В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Машиностроение
При проектировании новых образцов поршневых двигателей расчет гидродинамических и тепловых процессов в системах смазки является актуальной задачей, поскольку охлаждение масла и обеспечение его бесперебойной циркуляции является неотъемлемой частью надежного функционирования двигателей. В настоящее время для тепловых и гидродинамических расчетов широко используются методы вычислительной гидрогазодинамики (CFD — Computational Fluid Dynamics) и пакеты прикладных программ, такие как ANSYS, FlowVision, «ЛОГОС».
Список литературы
1. Grieves, M.W. Digital twins: past, present, and future / M.W. Grieves // The Digital Twin / eds. by N. Crespi, A.T. Drobot, R. Minerva. - Springer, 2023 - Р. 97-121. -. DOI: 10.1007/978-3031-21343-4_4
2. Grieves, M. Digital twin: mitigating unpredictable, undesirable emergent behavior in complex systems / M. Grieves, J. Vickers // Transdisciplinary perspectives and complex systems: new findings and approaches / eds by F.J. Kahlen, S. Flumerfelt, A. Alves. - Springer, 2017 - P. 85-113. -. DOI: 10.1007/978-3-319-38756-7_4
3. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад / А.И. Боровков, А.А. Гамзикова, К.В. Кукушкин, Ю.А. Рябов. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 62 с. -. DOI: 10.18720/SPBPU/2/i20-130
4. Блинов, В.Л. Цифровые двойники турбомашин: учеб. пособие / В.Л. Блинов, С.В. Богданец; науч. ред. О.В. Комаров; М-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. - 162 с.
5. Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения: ГОСТ Р 57700.37-2021. - Введ.16.09.2021. - М.: Российский институт стандартизации, 2021. - 15 с.
6. Цифровые двойники: вопросы терминологии / А.И. Боровков, Ю.А. Рябов, Л.А. Щербина, А.А. Гамзикова. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - 28 с.
7. Дозорцев, В.М. Цифровые двойники в промышленности: жизнь после хайпа / В.М. Дозорцев // Автоматизация в промышленности. - 2023. - № 12. - С. 3-9. -. DOI: 10.25728/avtprom.2023.12.01
8. Прохоров, А. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, М. Лысачев; под ред. А. Боровкова. - М.: ООО АльянсПринт, 2020. - 401 с.
9. Определение потерь давления в главной масляной магистрали и форсунках системы смазки дизельных двигателей большегрузных автомобилей: численное моделирование / А.Д. Чорный, И.А. Попов, Ю.В. Жукова [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. - 2024. - № 3(68). - С. 28-35. -. DOI: 10.46864/1995-0470-2024-3-68-28-35
10. Численное моделирование героторного насоса системы смазки дизельных двигателей / И.А. Попов, Ю.В. Жукова, А.Д. Чорный [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. - 2024. - № 4(69). - С. 28-38. -. DOI: 10.46864/1995-0470-2024-4-69-28-38
11. Hydrodynamics and heat transfer in intricately shaped channels of power units of transportation systems / I.A. Popov, V.M. Gureev, M.V. Gureev [et al.] // Journal of Engineering Physics and Thermophysics. - 2024. - Vol. 97, iss. 7. - P. 1840-1853. -. DOI: 10.1007/s10891-024-03066-y
12. A tridimensional CFD analysis of the lubrication circuit of a non-road application diesel engine / E. Frosina, A. Senatore, D. Buono [et al.] // SAE Technical Paper. - 2013. -. DOI: 10.4271/2013-24-0130
13. Исследование параметров системы смазки двигателя грузового автомобиля при различных рабочих температурах моторного масла / Р.Р. Салахов, А.М. Ермаков, Р.М. Хисматуллин [и др.] // Грузовик. - 2022. - № 4. - С. 3-9.
14. Engine lubrication system model for sump oil temperature prediction / S. Zoz, S. Strepek, M. Wiseman, C. Qian // SAE Technical Paper. - 2001. -. DOI: 10.4271/2001-01-1073
15. Transient, three dimensional CFD model of the complete engine lubrication system / S. Dhar, H. Afjeh, C. Srinivasan [et al.] // SAE Int. J. Engines. - 2016. - Vol. 9, iss. 3. - P. 1854-1862. -. DOI: 10.4271/2016-01-1091
16. Ivanović, L. Design, modeling and simulation of gearing for improving gerotor pump performance / L. Ivanović // Advances in hydraulic and pneumatic drives and control 2020 / eds by J. Stryczek, U. Warzyńska. - Springer, 2020. - P. 15-27. -. DOI: 10.1007/978-3-030-59509-8_2
17. Саенко, В.П. К расчету героторных гидромашин / В.П. Саенко, Р.Н. Горбатюк // Вестник машиностроения. - 2004. - № 7. - С.13-16.
18. Altare, G. Advances in simulation of gerotor pumps: an integrated approach / G. Altare, M. Rundo // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science. - 2017. - Vol. 231, iss. 7. - Р. 1221-1236. -. DOI: 10.1177/09544062176946
19. Modelling approach on a gerotor pump working in cavitation condition / D. Buono, F.D.S. di Cola, A. Senatore [et al.] // Energy Procedia. - 2016. - Vol. 101. - P. 701-709. -. DOI: 10.1016/j.egypro.2016.11.089
20. Pellegri, M. Numerical simulation of gerotor pumps considering rotor micro-motions / M. Pellegri, A. Vacca // Meccanica. - 2017. - Vol. 52, iss. 8. - P. 1851-1870. -. DOI: 10.1007/s11012-016-0536-6
21. Pellegri, M. A simulation model of Gerotor pumps considering fluid-structurе interaction effects: formulation and validation motions / M. Pellegri, V.H.B. Mannе, A. Vacca // Mechanical Systems and Signal Processing. - 2020. - Vol. 140. -. DOI: 10.1016/j.ymssp.2020.106720
22. Rundo, M. Models for flow rate simulation in gear pumps: a review / M. Rundo // Energies. - 2017. - Vol. 10, iss. 9. -. DOI: 10.3390/en10091261
23. Design analysis and parametric optimization of gerotor oil pump for improving volumetric efficiency / A. Kamal, K. Kaundabalaraman, K. Rathi, A. Muley // SAE Technical Paper. - 2016. -. DOI: 10.4271/2016-28-0113
24. Schweiger, W. Gerotor pumps for automotive drivetrain applications: a multi domain simulation approach / W. Schweiger, W. Schoefmann, A. Vacca // SAE International Journal of Passenger Cars - Mechanical Systems. - 2011. - Vol. 4, iss. 3. - P. 1358-1376. -. DOI: 10.4271/2011-01-2272
25. A virtual prototype for fast design and visualization of Gerotor pumps / J. Pareja-Corcho, A. Moreno. B. Simoes [et al.] // Applied Sciences. - 2021. - Vol. 11, iss. 3. -. DOI: 10.3390/app11031190
26. Sang, X. Numerical simulation of an inner engaging gerotor based on the optimization of inlet and outlet cavities / X. Sang, X. Zhou, X. Liu // 5th International Conference on Advanced Design and Manufacturing Engineering. - China: Atlantis Press. - 2015. - P. 1691-1695. -. DOI: 10.2991/icadme-15.2015.313
27. Design of gerotor pump and influence on oil supply system for hybrid transmission / M. Huang, C. Shi, Y. Zhu [et al.] // Energies. - 2021. - Vol. 14, iss. 18. -. DOI: 10.3390/en14185649
28. Design and CFD analysis of gerotor with multiple profile (ellipse-involute-ellipse type and 3-ellipses type) using rotation and translation algorithm / J.H. Bae, H.S. Kwak, S. San, C. Kim // Proceedings of Institute of Mechanical Engineering. Part C: Journal of mechanical engineering science. - 2016. - Vol. 230, iss. 5. - P. 804-823. -. DOI: 10.1177/0954406215583888
29. Определение рациональных компоновочных решений для аппарата воздушного охлаждения масла систем смазки компрессорных установок с использованием методов физического и численного моделирования / М.В. Гуреев, И.И. Хабибуллин, А.Н. Скрыпник [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук. - 2020. - Т. 65, № 2. - С. 215-223. -. DOI: 10.29235/1561-8358-2020-65-2-215-223
30. Experimental and numerical study of the characteristics of fintube oil radiators of power engineering devices / А.N. Skrypnik, А. Ermakov, R. Kalimullin [et al.] // Heat Transfer Research. - 2020. - Vol. 51, iss 14. - P. 1261-1271. -. DOI: 10.1615/HeatTransRes.2020035459
31. Multi-Scale CFD modeling of plate heat exchangers including offset-strip fins and dimple-type turbulators for automotive applications/ A.D. Torre, G. Montenegro, A. Onorati [et al.] // Energies. - 2019. - Vol. 12, iss. 15. -. DOI: 10.3390/en12152965
32. Agarwal, A. Modelling and numerical investigation of the effectiveness of plate heat exchanger for cooling engine oil using ANSYS CFX / A. Agarwal // International Journal of Heat and Technology. - 2021. - Vol. 39, no. 2. - P. 653-658.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены глобальные и региональные тенденции развития аккумуляторного рынка с акцентом на сегмент систем накопления электроэнергии (СНЭЭ, ESS), стартерные и тяговые аккумуляторные батареи (АКБ). Особое внимание уделено оценке динамики рынка и рыночным драйверам. Отдельно рассмотрены перспективы развития рынка аккумуляторов в СНГ и Беларуси, а также стратегия перехода к инновационным и энергоэффективным решениям холдинга 1AKGROUP как крупнейшего белорусского производителя аккумуляторных батарей.
В работе предложен сопряженный алгоритм, представляющий собой комбинацию метода конечных элементов (МКЭ) и метода блочных элементов (МБЭ), для моделирования механического поведения массивов горных пород в окрестности глубоких подземных сооружений. МКЭ используется для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) вмещающего массива горных пород и выявления зон предельного состояния (ПС) в окрестности подземного сооружения посредством использования комплексного критерия предельного состояния. В таких зонах в дальнейшем применяется МБЭ для моделирования механического состояния области массива дискретной структуры с использованием деформируемых блочных элементов, что позволяет точно описывать локализованные зоны нарушения сплошности в массиве (разрушения, сдвигов и вывалов породных масс). Эффективность алгоритма подтверждена численным решением двух классических задач геомеханики: задачи об устойчивости одиночной выработки и задачи моделирования обрушения породных масс при ведении горных работ лавами применительно к месторождениям калийных солей Беларуси. Верификация результатов моделирования данными натурных замеров показала погрешность 5–17 % в количественных показателях при адекватном качественном повторении исследуемых геомеханических процессов. Среди преимуществ разработанного алгоритма учет неоднородности породных массивов (за счет использования методов механики дискретных сред), экономия вычислительных и временных ресурсов при проведении численных расчетов.
Выполнены расчеты и проведен анализ их результатов для случаев изо- и неизотермического вязкоупруго-вязкопластического и вязкоупругопластического изгибного деформирования цилиндрических панелей из стеклопластика, имеющих прямоугольную удлиненную форму в плане. Сравниваются пологие оболочки с традиционной 2D-структурой армирования и с пространственной 4D-структурой при одинаковом расходе волокон. Стеклопластиковые конструкции жестко закреплены по всей кромке и фронтально нагружаются избыточным кратковременным давлением высокой интенсивности со стороны вогнутой или выпуклой лицевой поверхности. Продемонстрировано, что в процессе осцилляций при отсутствии внешних источников тепла немеханического происхождения температура достигает таких пиковых значений, которые всего на 8–17 °C больше температуры естественного состояния композитной панели. Стабилизированные максимальные значения температуры (после затухания осцилляций конструкции) всего на 3–10 °C превосходят температуру естественного состояния. Пологие оболочки с 4D-структурой армирования нагреваются несколько больше, чем конструкции с 2D-структурой. Показано, что, несмотря на столь незначительный нагрев, расчет неупругой динамики таких панелей обязательно нужно проводить, учитывая не только чувствительность пластических свойств их компонентов композиции к скорости деформирования, но и температурный отклик. Продемонстрировано, что при динамическом нагружении искривленной панели со стороны любой из лицевых поверхностей в процессе осцилляций она прощелкивает в сторону вогнутости. В результате чего после затухания колебаний удлиненная цилиндрическая стеклопластиковая панель приобретает гофрированную форму со складками, ориентированными в продольном направлении. Показано, что в относительно тонкой пологой оболочке замена 2D-структуры армирования на пространственную 4D-структуру является неэффективной.
В данной работе представлены результаты новаторского исследования, направленного на повышение эффективности жидкостных подшипников скольжения путем применения кавитационно-волновой технологии обработки смазочной среды. Описана уникальная методика создания газогидродинамического потока в специально разработанном модельном устройстве, имитирующем гидродинамическую канавку упорного подшипника скольжения. Эта модель позволила детально изучить процессы, происходящие в подшипнике при воздействии кавитации. В ходе экспериментов были установлены важные закономерности, характеризующие изменения структуры газожидкостных потоков, распределение статического давления (разряжения) вдоль канала, расход смазки и интенсивность звуковых колебаний. Исследовано влияние таких параметров, как входное давление, расход балластной жидкости и подача воздуха в систему. Проведенный анализ позволил определить оптимальные значения этих параметров для достижения наилучших характеристик смазочного слоя. Результаты показали, что существует определенный, оптимальный для данной конструкции уровень входного давления, расхода балластной жидкости и воздуха, при котором статическое давление газожидкостной среды в канале модельного устройства распределено наиболее равномерно по длине, а звуковые колебания, отражающие эрозионное воздействие кавитации, достигают минимальных значений. Важным наблюдением стал эффект отсутствия снижения расхода жидкости при возникновении кавитации и введении балластной воды и воздуха. Это открывает перспективы применения искусственной кавитации и воды в качестве смазки для повышения работоспособности жидкостных подшипников скольжения, что может превзойти традиционные методы смазывания и материалы. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований в области разработки подшипников с улучшенными характеристиками
В данной работе представлена математическая модель для анализа работы модифицированного радиального подшипника скольжения, функционирующего на истинно-вязком смазочном материале. Модифицированная конструкция подшипника отличается нестандартным профилем опоры подшипниковой втулки и наличием полимерного покрытия с осевой канавкой на поверхности вала. Разработанная математическая модель учитывает ключевые факторы, влияющие на работу подшипника: вязкость смазочного материала, параметры конструкции подшипника (включая геометрические характеристики полимерного покрытия с канавками и форму опорного профиля втулки), а также влияние тепловых и механических нагрузок на величину рабочего зазора. Для моделирования гидродинамических процессов в смазочном слое использованы методы вычислительной гидродинамики и численные методы, позволившие получить детальные данные о распределении давления и скорости. В основе математической модели лежат уравнение движения жидкого смазочного материала в приближении «тонкого слоя» и уравнение неразрывности. Валидация модели проведена путем сопоставления результатов расчетов с данными лабораторных испытаний, что подтверждает ее адекватность и применимость для анализа и оптимизации характеристик подобных подшипниковых узлов. Результаты исследования подчеркивают значительную роль ширины канавки в полимерном покрытии и адаптации профиля опорной поверхности под реальные условия эксплуатации. Полученные данные могут быть использованы для проектирования и оптимизации подшипниковых узлов с улучшенными характеристиками трения.
Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.
В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.
В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.
Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник - контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ НАН БЕЛАРУСИ
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- Юр. адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- ФИО
- ПОДДУБКО Сергей Николаевич (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- info@oim.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3700749
- Сайт
- http://oim.by/