В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Одной из характерных тенденций европейского оперного искусства XIX столетия стало обращение к религиозной тематике. Вечные сюжеты и нетленные истины, запечатленные на страницах Священного Писания, предстали в новаторском прочтении на сцене романтического музыкального театра. Особое место в претворении библейской истории в опере принадлежит Франции. Именно в этой стране в XIX веке религиозная музыкальная драма прошла сложный путь развития: от «tragédie lyrique religieuse»2, написанной в традициях XVIII столетия, до ведущих музыкально-сценических жанров романтической эпохи – грандиозной «большой» и «лирической» опер
Список литературы
1. Жесткова О.В. Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820-1830-е годы): дис. … д-ра искусствоведения. Казань, 2017. 700 с. EDN: ZXUDAX
2. Жесткова О.В. Творчество Дж. Мейербера и развитие французской “большой” оперы: дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2004. 258 с. EDN: NOETYZ
3. Калошина Г.Е. Христианская тематика и проблемы жанровой эволюции французской оперы и оратории: от истоков к XX веку // Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 17-21 апреля 2000 года. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2001. С. 297-316. EDN: VYVXTV
4. Азарова В.В. Античность во французской опере 1890-1900-х годов. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 472 с. EDN: SBBKXL
5. Азарова В.В. Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX-XX веков. “Французская музыкальная драма” В. д’Энди // Philharmonica.International Music Journal. 2014. № 1. С. 80-97. EDN: SMEHDF
6. Mosse G.L. The culture of Western Europe: the nineteenth and twentieth centuries. Boulder: Westview Press, 1988. 430 p.
7. Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004. 400 с. EDN: QWHCYD
8. Метель О.В. Проблема происхождения христианства во французской историографии: формирование научного подхода: автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2013. 22 с. EDN: ZOVQQH
9. Price R. The Church and the State in France, 1789-1870. “Fear of God is the basis of social order”. London; New York: Palgrave Macmillan, 2017. 341 p.
10. James B. The musical world of Marie-Antoinette: opera and ballet in 18th century Paris and Versailles. Jefferson: McFarland & Company, 2021. 266 p.
11. Josephs H. Opera during the Revolution: Lyric Drama in a Political Theater // The French Review. 1989. Vol. 62, №6. P. 975-984.
12. Darlow M. Staging the French Revolution: cultural politics and the Paris Opera, 1789-1794. Oxford: Oxford University Press, 2012. 421 p.
13. Thompson J.M. The French revolution. New York: Oxford university press, 1945. 591 p.
14. Bloechl O.A. Opera and the political imaginary in old regime France. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2017. 286 p.
15. Hunt L. A. Politics, culture, and class in the French Revolution. Berkeley; Los Angeles: University of California Press. 2004. 251 p.
16. Pranchиre J.-Y. L’autorité contre les lumières: la philosophie de Joseph de Maistre. Genève: Librairie Droz, 2004. 472 p.
17. Chaillou D. Le fantastique а l’Opéra de Paris sous Napoléon Ier // reutzer R. La mort d’Abel. San Lorenzo de el Escorial; Venezia: Ediciones Singulares; Palazzetto Bru Zane, 2012. Р. 44-52.
18. Кротов А.А. Наполеон Бонапарт и религия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 92. С. 59-75. EDN: SLTLOZ
19. Letellier R.I. The Bible in Music. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2017. 579 p.
20. Meyer S.C. Carl Maria von Weber and the Search for a German Opera. Bloomington: Indiana University Press, 2003. 253 p.
21. Champonnois C. Le Mйlange Du Sacrй Et Du Profane Dans Les Livrets De Tragйdies Lyriques Du Librettiste Nicolas-Franзois Guillard (1752-1814) // Quкtes Littйraires. 2013. № 3. P. 48-57. DOI: 10.31743/QL.4604
22. Lamy F. Jean-François Le Sueur, 1760-1837: Essai de contribution l’histoire de la musique française. Paris: Fischbacher, 1912. 152 p.
23. Chaillou D. Napoléon et l’opéra, la politique sur la scène (1810-1815). Paris: Fayard, 2004. 543 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/