В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия проведено немало исследований детских рисунков Великой Отечественной войны. Такой широкий интерес к теме детских рисунков обусловлен двумя факторами. Первый из них – это развитие цифровых технологий и возможность создавать цифровые копии, выявлять новые образцы детских рисунков войны, которые служат источником для изучения детского художественного наследия. Вторым фактором можно отметить то, что, как правило, большинство научных исследований детских рисунков обозначенного периода приурочено к памятным датам Великой Отечественной войны и посвящено теме сохранения исторической памяти, что, безусловно, влияет на выбор научного инструментария и ракурс самих исследований: педагогический, социологический, исторический
Список литературы
1. Некрасова-Каратеева О.Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование: дис. … д-ра искусствоведения. СПб., 2006. 429 с. EDN: PNSWAJ
2. Колесникова И.А., Груздева Н.В., Дербилова Л.В. Блокадная педагогика / под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: Росток, 2022. 552 с.
3. Горячева Е.С. Образ войны в рисунках в детских блокадных дневниках // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. №3 (29). С. 224-232. EDN: YNMJRR
4. Муртузова К.Ч. Рисунки детей блокадного Ленинграда // Молодежный вестник СПбГИК. 2020. № 1(13). С. 5-10. EDN: AEEQRR
5. Фомина Н.Н. К проблеме анализа детского рисунка // Педагогика искусства. 2007. №1. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/k-probleme-analiza-detskogo-risunka (дата обращения: 31.08.2021). EDN: JUALVN
6. Прутт О.Г. Буковки и буквицы Бориса Калаушина // Библиофилы России: альманах / под ред. А. П. Толстякова. М.: Любимая Россия, 2013. Т. 10. С. 499-524.
7. Дербилова Л.В. Из блокадной коллекции Педагогического музея Санкт-Петербургской академии постдипломного образования // Народное образование. 2020. №4. С. 163-168. EDN: QLNOHC
8. Рюмина Т.В., Созонов В.С. Описание и анализ рисунков, отражающих восприятие ребенком военных действий // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 90-97. DOI: 10.24158/spp.2023.2.11 EDN: AEDFNR
9. Пионерский танк, “Щука” и “Юпитер”. Изучаем детские рисунки 1941-1945 годов. URL: https://www.mos.ru/news/item/92391073/(дата обращения: 18.10.2023).
10. Глезеров С. Блокадные рисунки. Как школьник Коля Кудлинг изобразил войну на бумаге. URL: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/blokadnye_risunki_kak_shkolnik_kolya_kudling_izobrazil_voynu_na_bumage/?ysclid=lnvk48w3gu892375144 (дата обращения: 30.05.2022).
11. Волхонская Н. “Прошу Вас поскорей разгромить врага.”.. URL: https://rg.ru/2017/08/14/roina-detskie risunki.html?ysclid=lnvish8jls744651052 (дата обращения: 18.10.2023).
12. Литвинова М. Чудище “Блокада”. URL: https://leningradpobeda.ru/blog/chudische-blokada?ysclid=lnvj7hgdvd527809689 (дата обращения: 18.10.2023).
13. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество / под ред. Н.А. Яковлевой. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. 720 с. EDN: ZTGDOR
14. Микитинец О.И., Элькан О.Б., Дуванова Н.В. Механизмы трансляции культурных смыслов в искусстве // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 3. С. 567-571. 10.30853/ mns210086. DOI: 10.30853/mns210086 EDN: VGIMLY
15. Голубева Э.И., Крестинский А.А. Рисуют дети блокады. СПб.: Аврора, 1994. 79 с.
16. Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: альбом-каталог / авт.-сост. В.Е. Ловягина. СПб.: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2016. 320 с.
17. Каталог выставки “Во имя жизни” / авт.-сост. А.Ю. Алексеев, А.О. Кожемякин, Ю.Л. Минутина-Лобанова. СПб.: Реконструкция; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. 218 с.
18. Мы живем вдали от Ленинграда дружною, веселою семьей… / авт.-сост. Н.Ю. Зенич, И.Г. Васильева, А.Е. Ладыжникова, Е.П. Стальмак; под ред. П.В. Микова. Пермь, 2020. 72 с.
19. Спасенное детство: мемориальная книга - альбом памяти воспитанников Легаевского интерната Чернушинского района Молотовской области (1941-1945 годы) / сост. Е.С. Истомина; под ред. П.В. Микова. Пермь, 2019. 220 с.
20. Уваров А.С. Христианская символика / [Соч.] Графа А.С. Уварова. Посмерт. издание. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1908. Ч. 1: Символика древнехристианского периода. [Предисл.: гр. Уварова]; [Ред.: В. Айналов, Е. Редин]. 212 с.
21. Каталог выставки “Зеркало памяти” / авт. коллектив Д.В. Биткова, И.Г. Васильева, Н.А. Ефимова и др. СПб.: СПбГБУК “Музейно-выставочный центр”, 2021. 108 с.
22. Бутыльская Л.В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Филология, история, востоковедение. 2014. № 2(55). С. 12-15. EDN: SCRYVR
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/