуальном плане. Реализация механизмов постреальности невозможна в условиях деградации медиа и демедиатизированного пространства. Выдвигается и проверяется следующая гипотеза: дальнейшее информационное «разгораживание» единого информационного пространства, которое утрачивает общемировую целостность, стратегически невозможно без частичной ремедиатизации. Процессы, характерные для современного этапа развития информационного общества, потребуют возвращения к медиаплатформам, вокруг которых и будут выстраиваться страновые (региональные) информационные сегменты.
Цель – раскрыть влияние антропоцентризма на постколониальную Индонезию на материале романа Ратны Индрасвари Ибрахим «Лема Танджун». В повествовании ярко изображены последствия модернизации, результатом которой стали вырубки лесов и потери зеленых зон, что вызывает чувство утраты эмоциональной привязанности к родным местам, показана борьба за сохранение зеленых насаждений в урбанистических капиталистических условиях. Используя постколониальные экокритические подходы, подвергаются анализу западные парадигмы развития, где приоритет отводится экономическому росту, а экологическая безопасность и социальная справедливость отодвигаются на задний план.
Предмет исследования – экокритическая позиция, заявленная в романе «Лема Танджун», где поднимаются вопросы владения землей, сопротивления прогрессу и межпоколенческих противоречий, своих корней и места проживания. В заключении делается вывод, что произведение Ибрахим контекстуализирует диалектику владения землей и представляет противоположные точки зрения на идею прогресса и естественного консерватизма.
Арабский травелог - рихля - посвящен путешествиям восточного человека по миру.
Цель исследования - показать роль данного жанра в развитии арабской национальной культуры на протяжении веков, его влияние на современную арабскую прозу. Авторы выделили отличительные черты рихли на фоне подобных записей путешествий в иных культурах и в других временных периодах, обосновав таким образом правомерность введения термина «рихля», несмотря на имеющиеся уже в научном обороте «литература путешествий», «описание путешествия», «травелог». Вместе с тем найдены параллели между арабской рихлей и «Хожением за три моря» Афанасия Никитина. Глубокое укоренение этого феномена в арабской культуре, его тесная связь с религией и наукой, по мнению авторов, не дали жанру исчезнуть в Средневековье. Поэтому одной из задач стало проследить и обобщить историю рихли в Новое время и позже. В работе обоснованы условия зарождения жанра, описана его трансформация к XIX веке, объяснена роль в появлении поздней национальной беллетристки и арабском возрождении в целом, показано развитие данного стиля в новейшей литературе, сделана попытка представить различные виды авторских реализаций травелога на материале произведений современных египетских писателей (Н. Махфуза, Г. Аль-Гитани, Ю. Зейдана). Все это позволило выстроить единую нить истории жанра, показать, что на него во многом опирался зарождавшийся арабский роман, к нему предпочитали обращаться экспериментаторы арабского постмодернизма, совпавшего по времени с волной подъема национального самосознания. При этом связь современных произведений с жанром рихли устанавливается при сохранении одной из двух его важнейших характеристик - близостью к научной фактографии либо представлением физического путешествия как духовного испытания, духовного пути.
Изучаются различные способы репрезентации системы персонажей в романах «Тайная история», «Маленький друг» и «Щегол» современной американской писательницы Д. Тартт.
Цель исследования – анализ проблемы взросления в произведениях автора. Доминанта внутреннего становления влияет на центральные мотивы, тип героя (ребенок или подросток), повествовательную технику (от перво го или от третьего лица с психологическими и философскими отступлениями), что в конечном итоге дает читателю возможность увидеть внутренний мир центральных персонажей. Подчеркивается связь прозы Д. Тартт с жанром литературы для моло дого читателя, выявляются коннотации и символика, с помощью которых создают ся косвенные характеристики действующих лиц. Контекстуальный анализ трех ро манов позволяет выявить специфику внутреннего мира героев и особенности их мировоззрения. Прозаические образы Д. Тартт вписаны в мир литературы и искус ства, поэтому особенностью нарратива является интертекстуальность. Настоящая статья вносит вклад в развитие теории литературы и поэтики. Практическая значи мость результатов исследования определяется возможностью их использования в преподавании современной американской литературы и стилистики.
Сопоставление романов русского советского писателя Сергея Залыгина «Комиссия» (1976) и американского автора мексиканского происхождения (чикано) Рудольфо Анайя «Сердце Ацтлана» (1976), опубликованных в одно время на разных континентах, обусловлено стремлением известных прозаиков XX века определить возможные пути достижения общественной гармонии в меняющейся исторической реальности. В статье рассматривается полифункциональность идиллического хронотопа при использовании писателями 70-х годов XX века социально-утопических идей. Новизна исследования определена усилением акцента на безусловной роли идиллического хронотопа в раскрытии идейно-тематического содержания, оценке масштаба личности автора и важности его вклада в мировую литературу. Выделены мировоззренческая, жанро- и сюжетообразующая функции идиллического хронотопа, определена его миромоделирующая роль в художественных произведениях. Установлено, что в романе С. Залыгина идея о гармонизации общественного порядка приобретает форму «воспоминаний о будущем», поскольку образ Белого Бора, восходящий к Беловодью, символизирует «потерянный рай» патриархальной идиллии русской деревни. Р. Анайя воссоздает образ духовной прародины ацтеков - Ацтлана, который становится ориентиром в определении национальной идентичности американцев мексиканского происхождения в процессе их самоутверждения и возлагает надежду на благополучное построение светлого будущего.
Обращение русских поэтов к культуре Китая - тема, все еще недостаточно изученная, что вызвано несколькими причинами: сложностью интерпретации китайских реалий, особенностями их функционирования в русских текстах, соотнесением анализируемого текста с «восточной» внетекстовой исторической и географической реальностью. Малоизученной остается и эмигрантская поэзия.
Цель данной работы - рассмотрение китайского текста в стихотворении Б. Поплавского «Поэзия» (1925). Авторы прибегают к взаимной рецепции, исследуя видение культурных особенностей русского текста в переводе, выполненном Ваном Цзяньчжао Установлено, что китайские образы и символы в стихотворении Б. Поплавского «Поэзия» восходят к мифологии и философии Китая. В частности, образ зайца заимствован поэтом из цикла мифов о стрелке И. Мировосприятие лирического героя стихотворения Б. Поплавского близко философии Чжуан-цзы, утверждавшего, что реальность - иллюзия происходящего. Отчетливо звучащая тема китайского Ничто, непривычного покоя, символизирующего смерть, вопреки покою русскому, канонично означающему жизнь вечную, проходит через весь текст стихотворения.
Творчество Ба Цзиня (1904-2005) наиболее тесно связано с наследием И. С. Тургенева. Для всестороннего понимания русского классика в Китае необходимо провести сравнительный анализ произведений Тургенева и ранних повестей Ба Цзиня - «Гибель» (1929) и «Новая жизнь» (1936) - с точки зрения антинигилистической составляющей. Авторы рассматривают проблему нигилизма в романе «Новь» (1877) Тургенева и повестях Ба Цзиня с целью выявления сходства в судьбах нигилистов-революционеров. Только определяя специфику характера главных героев, сопоставляя их между собой, сравнивая развитие сюжета и общие темы, можно объяснить авторский замысел, проследить, как Тургенев повлиял на творческие приемы и мировоззрение Ба Цзиня.
Несмотря на то что В. Набоков уделял внимание социальным и социокультурным характеристикам пространства и персонажей, существенная часть информации о периоде их становления дается ретроспективно, выходит за границы сюжетных действий. Это свидетельствует, с одной стороны, о смещении социокультурной и политической проблематики на периферию образной и мотивно-тематической структуры романа, а с другой - что Набоков имплицитно проявляет интерес к этой области, создавая неакцентированный в повествовании, но емкий образ немецкого общества 1920-х годов. В процессе анализа раскрыты приемы описания социокультурных локаций города и эпизодических внесюжетных персонажей (обезличивание, неупоминание, противопоставление и др.); собирательный образ разных социальных слоев немецкого общества, а также взгляды В. Набокова на современные ему исторические и социокультурные процессы, протекающие в Европе. Писатель выражает негативное и ироничное отношение к пролетариату: его представители демонстрируют захватническую стратегию поведения для удовлетворения физиологических и социально-бытовых, а не духовных потребностей, характеризуются отсутствием нравственности и эрудиции. Набоков также констатирует агрессивное замещение элитарного искусства массовым, что приводит к интеллектуальной деградации общества. Заигрывание со вкусами масс и ценностный релятивизм приводят представителей бюргерской интеллигенции, воплощенной в образе Бруно Кречмара, к неспособности противостоять экспансии социальных низов как в культурной, так и в социальной сферах жизни.
Время для К. Д. Бальмонта - не только момент переживания лирической эмоции во всей совокупности неповторимых обстоятельств и приемов ее передачи, но и предмет поэтической рефлексии, принявший вид темпоральных единиц. Проведено исследование архетипичности новой литературы, ее способности воплощать мифологическое «содержание».
Главная цель - рассмотреть приемы мифологизации времени в стихотворных произведениях Бальмонта, показать, как в них отражается народное сознание, как народное творчество влияет на уникальность авторской поэтической манеры. Изучается, как у Бальмонта функционируют временные обозначения: реализация сакрального смысла событий или явлений; указание на сверхъестественную природу объекта; взаимообратимость временного и вечного; круговорот всего происходящего в мире («хороводность времен»); метафора быстротечности жизни или, наоборот, возможность «растянуть» время, чтобы в одно мгновенье вместить долгие годы. Полученные результаты показали, что Бальмонт рассматривал время, временные обозначения, темпоральные единицы как способ воспроизведения законов бытия в поэтических образах, несущих приметы народного сознания.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/