Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности педагога, работающего в условиях инклюзивного образования. Авторами проанализированы современные научные положения по вопросам инклюзивной компетентности педагога, работающего в условиях инклюзивного образования. Для обозначения данной профессиональной компетентности авторами используется термин, набирающий популярность в научной среде - «инклюзивная компетентность», изучена ее структура. В особенности подробно рассмотрено видение различных исследователей одного из структурных компонентов инклюзивной компетентности - эмоционально-ценностного компонента, т. е. компонента определяющего отношения и ценности педагога. Авторами статьи изучено текущее положение термина эмоционально-ценностного компонента инклюзивной компетентности, актуализировано и уточнено его определение, а также описан комплекс приемов для его развития в условиях программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В статье рассмотрена процедура применения комплекса приемов, обозначены методы исследования эффективности комплекса приемов, такие как, структурированное наблюдение и беседа. Результаты исследования позволяют сделать выводы о возможностях представленного комплекса приемов. В заключении же обозначены преимущества и практическая ценность разработанного комплекса приемов для развития эмоционально-ценностного компонента инклюзивной компетентности у различных участников образовательных отношений (педагогов, специалистов, родителей), а также студентов педагогических профессиональных образовательных организаций.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Об актуальности и значимости исследовательской деятельности по повышению мотивации и ценностного отношения к инклюзивному образованию у педагогов можно судить, во-первых, по увеличению числа публикаций, посвященных данному вопросу (Н. С. Кожанова, М. А. Болгарова [3], Б. Луси, Е. В. Донгаузер [4], Г. Н. Скударева, О. Г. Павлова [9; 10]), во-вторых, по росту числа издаваемых за последнее десятилетие нормативно-правовых актов, касающихся инклюзивного образования, в-третьих, по увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Список литературы
1. Дети с особыми образовательными потребностями / Еdu.gov.ru. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/(датаобращения:16.04.2025).
2. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С.100-106. EDN: SJGWQX
3. Кожанова Н.С., Болгарова М.А. Аксиологический компонент профессиональной компетентности педагога как фактор формирования инклюзивной культуры // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 95-99. EDN: IALQZQ
4. Луси Б., Донгаузер Е.В. Особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей России и Китая // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 8-15. EDN: QBMBXD
5. Москвина А.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования // KANT. 2017. № 1 (22). С. 29-33. EDN: YHGXXL
6. Положение инвалидов / Rosstat.gov.ru. Федеральная служба государственной статистики. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964(датаобращения:16.04.2025).
7. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие. Челябинск. 2016. 149 с. EDN: XDOJLJ
8. Сидоренко О.А., Хабарова И.В., Алибекова С.В. Диагностика и анализ профессиональных дефицитов учителей как субъектов психологической службы образования // Красноярское образование: вестник развития. 2023. № 1 (6). С. 77-82.
9. Скударева Г.Н. Проблемы теории и практики инклюзивного образования: социально-педагогические аспекты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 8-15. EDN: QBMBXD
10. Скударева Г.Н., Павлова О.Г. Формирование инклюзивных компетенций у будущих педагогов: теория и успешные практики // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 4. С. 98-105. EDN: JAUJQB
11. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 213 с. EDN: NQFJFB
12. Хитрюк В.В., Симаева И.Н. Методика диагностики и мониторинга инклюзивной готовности педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 104-108. EDN: RWQIZV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья акцентирует внимание на трансформации требований к компетенциям в современных реалиях, обусловленных изменениями в цифровой экономике и соответственно вызовами, разворачивающимися на рынке труда, которые доказывают, что высокий уровень технических знаний (жесткие навыки) не является достаточным условием для профессиональной эффективности. Анализ современных исследований и трендов рынка труда обосновывает силовой императив - острую необходимость целенаправленного развития «сильных» навыков у специалистов всех направлений, включая технические и социальные профессии. Положительная синергия жестких и гибких навыков формирует ключевое конкурентное преимущество как отдельного специалиста, так и национальной экономики в целом. Авторы подчеркивают необходимость формирования «сильных» навыков на этапе ранней профилизации через модель профильных классов в школе. В статье представлена характеристика основных типов профильных классов и отмечено, что ключевые навыки всех профилей содержат элементы «сильных» навыков. Подробно рассмотрено описание элементов системы «сильных» навыков, в том числе показан получаемый с помощью навыка результат. В методической части статьи презентована программа повышения квалификации «Проектное управление образовательной деятельностью профильных классов» для педагогов и кураторов профильных классов, главный вектор которой ориентирован на формирование «сильных» навыков.
В статье приведены результаты теоретического и прикладного исследования, проведенного кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ в 2024-2025 году в образовательных организациях Московской области.
Целью является рассмотрение эффективности использования конструктора LEGO в развитии связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет).
В ходе работы будут решены следующие задачи по изучению теоретических основ и современной литературы по теме; выявлению современных направлений развития связной речи в дошкольном и младшем школьном возрасте с обоснованием их целесообразности; описании преимуществ использования конструкторов в развитии связной речи (занятие в детском саду или урок и перемену в школе можно сделать более интересными и увлекательными; возможность решить сразу множество задач; закрепление в практическом плане теоретические знания; дополнительная поддержка педагога и сверстников; индивидуализация образовательного процесса; развитие творческих способностей и фантазии); выявление наиболее эффективного алгоритма работы с конструкторами LEGO для развитии связной речи детей 5-9 лет (стимулирование и мотивация, анализ деталей конструктора LEGO, преобразование постройки в знаково-символический язык, описание будущей постройки и нюансов работы с использованием связной речи, распределение строительства по сегментам, анализ постройки и формулировка выводов).
Подтверждена эффективность использования конструктора LEGO как средства развития связной речи у дошкольников и младших школьников.
В статье рассмотрена актуальная проблема формирования поликультурной компетенции будущих педагогов начального и дошкольного образования в условиях возрастающего культурного разнообразия и использования образовательной технологии «комикс» в обучении.
В исследовании обосновывается идея об использовании комиксов как эффективной технологии, способствующей более глубокому пониманию вопросов поликультурного воспитания.
Приведён анализ литературы по использованию комиксов в образовательном процессе, подчеркивается потенциал образовательной технологии для развития различных компетенций, включая критическое мышление, визуальную грамотность и навыки коммуникации.
Обоснованы критерии отбора комиксов для изучения курса «Поликультурное воспитание дошкольников и младших школьников», включая соответствие тем, достоверность информации, педагогическая ценность, соответствие возрастным особенностям и художественное качество.
Предложена методика использования образовательной технологии «комикс» при работе со студентами, включающая четыре этапа: подготовительный; анализ и обсуждение; практическая работа; рефлексия и оценка.
В заключении делается вывод о перспективности использования образовательной технологии «комикс» в обучение будущих педагогов дошкольного и начального образования при изучении курса «Поликультурное воспитание дошкольников и младших школьников». Статья представляет интерес для преподавателей вузов, методистов и студентов, интересующихся вопросами поликультурного воспитания и использования инновационных образовательных технологий в обучении.
В работе представлено теоретическое обоснование и практические характеристики, полученные в результате изучения различных аспектов патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в современном контексте. О необходимости развития патриотического воспитания, его возрождения в лучших традициях России не единожды упоминалось на самом высоком уровне. В статье представлены выявленные этапы восприятия младшими школьниками музыки патриотического содержания: краткое представление педагога, первоначальное прослушивание, беседа, повторное слушание, отложенное слушание со сравнением музыкальных образов. Определены эффективные средства патриотического воспитания младших школьников: постижение разнообразных видов и форм мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков, знакомство с миром музыки патриотического содержания посредством интонационной выразительности, обсуждение патриотической музыки в контексте исторических событий, изучение основных жанров патриотических произведений. Приведены конкретные музыкальные произведения, наиболее эффективные в формировании и развитии патриотических чувств: хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, ария Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и пр. В контексте изученной темы можно говорить о перспективах в развитии патриотического воспитания на различных ступенях образования, в направлении развития современных образовательных технологий.
В статье рассмотрена актуальная проблема использования выездных стажировок в непрерывном педагогическом образовании как одного из ключевых механизмов повышения квалификации и развития профессионального мастерства педагогов. Выездная стажировка - достаточно комфортная форма обучения, предполагающая практическое освоение новых методик, технологий и подходов в реальной образовательной среде. Стажировки выступают важным инструментом не только для обновления знаний, но и для формирования устойчивой профессиональной идентичности, адаптации к новым вызовам и инновациям в сфере образования. Авторами рассмотрено понятие и значение профессиональных стажировок в системе непрерывного педагогического образования; дана характеристика этапов непрерывного педагогического образования (первоначальная подготовка, адаптация молодого специалиста, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, самообразование и саморазвитие) и роли выездных стажировок в них; определена и охарактеризована роль выездных профессиональных стажировок в развитии современных педагогических кадров; выявлены основы и особенности реализации профессиональных стажировок как формы повышения квалификации в России; представлен некоторый опыт организации выездных стажировок в Российской Федерации. Основными характеристиками выездных стажировок являются: практико-ориентированность, индивидуализация, наставничество, рефлексия, длительность. Сделан вывод о необходимости использования выездных стажировок в условиях стремительно меняющегося образовательного пространства как эффективного механизма модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Важность выбранной темы исследования определяется необходимостью раскрытия потенциала социально-коммуникативного развития в формировании предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. На протяжении многих веков задача образования традиционно состояла в подготовке следующего поколения к жизни в тех же условиях, в которых жили родители и педагоги. Текущие задачи современного образования требуют формирования новых ценностных установок и личностных качеств подрастающего поколения, позволяющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. К числу таких качеств следует отнести желание и умение учиться, которое формируется постепенно. В дошкольном возрасте появляются первые предпосылки учебной деятельности, которые лягут в основу нового ведущего вида деятельности младшего школьника, которой станет учебная. Современное образование становится непрерывным, предполагающим обучение на протяжении всей жизни, а не только в рамках формального образования. Социально-коммуникативное развитие обладает большим потенциалом в формировании предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании автором были использованы теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анализ собственного педагогического опыта, прогнозирование. Представляется, что идея, связанная с изучением потенциала социально-коммуникативного развития в формировании предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, является источником повышения качества дошкольного образования.
Данная статья посвящена одной из тем курса математического анализа: «Неопределённый и определённый интегралы». В ней рассматривается вопрос выводимости табличных интегралов. Этот вопрос обычно не обсуждается при знакомстве обучающихся с табличными интегралами. Однако он важен не только для понимания студентами основ интегрирования, но и с методической точки зрения, так как может быть применен для отработки студентами навыка применения методов интегрирования, среди которых метод подведения под знак дифференциала, метод подстановки (замены переменной) и метод интегрирования по частям. При проведении практических занятий приходится решать и такие неопределённые интегралы, которые по форме существенно могут отличаться от табличных интегралов, но по структуре являются табличными интегралами. Эти интегралы можно назвать обобщенными табличными интегралами. Важность обобщённых табличных интегралов в том, что из каждого такого интеграла можно вывести бесчисленное множество готовых решений. Исходя из этих соображений, в статье приведены обобщённые табличные интегралы. Кроме того, в конце данной работы рассмотрена обобщенная формула интегрирования по частям и ее применения на практических занятиях. При написании данной статьи использован опыт чтения лекций на физико-математическом факультете ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» по дисциплине «Математический анализ» для студентов, обучающихся по профилям «Математика», «Математика. Физика», «Математика. Информатика».
В статье представлено теоретическое обоснование и прокомментированы возможности эффективного использования медиаобразовательной среды в развитии речи дошкольников. Проведенное теоретическое исследование показало позитивное влияние медиаобразовательной среды на развитие речи детей дошкольного возраста. Условиями создания медиаобразовательной среды для дошкольников являются материально-технические ресурсы, профессиональная подготовка педагогов, безопасность и этичность, правильная организация пространства. Среда дошкольной образовательной организации включает содержательный (знакомство с видами медиа, развитие критического мышления, безопасность в цифровом пространстве, создание медиаконтента, эмоционально-личностный компонент) и методический (интеграцию в образовательные области: речевое развитие - аудиозаписи сказок, создание подкастов, озвучивание персонажей; художественно-эстетическое развитие - рисование на планшетах или компьютерах, анимация персонажей; познавательное развитие - виртуальные экскурсии, обучающие видеоролики; социально-коммуникативное развитие - создание групповых проектов; физическое развитие - видеоролики с зарядками и спортивными играми) аспекты. Значимость медиаобразования как средства для речевого развития детей обусловлена невозможностью изолировать ребенка от цифрового пространства в нашем современном обществе, так как медиапространство может предоставить ребенку доступ к множеству полезной информации. В методах и способах применения медиаобразования в работе с дошкольниками особо выделены игровые как ведущие в деятельности детей дошкольного возраста.
В статье рассматриваются особенности создания педагогических условий для формирования экологической безопасности в университете. Акцентируется необходимость усиленного включения экологической компоненты в образовательные и воспитательные программы для школьников и студентов образовательных организаций России. Приводятся данные экспериментальной работы в области создания педагогических условий формирования экологической безопасности. Такие условия являются базой создания педагогических условий формирования культуры экологической безопасности на примере Государственного гуманитарно-технологического университета. Приводятся авторские разработанные задачи по темам «Социальные чрезвычайные ситуации», «Техногенные чрезвычайные ситуации», «Природные чрезвычайные ситуации», «Экологические основы природопользования». По результатам исследования установлено, что включение экологических заданий в процессе преподавания «БЖ» как на педагогических направлениях, так и на технических специальностях способствует формированию у обучающихся умения работать с данными, в том числе извлекать дополнительную информацию и определять взаимосвязь между явлениями; умения просчитывать возможные варианты и выбирать наилучший; умения проводить исследование и оценивать полученные результаты; позволяет им овладевать новыми, более сложными, формами рассуждений. Такая продуктивная деятельность способствует приобретению учащимися исследовательского и творческого опыта, так необходимое им в будущем, в том числе в профессиональной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования к работе в условиях культурного разнообразия.
Обоснована актуальность и новизна поликультурного воспитания в современном обществе, где межкультурные контакты становятся все более интенсивными, а образование и воспитание - полиэтничным.
Подчеркивается необходимость формирования у студентов - будущих педагогов дошкольного и начального образования не только профессиональных знаний и умений, но и высокой культуры поликультурного общения, толерантности, эмпатии и навыков работы в полиэтничной среде.
В представленном обзоре концептуальных основ поликультурного воспитания, работы отечественных и зарубежных ученых посвящены вопросам становления личности в условиях множества культур, проблемам поликультурного воспитания, анализа современных образовательных практик. Особое внимание уделяется изучению Московского региона, анализу его этнокультурной ситуации, проблем миграции, гармонизации межэтнических отношений.
В основной части статьи описаны этапы поликультурного воспитания студентов на основе изучения культуры Подмосковья, включающие изучение этнокультурной ситуации, концептуальные знания, развитие практических навыков поликультурного взаимодействия, организацию внеучебной деятельности и использование информационно-коммуникационных технологий. Описана модель организации поликультурного воспитания студентов, представляющая собой систему дополнительных компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
В заключении статьи сделан вывод о поликультурном воспитании студентов - будущих педагогов дошкольного и начального образования как инвестиции в будущее российского общества, способного к конструктивному взаимодействию с представителями различных культур.
В статье представлены фактологические материалы, характеризующие исторический путь создания, становления и развития университета. Поименованы руководители, внесшие свой личностный и профессиональный вклад в историю вуза с кратким обзором их деятельности. Отражены факты, подтверждающие позиционирование вуза как крупного научно-образовательного кластера восточного Подмосковья и центра непрерывного педагогического образования. Уделено внимание успешной подготовке кадров в системе среднего профессионального образования, органично интегрированной в образовательное пространство ГГТУ. Описана инновационная образовательная инфраструктура университета. Названы студенты и выпускники, являющиеся гордостью вуза и достигшие высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Актуализировано стратегическое партнерство университета, как эффективное взаимодействие в решении совместных задач. Доказано, что ГГТУ - лидер в развитии высшего профессионального образования не только Московской области, но и России в целом.
Издательство
- Издательство
- ГГТУ
- Регион
- Россия, Орехово-Зуево
- Почтовый адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- Юр. адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- ФИО
- Скударева Галина Николаевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_ggtu@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ggtu.ru/