Статья: Психолого-педагогическое изучение особенностей взаимодействия родителей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (2025)

Читать онлайн

Введение. Актуальность данного исследования связана с изучением особенностей личностных характеристик родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, и анализом изменений этих показателей в рамках участия в психокоррекционной программе. Основное внимание уделяется семьям, сталкивающимся с трудностями воспитания таких детей, а центральным аспектом исследования выступает трансформация механизмов психологической защиты родителей и её влияние на их способность к успешной психосоциальной адаптации. В рамках работы предполагается, что в личностной структуре родителей могут проявляться специфические регрессивные изменения, которые ограничивают их возможности для полноценной социальной и психологической адаптации. Гипотеза исследования фокусируется на выявлении этих изменений и оценке их динамики под воздействием специальной программы поддержки. Материалы и методы. Для проведения исследования использовался комплекс методик, включающий как малоформализованные, так и стандартизированные подходы. В рамках качественного анализа применялись метод беседы, сбор анамнестической информации, изучение документации и продуктов деятельности участников. Среди стандартизированных методов использовались экспериментально-психологическая методика «Индекс жизненного стиля» и показатель лояльности (NPS). В исследовании приняли участие 22 родителя из восьми городов России, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Процесс исследования был разделен на три последовательных этапа: подготовительно-аналитический, основной экспериментальный и заключительный обобщающий. Результаты исследования. В ходе исследования было обнаружено, что система психологических защит родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, характеризуется наличием специфических регрессивных изменений. Эти особенности ограничивают их способность к полноценной психологической и социальной адаптации. В рамках работы была разработана и внедрена психокоррекционная программа, направленная на снижение влияния неадекватных защитных механизмов. Результаты показали значительное сокращение частоты использования таких механизмов, как регрессия и проекция, что в свою очередь способствовало улучшению социальной адаптации родителей. Обсуждение и заключения. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании специфических регрессивных изменений в личности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Внедрение психокоррекционной программы, основанной на групповом формате работы и сочетании психолого-педагогических подходов, продемонстрировало свою эффективность в повышении уровня психологической и социальной адаптации семей. Практическая ценность исследования заключается в создании методики групповых занятий, направленных на поддержку родителей и укрепление их психосоциальной адаптации.

Ключевые фразы: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (тмнр), семья ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, психокоррекционная программа, психологическая защита
Автор (ы): Порфирьев Иван Васильевич
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.072.43. Групповые исследования
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2025-13-1-9
Для цитирования:
ПОРФИРЬЕВ И. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. ТОМ 13, № 1
Текстовый фрагмент статьи