Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Современные креативные индустрии являются естественным продолжением развития массовой культуры индустриального общества, которая способствовала «внедрению в культурное производство новых технологий», что «привело к усилению коммодификации, а также создало новые возможности и направления» их использования, в том числе и в области управления массовым сознанием [1. С. 34]. Важнейшим фактором современного управления обществом в образующих его сферах жизнедеятельности – социально-экономической, социально-политической и социокультурной, – является использование информации, которая «совершенно необходима для того, чтобы обеспечить согласованную работу современного правительства». Использование информации в современных социально-коммуникативных технологиях различных форм и методов управления общественным мнением, мотивацией и социальным паттернами поведения людей позволяет осуществлять оперативный и стратегический контроль за массовым общественным сознанием, возбуждая энергию масс и направляя ее в нужное идеологическое русло
Список литературы
1. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Высшая школа экономики, 2018. 453 с. EDN: YTVBRX
2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 398 с. EDN: OXCQVG
3. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 “О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 06.11.2023).
4. Nye J.S.Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 p.
5. Леонова О.Г. Джозеф Най и “мягкая сила”: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания. 2018. №1. С. 101-114. EDN: YPLPTX
6. Павлова О.А. “Мягкая сила” культуры как манипулятивная коммуникация: опыт интерпретации концепции Д. Ная. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-kultury-kak-manipulyativnaya-kommunikatsiya-opyt-interpretatsii-kontseptsii-d-naya/viewer (дата обращения: 06.11.2023).
7. Маланко А.Е. Особенности и тренды массовой культуры в российских условиях. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04KLSK118.pdf (дата обращения: 06.11.2023).
8. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: URSS, 2020. 352 с.
9. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики” (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70828330/(дата обращения: 07.11.2023).
10. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 07.11.2023).
11. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. URL:http://government.ru/ (дата обращения: 07.11.2023).
12. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации“ Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://manovich.net/index.php/projects/instagram-and-contemporary-image023).
13. Васнецкий А.А., Зуев С.Э. Культурные индустрии как значимый фактор политики // Власть. 2010. № 4. С. 65-69. EDN: LMDCBZ
14. Грамши А. Искусство и политика: в 2-х т. / пер. Р.И. Холодовского. М.: Искусство, 1991. Т. 1. 432 с. Т. 2. 335 с.
15. Бжезинский З. Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Международные отношения, 1998. 112 с.
16. Hartley J. Creative Industries. Malden; Oxford: Blackwell Publishing ltd, 2005. 414 p.
17. Manovich L. Instagram and Contemporary Image. URL: http://manovich.net/index.php/projects/instagram-and-contemporary-image (дата обращения: 07.11.2023).
18. Яковлев В.Ю. Основания культурных и креативных индустрий как явления современного общества// Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1(26). URL: https://eposlink.com/ru/catalog/library/elibrary/book/mezhdunarodnyy_zhurnal_issledo-vaniy_kultury-2216/publication/108184/(дата обращения: 09.11.2023). EDN: YPEAHJ
19. Творческие (креативные) индустрии: справочник / сост. Е.В. Зеленцова. URL: https://ngo27.ru/ru/library/izba-chitalnya/tvorcheskie-kreativnye-industrii-spravochnik/(дата обращения: 12.11.2023).
20. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или Как делать музей? М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. 454 с. EDN: QTBUAN
21. Казакова М.В. Креативные индустрии как новый фактор роста российской экономики. URL: https://www.iep.ru/files/text/other/REK2020_Kazakova.pdf (дата обращения: 12.11.2023).
22. Rehberger G. 2021 - UN International Year of Creative Economy. URL: https/www.timeanddate.com/year/2021/creative-economy.html (дата обращения: 12.11.2023).
23. Miller T., Yudice G. Cultural Policy. London: SAGE, 2002. 256 р.
24. Павлова О.А. Массовая культура как основа американской индустрии досуга // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2021. С. 122-128. EDN: WGFABY
25. Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173-196. EDN: MGTPTN
26. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Этапы становления информационной картины мира. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-informatsionnoy-kartiny-mira (дата обращения: 13.11.2023). EDN: LALAFH
27. Павлова О.А. Организация социально-культурной деятельности в Китае как реализация модели устойчивого развития и внешнеполитических стратегий страны // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Ч. 1. С. 284-297. EDN: DHLCCP
28. Морозов С.А., Кудинова А.В. Воспроизводство и развитие культуры в культурных индустриях: к постановке проблемы // Культура и цивилизация. 2022. № 6. С. 139-146.
29. Распоряжение Правительства РФ № 2290-p от 17.08.2022 г. URL: http://government.ru/docs/46294/ (дата обращения: 13.11.2023).
30. Морозов С.А. Креативные индустрии как ресурс развития российского общества // Креативные индустрии в культуре: содержание, управление, проекты: коллективная монография. Краснодар: Новация, 2023. С. 90-106.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/