Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник - контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Машиностроение
В конструкциях локомотивов и вагонов имеется большое количество узлов, в которых реализуется контактное взаимодействие деталей конструкций: зубчатые передачи, подшипники, автосцепки, системы демпфирования колебаний. Особое место здесь занимают элементы, в которых в течение длительных интервалов времени реализуется трение скольжения, которое приводит к значительному нагреву соприкасающихся деталей и их износу. К их числу относятся контактные пары механических тормозов и систем «токоприемник — контактный провод».
Список литературы
1. Эффективность композиционных тормозных колодок с различной степенью износа / Э.И. Галай, А.А. Юлдашов, Е.Э. Галай, П.К. Рудов // Механика. Исследования и инновации. - 2022. - Вып. 15. - С. 75-82.
2. Manjunath, T.V. Structural and thermal analysis of rotor disc of disc brake / T.V. Manjunath, P.M. Suresh // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. - 2013. - Vol. 2, iss. 12. - P. 7741-7749.
3. Biradar, D. Experimental analysis and investigation for thermal behavior of ventilated disc brake rotor: a review / D. Biradar, M.R. Chopade, S.B. Barve // International Journal for Scientific Research & Development. - 2014. - Vol. 2, iss. 7. - P. 390-395.
4. Sergienko, V.P. Noise and vibration in friction systems / V.P. Sergienko, S.N. Bukharov. - Cham: Springer, 2014. - 251 p. -. DOI: 10.1007/978-3-319-11334-0
5. Landström, E.V. Analysis and testing of tread braked railway wheel - effects of hot spots on wheel performance / E.V. Landström, T. Vernersson, R. Lundén // International Journal of Fatigue. - 2024. - Vol. 180. -. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2023.108116
6. The evolution of friction and wear behavior of train brake friction pairs during sustained drag braking on long steep slopes / Q. Zhang, Z. Yu, H. Liu [et al.] // Wear. - 2025. - Vol. 564-565. -. DOI: 10.1016/j.wear.2024.205724
7. Khamidov, O.R. Heat calculation of pads during locomotive braking / O.R. Khamidov, I.S. Kamalov, O.T. Kasimov // AIP Conference Proc. - 2023. - Vol. 2612, iss. 1. -. DOI: 10.1063/5.0125346
8. Numerical study on local wheel temperature induced by wheel flat during tread braking / Y. Luo, G. Tao, C. Tan [et al.] // International Journal of Thermal Sciences. - 2025. - Vol. 218. -. DOI: 10.1016/j.ijthermalsci.2025.110176
9. Somà, A. Simulation of the thermal behavior of cast iron brake block during braking maneuvers / A. Somà, M. Aimar, N. Zampieri // Applied Sciences. - 2021. - Vol. 11, iss. 11. -. DOI: 10.3390/app11115010
10. Megna, G. Tread-braked wheels: review and recent findings / G. Megna, A. Bracciali // Machines. - 2025. - Vol. 13, iss. 7. -. DOI: 10.3390/machines13070579
11. Magelli, M. Integration of brake block thermal equations within a railway vehicle multibody model: a multiphysics approach / M. Magelli, N. Zampieri, Q. Wu // International Journal of Rail Transportation. - 2025. - Vol. 13, iss. 1. - P. 69-84. -. DOI: 10.1080/23248378.2023.2301618
12. Review on the mechanism of failure mode based on mechanical performance analysis of brake disc / D. Li, D. Sun, H. Xi, J. Dai // Advances in Mechanical Engineering. - 2024. - Vol. 16, iss. 12. -. DOI: 10.1177/16878132241298368
13. Deressa, K.T. Thermal load simulations in railway disc brake: A systematic review of modelling temperature, stress and fatigue / K.T. Deressa, D.A. Ambie // Archives of Computational Methods in Engineering. - 2022. - Vol. 29, iss. 4. - P. 2271-2283. -. DOI: 10.1007/s11831-021-09662-y
14. Deressa, K.T. Non-axisymmetric modeling of a moving heat source for thermal stress and fatigue analysis of railway vehicle disc brakes / K.T. Deressa, D.A. Ambie // Urban Rail Transit. - 2024. - Vol. 10, iss. 1. - P. 42-64. -. DOI: 10.1007/s40864-023-00207-z
15. Xue, H. Vibration-thermal-mechanical coupling characteristics analysis of the brake disc in high-speed trains / H. Xue, H. Ren // Heat Transfer Research. - 2025. - Vol. 56, iss. 11. - P. 1-20. -. DOI: 10.1615/HeatTransRes.2025056316
16. Influence of thermal expansion and wear on the temperatures and stresses in railway disc brakes / Y. Zhang, W.Z. Liu, S. Stichel, J. Yang // International Communications in Heat and Mass Transfer. - 2024. - Vol. 158. -. DOI: 10.1016/j.icheatmasstransfer.2024.107858
17. Grzes, P. Numerical calculations of thermal stresses in a railway disk brake at the coupling of temperature, coefficient of friction, velocity, and wear / P. Grzes, M. Kuciej, A. Yevtushenko // Journal of Thermal Stresses. - 2024. - Vol. 47, iss. 10. - P. 1297-1329. -. DOI: 10.1080/01495739.2024.2330424
18. Моделирование распределения тепловых полей на поверхностях трения композиционных тормозных накладок дисковых тормозов железнодорожного подвижного состава / С.В. Трескин, Д.О. Емельянов, П.Ю. Иванов, Е.Ю. Дульский // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2023. - № 4(80). - С. 134-147. -. DOI: 10.26731/1813-9108.2023.4(80).134-147
19. Friction heating and stress-strain state of ventilated disc brakes / K. Holenko, O. Dykha, O. Babak, S. Posonskiy // Journal of Sustainable Development of Transport and Logistics. - 2023. - Vol. 8, no. 1. - P. 43-52. - https://doi. org/. DOI: 10.14254/jsdtl.2023.8-1.3
20. Wasilewski, P. Frictional heating in railway brakes: A review of numerical models / P. Wasilewski // Archives of Computational Methods in Engineering. - 2020. - Vol. 27, iss. 1. - P. 45- 58. -. DOI: 10.1007/s11831-018-9302-3
21. Review of pantograph and catenary interaction / W. Zhang, D. Zou, M. Tan [et al.] // Frontiers of Mechanical Engineering. - 2018. - Vol. 13, iss. 2. - P. 311-322. -. DOI: 10.1007/s11465-018-0494-x
22. Ilunga, M. Finite-element-analysis-based feasibility study for optimizing pantograph performance using aluminum metal matrix composites / M. Ilunga, A. Agarwal // Processes. - 2024. - Vol. 12, iss. 3. -. DOI: 10.3390/pr12030445
23. Contact strip of pantograph heuristic wear model and its application / N. Zhou, X. Zhi, Y. Cheng [et al.] // Tribology International. - 2024. - Vol. 194. -. DOI: 10.1016/j.triboint.2024.109546
24. A study on the pantograph slide wear model based on energy dissipation / Y. Dong, B. Li, Z. Chen [et al.] // Applied Sciences. - 2025. - Vol. 15, iss. 12. - https://doi. org/. DOI: 10.3390/app15126748
25. Friction and wear of pantograph and catenary / G. Wu, G. Gao, W. Wei, Z. Yang // The Electrical Contact of the Pantograph-Catenary System: Theory and Application. - Singapore: Springer, 2019. - Chapter. - P. 71-107. -. DOI: 10.1007/978-981-13-6589-8_3
26. Walters, S. On modelling and control of pantograph catenary systems / S. Walters, A. Rachid, A. Mpanda // PACIFIC 2011 - International Conference on Pantograph-Catenary Interaction Framework for Intelligent Control, Conference Proceedings, Amiens, 8 Dec. 2011. - Amiens, 2011. - P. 54-63.
27. Shimanovsky, A. Modeling of the pantograph-catenary wire contact interaction / A. Shimanovsky, V. Yakubovich, I. Kapliuk // Procedia Engineering. - 2016. - Vol. 134. - P. 284-290. -. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.01.009
28. Sunar, Ö. Experimental investigation on the arc damage and fatigue crack initiation risk of copper-silver contact wires / Ö. Sunar, D. Fletcher // IEEE Transactions on Power Delivery. - 2022. - Vol. 38, iss. 2. - P. 777-784. -. DOI: 10.1109/TPWRD.2022.3198734
29. Sunar, Ö. Investigation of contact force and stress relationship in overhead line contact wires with finite element method / Ö. Sunar // Railway Engineering. - 2023. - Iss. 18. - P. 98-108. -. DOI: 10.47072/demiryolu.1295172
30. Sunar, Ö. A new small sample test configuration for fatigue life estimation of overhead contact wires / Ö. Sunar, D. Fletcher // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part F: Journal of Rail and Rapid Transit. - 2023. - Vol. 237, iss. 4. - P. 438-444. -. DOI: 10.1177/09544097221116531
31. Сосновский, Л.А. Новый раздел физики // Л.А. Сосновский, С.С. Щербаков, М.А. Журавков // Вестн. Бел. гос. ун-та транспорта: Наука и транспорт. - 2015. - № 1(30). - С. 64-93.
32. Галай, Э.И. Тепловой расчет фрикционных узлов тормоза грузовых вагонов / Э.И. Галай, П.К. Рудов, Е.Э. Галай // Механика. Исследования и инновации. - 2018. - Вып. 11. - C. 31-40.
33. Балакин, В.А. Тепловой режим фрикционного тормоза электропоезда при скоростном регулировании силы нажатия колодок / В.А. Балакин, Э.И. Галай // Трение и износ. - 1997. - № 5. - С. 636-642.
34. Богданович, П.Н. Трение, смазка и износ в машинах: учебник для вузов / П.Н. Богданович, В.Я. Прушак, С.П. Богданович. - Минск: Тэхналогiя, 2011. - 527 с.
35. Шимановский, А.О. Изменение напряженно-деформированного состояния элементов дискового тормоза при торможении / А.О. Шимановский, О.А. Суханова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - № 4(68). - С. 58-64. -. DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).58-64
36. Токосъемные вставки для токоприемников железнодорожного транспорта / И.С. Гершман, Н.В. Миронос, М.А. Мельник, Е.И. Гершман // Вестник ВНИИЖТ. - 2012. - № 4. - C. 3-10.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены глобальные и региональные тенденции развития аккумуляторного рынка с акцентом на сегмент систем накопления электроэнергии (СНЭЭ, ESS), стартерные и тяговые аккумуляторные батареи (АКБ). Особое внимание уделено оценке динамики рынка и рыночным драйверам. Отдельно рассмотрены перспективы развития рынка аккумуляторов в СНГ и Беларуси, а также стратегия перехода к инновационным и энергоэффективным решениям холдинга 1AKGROUP как крупнейшего белорусского производителя аккумуляторных батарей.
В работе предложен сопряженный алгоритм, представляющий собой комбинацию метода конечных элементов (МКЭ) и метода блочных элементов (МБЭ), для моделирования механического поведения массивов горных пород в окрестности глубоких подземных сооружений. МКЭ используется для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) вмещающего массива горных пород и выявления зон предельного состояния (ПС) в окрестности подземного сооружения посредством использования комплексного критерия предельного состояния. В таких зонах в дальнейшем применяется МБЭ для моделирования механического состояния области массива дискретной структуры с использованием деформируемых блочных элементов, что позволяет точно описывать локализованные зоны нарушения сплошности в массиве (разрушения, сдвигов и вывалов породных масс). Эффективность алгоритма подтверждена численным решением двух классических задач геомеханики: задачи об устойчивости одиночной выработки и задачи моделирования обрушения породных масс при ведении горных работ лавами применительно к месторождениям калийных солей Беларуси. Верификация результатов моделирования данными натурных замеров показала погрешность 5–17 % в количественных показателях при адекватном качественном повторении исследуемых геомеханических процессов. Среди преимуществ разработанного алгоритма учет неоднородности породных массивов (за счет использования методов механики дискретных сред), экономия вычислительных и временных ресурсов при проведении численных расчетов.
Выполнены расчеты и проведен анализ их результатов для случаев изо- и неизотермического вязкоупруго-вязкопластического и вязкоупругопластического изгибного деформирования цилиндрических панелей из стеклопластика, имеющих прямоугольную удлиненную форму в плане. Сравниваются пологие оболочки с традиционной 2D-структурой армирования и с пространственной 4D-структурой при одинаковом расходе волокон. Стеклопластиковые конструкции жестко закреплены по всей кромке и фронтально нагружаются избыточным кратковременным давлением высокой интенсивности со стороны вогнутой или выпуклой лицевой поверхности. Продемонстрировано, что в процессе осцилляций при отсутствии внешних источников тепла немеханического происхождения температура достигает таких пиковых значений, которые всего на 8–17 °C больше температуры естественного состояния композитной панели. Стабилизированные максимальные значения температуры (после затухания осцилляций конструкции) всего на 3–10 °C превосходят температуру естественного состояния. Пологие оболочки с 4D-структурой армирования нагреваются несколько больше, чем конструкции с 2D-структурой. Показано, что, несмотря на столь незначительный нагрев, расчет неупругой динамики таких панелей обязательно нужно проводить, учитывая не только чувствительность пластических свойств их компонентов композиции к скорости деформирования, но и температурный отклик. Продемонстрировано, что при динамическом нагружении искривленной панели со стороны любой из лицевых поверхностей в процессе осцилляций она прощелкивает в сторону вогнутости. В результате чего после затухания колебаний удлиненная цилиндрическая стеклопластиковая панель приобретает гофрированную форму со складками, ориентированными в продольном направлении. Показано, что в относительно тонкой пологой оболочке замена 2D-структуры армирования на пространственную 4D-структуру является неэффективной.
В данной работе представлены результаты новаторского исследования, направленного на повышение эффективности жидкостных подшипников скольжения путем применения кавитационно-волновой технологии обработки смазочной среды. Описана уникальная методика создания газогидродинамического потока в специально разработанном модельном устройстве, имитирующем гидродинамическую канавку упорного подшипника скольжения. Эта модель позволила детально изучить процессы, происходящие в подшипнике при воздействии кавитации. В ходе экспериментов были установлены важные закономерности, характеризующие изменения структуры газожидкостных потоков, распределение статического давления (разряжения) вдоль канала, расход смазки и интенсивность звуковых колебаний. Исследовано влияние таких параметров, как входное давление, расход балластной жидкости и подача воздуха в систему. Проведенный анализ позволил определить оптимальные значения этих параметров для достижения наилучших характеристик смазочного слоя. Результаты показали, что существует определенный, оптимальный для данной конструкции уровень входного давления, расхода балластной жидкости и воздуха, при котором статическое давление газожидкостной среды в канале модельного устройства распределено наиболее равномерно по длине, а звуковые колебания, отражающие эрозионное воздействие кавитации, достигают минимальных значений. Важным наблюдением стал эффект отсутствия снижения расхода жидкости при возникновении кавитации и введении балластной воды и воздуха. Это открывает перспективы применения искусственной кавитации и воды в качестве смазки для повышения работоспособности жидкостных подшипников скольжения, что может превзойти традиционные методы смазывания и материалы. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований в области разработки подшипников с улучшенными характеристиками
В данной работе представлена математическая модель для анализа работы модифицированного радиального подшипника скольжения, функционирующего на истинно-вязком смазочном материале. Модифицированная конструкция подшипника отличается нестандартным профилем опоры подшипниковой втулки и наличием полимерного покрытия с осевой канавкой на поверхности вала. Разработанная математическая модель учитывает ключевые факторы, влияющие на работу подшипника: вязкость смазочного материала, параметры конструкции подшипника (включая геометрические характеристики полимерного покрытия с канавками и форму опорного профиля втулки), а также влияние тепловых и механических нагрузок на величину рабочего зазора. Для моделирования гидродинамических процессов в смазочном слое использованы методы вычислительной гидродинамики и численные методы, позволившие получить детальные данные о распределении давления и скорости. В основе математической модели лежат уравнение движения жидкого смазочного материала в приближении «тонкого слоя» и уравнение неразрывности. Валидация модели проведена путем сопоставления результатов расчетов с данными лабораторных испытаний, что подтверждает ее адекватность и применимость для анализа и оптимизации характеристик подобных подшипниковых узлов. Результаты исследования подчеркивают значительную роль ширины канавки в полимерном покрытии и адаптации профиля опорной поверхности под реальные условия эксплуатации. Полученные данные могут быть использованы для проектирования и оптимизации подшипниковых узлов с улучшенными характеристиками трения.
Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.
В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.
В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.
В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ НАН БЕЛАРУСИ
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- Юр. адрес
- ул. Академическая, 12, 220072, г. Минск, Республика Беларусь
- ФИО
- ПОДДУБКО Сергей Николаевич (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- info@oim.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3700749
- Сайт
- http://oim.by/