В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Машиностроение
Технология виртуально-физических испытаний является востребованным и развитым средством разработки и исследования автомобильных энергоустановок и их компонентов [1].
Список литературы
1. Fagcang, H. A review of component-in-the-loop: Cyber-physical experiments for rapid system development and integration / H. Fagcang, R. Stobart, T. Steffen // Advances in Mechanical Engineering. - 2022. - Vol. 14, iss. 8. -. DOI: 10.1177/16878132221109969
2. Patent US 4161116, IPC G01L 5/13, G01M 17/007; CPC G01M 17/0072. Inertia and road load simulation for vehicle testing: № 05835225: filing date 21.09.1977: publ. date 17.07.1977 / C.E. Fegraus, S. D’Angelo; applicant Automotive Environmental Systems, Inc. - URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US37063991&_cid=P11-M9SNLK-62058-1 (date of access: 20.04.2025).
3. Patent US 4680959, IPC G01M 17/00; CPC G01M 17/00. Emulation system for a motor vehicle drivetrain: № 06854942: filing date 23.04.1986: publ. date 21.07.1987 / K.J. Henry, A.J. Kotwicki; applicant General Motors Corporation - URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US37660100&_cid=P11-M9SO31-74619-1 (date of access: 20.04.2025).
4. Development of an engine-in-the-loop vehicle simulation system in engine dynamometer test cell / S. Jiang, M. Smith, J. Kitchen, A. Ogawa // SAE Technical Paper. - 2009. -. DOI: 10.4271/2009-01-1039
5. Engine in the loop: closed loop test bench control with real-time simulation / S. Klein, R. Savelsberg, F. Xia [et al.] // SAE Int. J. Commer. Veh. - 2017. - Vol. 10, iss. 1. - P. 95-105. -. DOI: 10.4271/2017-01-0219
6. Jung, T. Engine-in-the-loop: a method for efficient calibration and virtual testing of advanced diesel powertrains / T. Jung, M. Kötter, J. Schaub [et al.] // Simulation und Test 2018. Antriebsentwicklung im Digitalen Zeitalter 20. MTZ-Fachtagung, Hanau, 25-26 Sep. 2018 / Springer Fachmedien GmbH; ed.: J. Liebl. - 2019. - P. 209-224. -. DOI: 10.1007/978-3-658-25294-6_12
7. Global approach for hybrid vehicle optimal control / J. Scordia, R. Trigui, M. Desbois-Renaudin [et al.] // J. Asian Electr. Veh. - 2009. - Vol. 7, iss. 1. - P. 1221-1230. -. DOI: 10.4130/jaev.7.1221
8. Performance comparison of three storage systems for mild HEVs using PHIL simulation / R. Trigui, B. Jeanneret, B. Malaquin, C. Plasse // IEEE Trans. Veh. Technol. - 2009. - Vol. 58, iss. 8. - P. 3959-3969. -. DOI: 10.1109/TVT.2009.2028146
9. Wu, J. Hardware-in-the-loop testing of hybrid vehicle motor drives at Ford Motor Company / J. Wu, C. Dufour, L. Sun // Proc. of the IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference, Lille, 1-3 Sep. 2010 / Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc. - 2010. -. DOI: 10.1109/VPPC.2010.5729036
10. Systematic development of hybrid systems for commercial vehicles / C. Kaup, T. Pels, P. Ebner [et al.] // SAE Technical Paper. - 2011. -. DOI: 10.4271/2011-28-0064
11. Experimental implementation of power-split control strategies in a versatile hardware-in-the-loop laboratory test bench for hybrid electric vehicles equipped with electrical variable transmission / M. Vafaeipour, M. El Baghdadi, F. Verbelen [et al.] // Appl. Sci. - 2020. - Vol. 10, iss. 12. -. DOI: 10.3390/app10124253
12. Yang, S. A electric vehicle powertrain simulation and test of driving cycle based on AC electric dynamometer test bench / S. Yang, Z. Li, F. Xu [et al.] // Proc. of the 1st International Conference on Mechanical Engineering and Material Science (MEMS 2012), Yangzhou, 16-18 Dec. 2012 / Atlantis Press. - 2012. - P. 273-276. -. DOI: 10.2991/mems.2012.169
13. A test technology of a vehicle driveline test bench with electric drive dynamometer for dynamic emulation / W. Li, X.-H. Shi, D. Guo, P. Yi // SAE Technical Paper. - 2015. -. DOI: 10.4271/2015-01-1303
14. Electric-motor-in-the-loop: Efficient testing and calibration of hybrid power trains / S. Klein, F. Xia, K. Etzold [et al.] // IFAC-PapersOnLine. - 2018. - Vol. 51, iss. 31. - P. 240-245. -. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.10.043
15. Modularized simulation model of an electric drivetrain for hardware-in-the-loop testing / M. Mennicken, G. Jacobs, L. Feldmann [et al.] // Forschung im Ingenieurwesen. - 2025. - Vol. 89, iss. 1. - 10.1007/ s10010-025-00826-x. DOI: 10.1007/s10010-025-00826-x
16. Patent US 8631693 B2, IPC G01M 17/00. Wheel slip simulation systems and methods: № 12977375: filing date 23.12.2010: publ. date 28.06.2012 / D.B. Johnson, N.M. Newberger, I.C. Anselmo; applicant Horiba Instruments Inc. (US). - URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US73613375&_cid=P11-M9SNZN-72094-1 (date of access: 20.04.2025).
17. Patent US 6754615 B1, IPC G06G 7/48, G01M 17/007, B60C 19/00, B60C 23/06, G01M 13/02, G06F 19/00; CPC B60C 23/061, B60C 19/00, B60C 99/006, B60T 2270/86, G01M 13/025, G06F 17/5018, G06F 17/5095. Method of simulating the performance of a vehicle on a road surface: № 09522223: filing date 09.03.2000: publ. date 22.06.2004 / S. Germann, H. Nonn, W. Kopecky, G. Abler, L. Witte, H.T. Xuan, M. Pfeiffer, P. Brodbeck; applicant AVL Deutschland GmbH, Dr. Ing.h.c.F. Porsche Aktiengesellschaft - URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US40346333&_cid=P11-M9SO41-75346-1 (date of access: 20.04.2025).
18. Component-in-the-loop testing of automotive powertrains featuring all-wheel-drive / I. Kulikov, S. Korkin, A. Kozlov [et al.] // Energies. - 2021. - Vol. 14, iss. 7. - https://. DOI: 10.3390/en14072017
19. Многопоточные многорежимные гибридные электромеханические трансмиссии / Л.Г. Красневский, С.Н. Поддубко, П.Л. Мариев // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. - Минск, 2014. - Вып. 3. - С. 64-68.
20. Karnopp, D.C. Multiport systems and bond graphs - basic bond graph elements / D.C. Karnopp, D.L. Margolis, R.C. Rosenberg // System Dynamics: Modeling, Simulation, and Control of Mechatronic Systems. - 5th ed. - John Wiley & Sons, Inc., 2012. - Ch. 2-3. - P. 17-77.
21. Model architecture, methods, and interfaces for efficient mathbased design and simulation of automotive control systems / S. Halbach, P. Sharer, S. Pagerit [et al.] // SAE Technical Paper. - 2010. -. DOI: 10.4271/2010-01-0241
22. Evaluation of the 2010 Toyota Prius hybrid synergy drive system: technical report / T.A. Burress, S.L. Campbell, C. Coomer [et al.]. - Oak Ridge, 2011. - 88 p.
23. Шарипов, В.М. Планетарные коробки передач / В.М. Шарипов // Конструирование и расчет тракторов / В.М. Шарипов. - М.: Машиностроение, 2004. - Гл. 4. - С. 182-320.
24. Badin, F. Hybridization / F. Badin // Hybrid vehicles: from components to system / ed. F. Badin. - Paris: Editions Technip, 2013. - Ch. 5. - P. 352-362.
25. Autonomie model validation with test data for 2010 Toyota Prius / N. Kim, A. Rousseau, E. Rask // SAE Technical Paper. - 2012. -. DOI: 10.4271/2012-01-1040
26. Characterization and comparison of two hybrid electric vehicles (HEVs) - Honda Insight and Toyota Prius / M. Duoba, H. Ng, R. Larsen // SAE Technical Paper. - 2001. -. DOI: 10.4271/2001-01-1335
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены глобальные и региональные тенденции развития аккумуляторного рынка с акцентом на сегмент систем накопления электроэнергии (СНЭЭ, ESS), стартерные и тяговые аккумуляторные батареи (АКБ). Особое внимание уделено оценке динамики рынка и рыночным драйверам. Отдельно рассмотрены перспективы развития рынка аккумуляторов в СНГ и Беларуси, а также стратегия перехода к инновационным и энергоэффективным решениям холдинга 1AKGROUP как крупнейшего белорусского производителя аккумуляторных батарей.
В работе предложен сопряженный алгоритм, представляющий собой комбинацию метода конечных элементов (МКЭ) и метода блочных элементов (МБЭ), для моделирования механического поведения массивов горных пород в окрестности глубоких подземных сооружений. МКЭ используется для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) вмещающего массива горных пород и выявления зон предельного состояния (ПС) в окрестности подземного сооружения посредством использования комплексного критерия предельного состояния. В таких зонах в дальнейшем применяется МБЭ для моделирования механического состояния области массива дискретной структуры с использованием деформируемых блочных элементов, что позволяет точно описывать локализованные зоны нарушения сплошности в массиве (разрушения, сдвигов и вывалов породных масс). Эффективность алгоритма подтверждена численным решением двух классических задач геомеханики: задачи об устойчивости одиночной выработки и задачи моделирования обрушения породных масс при ведении горных работ лавами применительно к месторождениям калийных солей Беларуси. Верификация результатов моделирования данными натурных замеров показала погрешность 5–17 % в количественных показателях при адекватном качественном повторении исследуемых геомеханических процессов. Среди преимуществ разработанного алгоритма учет неоднородности породных массивов (за счет использования методов механики дискретных сред), экономия вычислительных и временных ресурсов при проведении численных расчетов.
Выполнены расчеты и проведен анализ их результатов для случаев изо- и неизотермического вязкоупруго-вязкопластического и вязкоупругопластического изгибного деформирования цилиндрических панелей из стеклопластика, имеющих прямоугольную удлиненную форму в плане. Сравниваются пологие оболочки с традиционной 2D-структурой армирования и с пространственной 4D-структурой при одинаковом расходе волокон. Стеклопластиковые конструкции жестко закреплены по всей кромке и фронтально нагружаются избыточным кратковременным давлением высокой интенсивности со стороны вогнутой или выпуклой лицевой поверхности. Продемонстрировано, что в процессе осцилляций при отсутствии внешних источников тепла немеханического происхождения температура достигает таких пиковых значений, которые всего на 8–17 °C больше температуры естественного состояния композитной панели. Стабилизированные максимальные значения температуры (после затухания осцилляций конструкции) всего на 3–10 °C превосходят температуру естественного состояния. Пологие оболочки с 4D-структурой армирования нагреваются несколько больше, чем конструкции с 2D-структурой. Показано, что, несмотря на столь незначительный нагрев, расчет неупругой динамики таких панелей обязательно нужно проводить, учитывая не только чувствительность пластических свойств их компонентов композиции к скорости деформирования, но и температурный отклик. Продемонстрировано, что при динамическом нагружении искривленной панели со стороны любой из лицевых поверхностей в процессе осцилляций она прощелкивает в сторону вогнутости. В результате чего после затухания колебаний удлиненная цилиндрическая стеклопластиковая панель приобретает гофрированную форму со складками, ориентированными в продольном направлении. Показано, что в относительно тонкой пологой оболочке замена 2D-структуры армирования на пространственную 4D-структуру является неэффективной.
В данной работе представлены результаты новаторского исследования, направленного на повышение эффективности жидкостных подшипников скольжения путем применения кавитационно-волновой технологии обработки смазочной среды. Описана уникальная методика создания газогидродинамического потока в специально разработанном модельном устройстве, имитирующем гидродинамическую канавку упорного подшипника скольжения. Эта модель позволила детально изучить процессы, происходящие в подшипнике при воздействии кавитации. В ходе экспериментов были установлены важные закономерности, характеризующие изменения структуры газожидкостных потоков, распределение статического давления (разряжения) вдоль канала, расход смазки и интенсивность звуковых колебаний. Исследовано влияние таких параметров, как входное давление, расход балластной жидкости и подача воздуха в систему. Проведенный анализ позволил определить оптимальные значения этих параметров для достижения наилучших характеристик смазочного слоя. Результаты показали, что существует определенный, оптимальный для данной конструкции уровень входного давления, расхода балластной жидкости и воздуха, при котором статическое давление газожидкостной среды в канале модельного устройства распределено наиболее равномерно по длине, а звуковые колебания, отражающие эрозионное воздействие кавитации, достигают минимальных значений. Важным наблюдением стал эффект отсутствия снижения расхода жидкости при возникновении кавитации и введении балластной воды и воздуха. Это открывает перспективы применения искусственной кавитации и воды в качестве смазки для повышения работоспособности жидкостных подшипников скольжения, что может превзойти традиционные методы смазывания и материалы. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований в области разработки подшипников с улучшенными характеристиками
В данной работе представлена математическая модель для анализа работы модифицированного радиального подшипника скольжения, функционирующего на истинно-вязком смазочном материале. Модифицированная конструкция подшипника отличается нестандартным профилем опоры подшипниковой втулки и наличием полимерного покрытия с осевой канавкой на поверхности вала. Разработанная математическая модель учитывает ключевые факторы, влияющие на работу подшипника: вязкость смазочного материала, параметры конструкции подшипника (включая геометрические характеристики полимерного покрытия с канавками и форму опорного профиля втулки), а также влияние тепловых и механических нагрузок на величину рабочего зазора. Для моделирования гидродинамических процессов в смазочном слое использованы методы вычислительной гидродинамики и численные методы, позволившие получить детальные данные о распределении давления и скорости. В основе математической модели лежат уравнение движения жидкого смазочного материала в приближении «тонкого слоя» и уравнение неразрывности. Валидация модели проведена путем сопоставления результатов расчетов с данными лабораторных испытаний, что подтверждает ее адекватность и применимость для анализа и оптимизации характеристик подобных подшипниковых узлов. Результаты исследования подчеркивают значительную роль ширины канавки в полимерном покрытии и адаптации профиля опорной поверхности под реальные условия эксплуатации. Полученные данные могут быть использованы для проектирования и оптимизации подшипниковых узлов с улучшенными характеристиками трения.
Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.
В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.
Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник - контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.
В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ НАН БЕЛАРУСИ
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- Юр. адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- ФИО
- ПОДДУБКО Сергей Николаевич (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- info@oim.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3700749
- Сайт
- http://oim.by/