Статья: НЕАФФИРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИТИКА BILDUNG В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена одному из актуальных направлений современной педагогической мысли - неаффирмативной теории образования (non-affirmative education theory). Подчеркивается характерное положение рассматриваемой теории на стыке англоязычной традиции философии образования и континентальной традиции общей педагогики, которая в основных чертах воспринята и отечественной педагогической мыслью. Заимствованный философией образования из немецкой педагогики концепт Bildung дополняет практически ориентированное понятие education, позволяя увидеть образование как путь общего становления личности. Тем самым, в целях решения педагогических проблем становится возможным опереться не только на аналитическую философию, но и на все наследие философии континентальной, для которой проблема развития человека всегда была одной из основных. Цель неаффирмативной теории образования - преодоление решающего противоречия между стремлением человека к свободе и ограничивающим воздействием педагогической практики. Ключевое предположение неаффирмативной теории в сфере антропологи состоит в отказе признавать за человеком обладание врожденным пониманием морали, но признание способности к ее постепенному пониманию в процессе взаимодействия с миром. Неаффирмативная теория, при всем ее своеобразии, позволяет увидеть типичные черты современной аналитики образования: представление о непосредственной практике образования - воспитании, education, Erziehung - как о контролируемом процессе, который может быть переориентирован на решение произвольно поставленных задач; заинтересованность в интерпретации процесса развития человека и рассмотрения образования в антропологическом горизонте; убежденность в том, что образовательная практика может непротиворечиво поставлена в соответствие с правильно понятым процессом образования-Bildung.

Ключевые фразы: неаффирмативная теория образования, образование, философия образования, развитие, СВОБОДА, парадоксы в образовании
Автор (ы): Крикунов Александр Евгеньевич
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
Для цитирования:
КРИКУНОВ А. Е. НЕАФФИРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИТИКА BILDUNG В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ // ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 2025. № 1 (69)
Текстовый фрагмент статьи