В статье рассматриваются эффективные модели развития инклюзивного профессионального образования в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия Китай, Южная Африка), с особым акцентом на опыт Российской федерации и Московской области. Анализируются ключевые стратегии, нормативно-правовые основы, инфраструктурные и методические решения, направленные на обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Представлены, выявленные в результате анализа моделей инклюзивного профессионального образования в России, правовые, организационные, образовательные, кадровые, методические, социальные, рефлексивные структурные компоненты моделей развития инклюзивного профессионального образования. Особое внимание уделено российскому опыту, включая федеральные программы и региональные практики создания безбарьерной среды в колледжах и вузах.
На примере Московской области рассматривается успешный опыт адаптации образовательных программ, использования инклюзивных технологий, организации межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Проведен сравнительный анализ подходов стран БРИКС, выявлены общие тенденции и специфические особенности реализации инклюзивного профессионального образования.
Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития инклюзивного профессионального образования в целях обеспечения равного доступа к образовательным услугам и соблюдения общепринятых мировых законодательных актов.