Статья посвящена возможностям использования в методике преподавания истории России научно-практических материалов такой вспомогательной исторической дисциплины как нумизматика.
По мнению авторов, применение нумизматических знаний на уроках истории является эффективным средством формирования интереса к учебному предмету, повышения познавательной активности школьников и популяризации истории как науки и учебной дисциплины. На основе анализа существующей методической литературы делается вывод о недостаточной разработанности данной темы в современной педагогической науке.
Исходя из содержания Федеральной рабочей программы основного образования по учебному предмету «История», в статье выделяются основные разделы и темы школьного курса истории России, где уместно привлекать в качестве наглядного пособия материалы нумизматики, даются методические рекомендации по их использованию на уроке. Авторы приходят к заключению, что применение возможностей нумизматики в школьном образовании имеет метапредметный характер, оно может быть востребовано также в преподавании других учебных дисциплин, например, обществознания, географии, литературы.
По мнению исследователей, высокий образовательный потенциал нумизматического знания свидетельствует о необходимости его целенаправленного применения в современной школе в качестве действенного способа активации интереса учащихся к изучаемому предмету.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В цикле гуманитарных дисциплин системы отечественного образования история, без преувеличения, занимает особое место. В утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации Концепции преподавания учебного предмета «История России» в общеобразовательных организациях, ставшей ядром современного исторического образования, отражена ведущая роль истории среди прочих гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности, национального самосознания, а также «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национальнокультурных традиций народов Российской Федерации» [5, с. 5].
Список литературы
1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. 434 с.
2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
3. Гусев С.О. Каталог монет России 1682-1917. Стоимость. Разновидности. Тиражи. Выпуск 5. М.: CoinsMoscow, 2021. 288 с.
4. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1955. 184 с.
5. Концепция преподавания учебного курса “История России” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённая Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённая Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г. №ПК-1вн. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/(датаобращения21.02.2025).
6. Короткова М.В. Вспомогательные исторические дисциплины как основа для реализации образовательных программ для школьников // Наука и школа. 2015. №2. С. 169-176. EDN: UXWDGP
7. Кучеренко Э.И., Мошнягин Д.И. Нумизматика в школе. М.: Просвещение, 1968. 347 с.
8. Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. История русской денежной системы с 1533 по 1682 год. М.: Финансы и статистика, 1989. 341 с.
9. Мец Н.Д. Наш рубль: Исторический очерк. М.: Соцэкгиз, 1960. 99 с.
10. Первушкин Т.В. Методика применения нумизматических источников на уроках истории // Лебедевские чтения. Сборник статей по материалам XXII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения В.О. Ключевского / под ред. О.А. Суховой. Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. С. 448-452. EDN: QJPEMI
11. Первушкин Т.В. Нумизматические источники на уроках истории как средство создания учебной ситуации // Педагогический институт имени В.Г. Белинского: традиции и инновации. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 83-летию Педагогического института имени В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. С. 224-227. EDN: QRSEZA
12. Покровский Г.А., Белякова А.П., Бережной К.А. Применение нумизматического материала на уроках истории / Наука в мегаполисе Science in a megapolis. 2024. № 7(63). [Электронный ресурс]. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-63/innovatsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii/primenenie-numizmaticheskogo-materiala-na-urokakh-istorii.html(датаобращения21.02.2025). EDN: FTDZGG
13. Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики. СПб.: Искусство-СПБ, 1992. 303 с.
14. Семар Г.М. Среди монет: книга для учащихся средних и старших классов. М.: Просвещение, 1990. 110 с.
15. Спасский И.Г. Русская монетная система, М.: Учпедгиз, 1957. 122 с.
16. Федеральная рабочая программа основного общего образования “История” для 5-9 классов образовательных учреждений. М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования, 2022. 224 с.
17. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: Педагогика, 1981. 112 с.
18. Чекинёв Э.С. Применение нумизматики как способ формирования аналитического мышления на уроках истории в общеобразовательных учреждениях (дата размещения: 21.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/01183048_0.html(датаобращения21.02.2025).
19. Чореф М.М. Использование нумизматики и бонистики на уроках истории в школах Урала и Сибири // Нижегородское образование. 2015. № 2. С. 62-66. EDN: UQDYCT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приведены результаты исследования влияния на речевое развитие детей подготовительной группы технологии «Клубный час», достаточно эффективно использующейся в современном образовательном процессе.
Суть технологии состоит в повышении познавательной активности старших дошкольников, предоставляя им возможность свободной творческой деятельности. Дошкольникам предоставляется задание, для выполнения которого они могут в течение условного промежутка времени перемещаться по зданию детского сада (другим группам, музыкальному и физкультурному залам, кухне, прачечной и др.), соблюдая определённые, ранее оговоренные правила.
Основной целью внедрения данной технологии является не только речевое развитие и подготовка к школьному обучению, но и поддержка творческого подхода, детской инициативы, развитие самостоятельности и ответственности у каждого ребенка. Наряду с теоретическими, в статье присутствуют практические наработки по использованию технологии «Клубный час» в образовательном процессе подготовительной группы. В форме таблиц представлено тематическое планирование в рамках технологии с ситуациями месяца «Мой дом - детский сад», «День самоуправления», «Поздравляем с Днем дошкольного работника», «Путешествие по дорожным знакам» и др.
Сделан вывод об эффективности использования данной технологии, позволяющей развить в детях навыки и умения через игру и взаимодействие с другими дошкольниками в детском саду более результативно сконструировать образовательный процесс в целом.
В статье представлено теоретическое обоснование и возможности эффективного использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
На основе изученных фундаментальных и современных научных работ рассмотрены творческие способности рассматриваются как один из четырех типов интеллектуальных способностей (конвергентные способности, креативность, и познавательные стили). Музыкально-творческие способности исследованы с позиции природно обусловленных и деятельностно подкрепленных свойств личности, сущность которых заключается в полном совокупном сочетании стартовых творческих предложений и возможностей создания нового музыкального продукта.
Обозначено значение развития музыкальных способностей в рамках процесса воспитания и развития способностей, что может быть основой в решении важных воспитательных задач. Как главная функция музыкальной дидактической игры обозначена как специально организованная педагогом отработка воображаемых отношений и переживаний, которые по определенным причинам детям недоступны.
Приведены некоторые результаты обследования 14 дошкольных организаций в составе образовательных комплексов г. о. Орехово-Зуево, Одинцово Московской области, в ходе которых удалось выявить наиболее эффективный алгоритм использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у дошкольников в детском саду.
Сделан вывод о значимости музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Одной из актуальных проблем педагогической практики в вузе является эффективная организация практических или лабораторных занятий. Возможным решением упомянутой проблемы является эффективная организация самостоятельной работы учащихся во время таких занятий. Модульная технология является одним из инструментов, позволяющих развивать и активно использовать в образовательном процессе навыки самостоятельной работы учащихся. Данная технология используется как на уровне общего образования, так и в профессиональном образовании. Анализ источников по теме применения модульной технологии в образовании свидетельствует о том, что вопросы, связанные с применением указанной технологии для организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении, слабо изучены. Как правило, исследования, затрагивающие проблемы применения модульной технологии в вузе, посвящены различным аспектам разработки модульных программ. В предлагаемой статье описан опыт практического применения модульной технологии на ступени высшего образования для решения проблемы эффективной организации самостоятельной работы учащихся. На примере практического занятия, проведенного со студентами физико-математического факультета, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», показан один из возможных вариантов применения модульной технологии при изучении дисциплины «Технологии цифрового образования». Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что применение модульной технологии обеспечивает рациональную организацию аудиторной самостоятельной работы учащихся в вузе, позволяет индивидуализировать обучение.
Для получения качественного инженерного образования необходимы фундаментальная подготовка по ряду ключевых дисциплин, таких как математика, физика, химия, и умение решать проблемные профессионально-ориентированные задачи. Вопросам создания базового компонента как основы будущей профессиональной подготовки должно уделяться особое внимание не только в системе политехнического образования. Такая задача ставится сегодня перед системой общего среднего, среднего специального, дополнительного образования, прежде всего в вопросе развития технического мышления.
В работе рассматриваются основные компоненты инженерного мышления, которые имеют определяющее значение при проведении исследовательской инженерной деятельности.
В центре обсуждения вопросы формирования функциональной грамотности школьников в направлении развития функционально-графических умений и навыков с использованием исследовательских профессионально-ориентированных задач на уроках математики в основной и средней школе.
Актуальность исследования заключается в предложении формировать функционально-графические умения и навыки посредством профессионально-ориентированных задач.
Приводятся рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке и подборе дидактического материала, направленного на формирование данных умений. Развивать указанные компоненты предлагается с помощью цикла практико-ориентированных задач, включенных в реальный процесс обучения математике в условиях массовой школы.
Современная практика дошкольного воспитания тесно связана с процессом регионализации образования, качественные изменения в котором во многом обеспечивает взаимодействие институтов общества.
В статье рассматриваются историко-педагогический опыт и современные аспекты социального партнёрства, под которым понимается совместная деятельность дошкольной образовательной организации с представителями различных учреждений в целях повышения качества образования. Источниками послужили документы из региональных архивов и музеев, публикации в средствах массовой информации, экспедиционные материалы и опыт педагогической практики авторов. Особое внимание отводится взаимодействию дошкольных организаций с государственными предприятиями, семьями воспитанников, с учреждениями здравоохранения, культуры и образования. На примере детских садов Пермского края представлены формы диалога социальных институтов, направленные на вхождение воспитанников в контекст общественных отношений.
Цель статьи - анализ регионального историко-педагогического опыта социального партнёрства и актуализация его идей для повышения качества дошкольного образования на современном этапе. Конкретные задачи заключаются в рассмотрении практик социального партнёрства, выделении его конструктивных элементов, обозначении перспективы взаимосвязи дошкольной организации, семьи и общества. Практическая значимость исследования отражает возможность обогащения социального взаимодействия ценностными идеями историко-педагогического опыта.
В данной статье авторы исследуют информационную культуру в векторе её эффективного формирования у студентов вуза. Цифровая экосистема вуза рассматривается как бесшовная информационная и коммуникационная среда, предполагающая эффективное функционирование нескольких сервисов и результативное взаимодействие партнеров в области профессиональной подготовки студентов на основе взаимовыгодного сотрудничества. Информационная культура в контексте современных исследований рассматривается не только как продукт эволюции человечества, но и результат новой деятельности. Ее история связывается с развитием содержательного отношения к сигналу ситуации. Современные исследования в области формирования информационной культуры у студентов в условиях вуза нацеливают на дальнейшую разработку данной проблемы в стремительно меняющихся условиях технического прогресса. Стремительный рост и последовательное развитие информационных и коммуникационных ресурсов значительно повысили роль и значение информационной культуры в жизни общества.
В условиях постоянного потока информации современному студенту, начинающему обучение, крайне важно овладеть навыками информационной культуры, которая представляет собой органический синтез информации и культуры. Проведенное теоретическое исследование позволяет позиционировать информационную культуру студентов в условиях цифровой экосистемы вуза как совокупность знаний, умений и навыков, определенных компетенций, позволяющих грамотно и результативно взаимодействовать с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, по необходимости уметь оптимально выбрать и пользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения, консолидации и генерации новой информации, а также её эффективной обработки и систематизации.
В данной статье исследуется современная англоязычная пресса на предмет языковых особенностей и штампов, определяется ее эффективность при обучении лингвистическому анализу медиатекста для дальнейшего развития речевой деятельности (устной и письменной) студентов вуза. В исследовании используется лингвострановедческий подход к отбору медиатекстов для анализа с целью формирования социокультурной компетенции, необходимой для успешной коммуникации на иностранном языке. Материалом исследования послужили известные и популярные британские и американские издания, такие как The Daily Telegraph UK, The Guardian, The Evening Standard, The Mirror, The National Enquirer, The New York Times, The Sun.
Цель статьи заключается в научном обосновании эффективности применения современной англоязычной прессы при обучении лингвистическому анализу медиатекста на практических занятиях по английскому языку как инструменту развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза.
Задачи статьи - показать необходимость и возможность развития внимания студентов к языковым деталям, особенностям современного медиатекста с помощью изучающего чтения и лингвистического анализа, формирования способности к аналитическому и критическому мышлению, глубокому пониманию англоязычных письменных ресурсов на практических занятиях по английскому языку в вузе, что должно способствовать повышению эффективности учебного процесса.
Результаты исследования с использованием грамматико-переводного метода, метода сопоставительного анализа и дискуссионного метода могут быть применены преподавателями на практических занятиях по английскому языку в вузе на учебных дисциплинах, таких как «Язык прессы», «Изучение текстов разных стилей и жанров», «Теория и практика перевода», «Практикум по культуре речевого общения», для обучения будущих учителей иностранного языка, а также специалистов в области международных отношений и перевода.
В статье изучена роль немецкого языка в сфере туризма. Автор рассматривает вопрос целесообразности изучения немецкого языка как второго иностранного при подготовке специалистов туристической индустрии.
Анализируется ситуация на рынке труда в секторе туризма и гостиничного бизнеса и конкурентные преимущества специалистов со знанием нескольких иностранных языков.
Изучается туристическая отрасль Германии и интерес к ней со стороны россиян, определяются иноязычные языковые компетенции, необходимые для работы с иностранными туристами.
Выделяются профессиональные ситуационные задачи, которые сотрудникам туристической сферы необходимо решать на иностранном (немецком) языке. В статье представлены преимущества выбора немецкого языка в качестве второго иностранного для специалистов сферы туризма и гостеприимства. Это обуславливает научную новизну работы, а отмечающееся снижение интереса к изучению немецкого языка - его актуальность.
Автор делает вывод о том, что немецкий язык занимает одну из лидирующих позиций в сфере международного туризма. Языковая компетентность сотрудников турфирм - важнейший профессиональный навык. Положительный эффект от знания немецкого языка наблюдается и с экономической точки зрения, эти компетенции способствуют росту немецкоговорящего сегмента туристского рынка в России.
Приведенное исследование однозначно говорит о целесообразности включения дисциплины «Второй иностранный язык» (немецкий) в программу подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства.
В статье рассматриваются эффективные модели развития инклюзивного профессионального образования в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия Китай, Южная Африка), с особым акцентом на опыт Российской федерации и Московской области. Анализируются ключевые стратегии, нормативно-правовые основы, инфраструктурные и методические решения, направленные на обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Представлены, выявленные в результате анализа моделей инклюзивного профессионального образования в России, правовые, организационные, образовательные, кадровые, методические, социальные, рефлексивные структурные компоненты моделей развития инклюзивного профессионального образования. Особое внимание уделено российскому опыту, включая федеральные программы и региональные практики создания безбарьерной среды в колледжах и вузах.
На примере Московской области рассматривается успешный опыт адаптации образовательных программ, использования инклюзивных технологий, организации межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Проведен сравнительный анализ подходов стран БРИКС, выявлены общие тенденции и специфические особенности реализации инклюзивного профессионального образования.
Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития инклюзивного профессионального образования в целях обеспечения равного доступа к образовательным услугам и соблюдения общепринятых мировых законодательных актов.
В статье приведён анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных поликультурному воспитанию. Автор уточняет цель исследования и обосновывает необходимость включения курса «Поликультурное воспитание младших школьников и дошкольников» в учебный план подготовки будущих педагогов. Особое внимание уделяется трудностям и аспектам изучения данного курса, а также возможным проблемам, которые могут возникнуть в процессе его преподавания.
Отмечается, что поликультурное воспитание является важной частью современного образовательного пространства, которое способствует формированию у студентов уважительного и толерантного отношения к культурному многообразию. Поликультурное воспитание способствует более глубокому пониманию социальных и культурных тенденций в современном мире и формирует критическое отношение к собственным убеждениям; развивает не только личностные качества студентов, но и создает почву для построения более уважительного и взаимопонимающего общества. Это долгосрочный процесс, который способствует созданию благоприятной и дружелюбной социальной и культурной среды.
В результате приведенного анализа автор приходит к выводу о значимости курса «Поликультурное воспитание младших школьников и дошкольников» с целью подготовки будущих педагогов, которые смогут эффективно работать в условиях поликультурной среды.
Издательство
- Издательство
- ГГТУ
- Регион
- Россия, Орехово-Зуево
- Почтовый адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- Юр. адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- ФИО
- Скударева Галина Николаевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_ggtu@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ggtu.ru/