В эпоху пандемий и тотальной потери здоровья вопросы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения не теряют своей актуальности. Традиционные методы формирования моделей поведения, ведущих к сохранению здоровья, не всегда приводят к ожидаемому результату. Необходим совершенно новый взгляд на обозначенную проблему. Проведенный анализ исследований внутренней картины болезни позволил наметить новый вектор исследований формирования внутренней картины болезни. В связи с этим проведено пилотное исследование особенностей отношения к болезни родителей и их взрослых детей. Для проведения исследования были отобраны семейные диады (мать и дочь) в количестве 25 человек. Общее число респондентов составило 50 человек в возрасте от 17 до 69 лет. Использовался следующий комплект методик: для диагностики чувственного уровня (шкала GH- общее состояние здоровья в «SF-36 Health Status Survey» и методика САН), для диагностика эмоционального уровня (проводилась запись оценка вариабельности сердечного ритма с помощью компьютерной программы «Омега-М», опросник SCL-90-R, методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях), для диагностики интеллектуального уровня (производилась оценка то́рмозного контроля посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик Е. Г. Вергунов), методика «Уровень субъективного контроля»), для диагностики мотивационного уровня (методика ТОБОЛ). Проведенное исследование доказывает то, что у взрослых детей диагностируются идентичных родителям показатели по всем уровням ВКБ, что с большой долей вероятности определяет особенности здоровьесберегающего поведения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
При исследовании особенности поведения людей, имеющих проблемы со здоровьем, большинство авторов фокусируют свое внимание на физиологических проявлениях, указывая, что именно симптоматика заболеваний определяет как саму активность человека, так и ее вектор.
Список литературы
1. Андреичева Е.Н. Анализ взаимосвязи жизнестойкости как личностной характеристики с типами отношения к болезни при гипертонической болезни // В мире научных открытий. 2010. № 4-14 (10). С. 21-23.
2. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Том 71. № 1. С. 39-71. DOI: 10.31857/S0044467721010032
3. Боговин Л.В., Водолазская А.С. Взаимосвязь мотивационных особенностей личности и типов отношения к болезни у больных бронхиальной астмой // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. № 46. С. 30-34.
4. Бурсиков А.В., Манюгина Е.А. Механизмы психологической защиты и типы отношения к болезни у пациентов с артериальной гипертонией // Вестник Ивановской медицинской академии. 2010. Т. 15. № 2. С. 48-49.
5. Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В. Типы отношения к болезни, качество жизни и приверженность лечению в дебюте гипертонической болезни // Клиническая медицина. 2007. Т. 85. № 8. С. 44-46.
6. Васильева И.А. Отношение к болезни пациентов на хроническом гемодиализе // Нефрология. 2005. Т. 9. № 2. С. 53-60.
7. Воробьева Л.И. Психологическое отношение к болезни у лиц с хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 77.
8. Гольдшейдер А. Боевые вопросы врачевания. М: Госиздат, 1929. 95 с.
9. Дубровина Л.Н., Казначеева Л.Ф., Рогатных Е.П., Рычкова Н.А. Отношение к болезни подростков с атопическим дерматитом по данным психологического тестирования // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 187a. EDN: KXAYPR
10. Ельникова О.Е. Диагностика интеллектуального уровня внутренней картины болезни у представителей разных групп здоровья // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 1 (29). С. 86-93.
11. Ельникова О.Е. Особенности влияния уровня интернальности на субъективное отражение состояния здоровья // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 5 (34). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 1.02.2025).
12. Ельникова О.Е. Особенности тормозных процессов юношей и девушек с различными моделями здоровьеформирующего поведения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 2 (50). С. 19-27. DOI: 10.24888/2073-8439-2020-50-2-19-27
13. Ельникова О.Е. Отношение к болезни представителей разных групп здоровья // Вестник психофизиологии. 2014. № 2. С. 24-27.
14. Ельникова О.Е. Психологические и психофизиологические особенности субъективной реакции на болезнь. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. 100 с.
15. Ельникова О.Е. Субъективная оценка здоровья как основа типов отношения к болезни // Научное мнение. 2016. № 10. С. 158-161.
16. Ельникова О.Е. Субъективная реакция человека на болезнь: анализ проблемы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 1 (25). С. 10-18.
17. Кириллова Е.П., Губина С.Т., Ячменева А.А. Эмоциональный интеллект и отношение к болезни у больных туберкулезом легких // Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. СПб.: Профессиональная наука, 2020. С. 95-103.
18. Киушкина И.Н., Лычев В.Г., Гранитов В.М., Никулина М.А. Типы отношения к болезни у пациентов с бронхиальной астмой и сахарным диабетом на фоне описторхозной инвазии // Дальневосточный журнал инфекционной патологии. 2008. № 12. С. 242-243.
19. Колесниченко М.С., Кочгурова Д.А. Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 212-213.
20. Корнеева В.А., Величинская О.А., Кундер Е.В. Преобладающий тип отношения к болезни у пациентов с ревматоидным артритом и остеоартритом // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2010. Т. 9. № 4. С. 34-39.
21. Крайнюков С.В. Отношение к здоровью и болезни у подростков с патологиями позвоночника // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике. Материалы международной научной конференции. СПб.: ООО “Скифия-принт”, 2019. С. 234-235.
22. Лас Е.А. Эмоционально-личностные предикторы отношения к болезни у пациентов с ревматоидным артритом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 262-270.
23. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 c.
24. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
25. Невзорова Н.С. Стратегии совладающего поведения и типы отношения к болезни, характерные для пациентов с атопическим дерматитом // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-6. С. 1255-1258.
26. Николаева В.В. Влияние хронических болезней на психику. Психологическое исследование. М.: Издательство московского университета, 1987. 168 c.
27. Олейников С. Психологические факторы отношения к болезни у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа // Сборник материалов XLII (42) Итоговой научной конференции молодых ученых МГМСУ имени А.И. Евдокимова. Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации. М.: Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. С. 59-61.
28. Петрова М.М., Рачко Т.А. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом // Бюллетень сибирской медицины. 2006. Т. 5. № 4. С. 144-146.
29. Резникова Т.Н., Семиволос В.И., Селиверстова Н.А., Никифорова И.Г. Отношение к болезни у больных рассеянным склерозом // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2007. Т. 8. № 3. С. 179-181. EDN: NTJSUZ
30. Резникова Т.Н., Смирнов В.М. О моделировании “Внутренней картины болезни” // Проблемы медицинской психологии (материалы научной конференции). Отв. ред. Кабанов М.М. Л.: Издательство “Медицина”, 1976. С. 122-124.
31. Семенихин Д.Г., Башмакова О.В., Карпов А.М. Социально-психологические предикторы формирования отношения пациентов с гипертонической болезнью к терапии психопатологических расстройств // Неврологический вестник. 2008. Т. 40. № 2. С. 54-56.
32. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекция в клинике. / Под редакцией М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. Л.: Издательство “Медицина”, 1983. С. 38-61.
33. Ткач М.Г. Исследование типа отношения к болезни у людей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход. Сборник научных статей. Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. С. 263-267.
34. Токарева Н.Г., Мингалева А.А. Типы отношения к болезни у больных травматологического отделения: клинико-психологический аспект // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. Часть 2. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2020. С. 449-453.
35. Фомин А.В., Кирпиченко А.А., Фомин Ф.А. Типы отношения к болезни и качество жизни пациентов с острым панкреатитом // Новости хирургии. 2014. Т. 22. № 3. С. 306-312.
36. Чарити Д.Т. Типы отношения к болезни подростков с атопичеким дерматитом: гендерный аспект // Перспективы науки и образования. 2015. № 6 (18). С. 62-66.
37. Шатохин А.А., Ельникова О.Е. Психологические особенности реагирования на угрозу потери здоровья в эпоху пандемии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 49-57. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-60-4-49-57
38. Щукина Е.Г., Булыгина Л.С. Особенности типов отношения к болезни у женщин со злокачественными новообразованиями органов репродуктивной системы // Экология человека. 2006. № 9. С. 57-60.
39. Яковлева Л.В., Шайбакова Л.Р., Бурангулова А.В. Отношение к болезни детей подросткового возраста с синдромом артериальной гипертензии // Детские болезни сердца и сосудов. 2006. № 4. С. 62-64.
40. Яльцева Н.В., Речкина Е.В., Филатова Ю.С., Коршунов Н.И. Изменение отношения к болезни у пациентов ревматологического профиля на фоне терапии антидепрессантами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2007. № 3. С. 12-14. EDN: IBUMAX
41. Harrison M.J., Tricker K.J., Davies L., Hassell A., Dawes P. The relationship between social deprivation, disease outcome measures, and response to treatment in patients with stable, long-standing rheumatoid arthritis // The Journal of Rheumatology. 2005. Vol. 32 (12). Pp. 2330-2336.
42. Miller G., Chen E., Cole S.W. Health Psychology: Developing Biologically Plausible Models Linking the Social World and Physical Health // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Pp. 501-524. DOI: 10.1146/annurev.psych.60.110707.163551
43. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Интерпретация художественного текста является одним из ключевых уровней читательской грамотности. Но фактически в школе процесс организации интерпретационной деятельности осуществляется в определенной степени только в 8-9 классах, причем чаще всего в формате подготовки к заданиям ОГЭ. В результате в речи обучающихся наблюдаются логические ошибки, она страдает бедностью словарного запаса. Ученики не могут извлечь из текста культурологическую информацию и осмыслить ее в контексте творчества писателя и культуры в целом. Поэтому интерпретационной деятельности необходимо уделять должное внимание, начиная с 5 класса. Благодатным материалом для такой работы, на наш взгляд, могут служить присутствующие в художественных текстах интермедиальные включения, содержащие описания других видов искусства. Психологически возраст детей 5 класса характеризуется стремлением к личностной самоидентификации, активным развитием головного мозга, повышенной эмоциональностью восприятия, развитием словесно-логического мышления, умения рассуждать. Поэтому целесообразно закладывать серьезные основы полноценной интепретационной деятельности именно в этом возрасте. Интермедиальные элементы художественного текста релевантно соотносятся с этими психологическими особенностями и с психологической точки зрения способны внести дополнительный позитив в эти процессы. В предлагаемой статье приводятся классификация внутритекстовых интермедиальных включений и методическая модель их анализа с целью формирования интерпретационных умений школьников. Практическое действие этой модели рассматривается на примере формирования интерпретационных умений пятиклассников при изучении повести-сказки Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В статье демонстрируется, как анализ экфрастических элементов способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, более глубокому пониманию особенностей его композиции, сюжета, образной системы, выявлению отличительных черт его поэтики. Благодаря такому анализу повышается общий уровень художественной подготовки, эстетической и читательской культуры учащихся, стимулируется активная работа их эмоциональной сферы и творческого воображения, происходит их духовно-нравственное развитие.
Статья посвящена вопросам изучения проблемы формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников при обучении иностранному языку. Цель статьи - показать возможность и целесообразность использования практико-исследовательского проекта как одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении десятиклассников лексической стороне речи иностранного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников для оптимизации процесса усвоения иноязычной лексики. Учитывая потребность десятиклассников к планированию, рефлексии и самоанализу, показана необходимость использования практико-исследовательского проекта как педагогической технологии для формирования метакогнитивных стратегий. В статье описаны виды метакогнитивных стратегий, проанализировано их положительное влияние на усвоение лексики иностранного языка, а также предложен адаптированный вариант практико-исследовательского проекта. Предлагается включение в процесс обучения десятиклассников иностранному языку формирование метакогнитивных стратегий на основе практико-исследовательского проекта, направленного на рефлексию собственной деятельности по усвоению лексики английского языка. В статье проанализировано опытное обучение, проведенное в МБОУ «Гимназия № 64 имени В. А. Котельникова» города Липецка с учащимися десятого класса на основе практико-исследовательского проекта «Как применение метакогнитивных стратегий повлияет на мое усвоение лексики английского языка?»: представлена анкета, проанализированы результаты анкетирования, предложены 5 вариантов кейсов для проведения практико-исследовательского проекта, описаны организация и результаты опытного обучения. Анализ литературы по проблеме исследования и проведенное опытное обучение показали, что практико-исследовательский проект может являться одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении иностранному языку, так как обучающиеся не только получают знания о метакогнитивных стратегиях, но и могут проверить их эффективность на практике в процессе изучения иностранного языка. Практические материалы статьи представлены на русском языке, так как они носят универсальный характер и могут быть использованы при обучении любому иностранному языку.
Научная статья посвящена проблеме модернизации процесса профессионального обучения в связи с сокращением сроков обучения по новым и актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Требования интенсификации, индивидуализации учебного процесса как факторы подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для современного производства рассмотрены в качестве предпосылок проектирования педагогической технологии уровневого профессионального обучения. На основе ретроспективного анализа теорий дифференцированного, личностно-ориентированного обучения и современных тренинговых технологий подготовки обучающихся СПО к участию в чемпионатах профессионального мастерства федерального проекта «Молодые профессионалы» была разработана технология уровневого профессионального обучения. В статье теоретически обоснованы структурные компоненты разработанной педагогической технологии: концептуальный, содержательный, процессуальный. Рассмотрены педагогические условия для эффективной реализации педагогической технологии: методическое сопровождение индивидуализации процесса обучения и повышения самостоятельности обучающихся. Средствами уровневого обучения являются рабочая тетрадь с комплексом разноуровневых заданий и цифровой образовательный ресурс с доступом к тематическим блокам учебного материала чрез QR-кодирование. Освоение содержания учебного материала каждого учебного блока происходит последовательно на трех уровнях обучения: репродуктивном, реконструктивном и творческом. Сформированность практических навыков профессиональной деятельности на минимальном, базовом или оптимальном уровне усвоения фиксируется на этапе самодиагностики, взаимодиагностики, внешней оценки педагогом, что позволяет своевременно организовать коррекцию знаний и умении каждого обучающегося, спланировать индивидуальный образовательный маршрут. В статье описан положительный опыт организации и проведения педагогического эксперимента по апробации технологии уровневого обучения в образовательном процессе СПО в учебных заведениях Российской Федерации в условиях сокращенных сроков освоения образовательных программ СПО.
Статья посвящена одному из актуальных направлений современной педагогической мысли - неаффирмативной теории образования (non-affirmative education theory). Подчеркивается характерное положение рассматриваемой теории на стыке англоязычной традиции философии образования и континентальной традиции общей педагогики, которая в основных чертах воспринята и отечественной педагогической мыслью. Заимствованный философией образования из немецкой педагогики концепт Bildung дополняет практически ориентированное понятие education, позволяя увидеть образование как путь общего становления личности. Тем самым, в целях решения педагогических проблем становится возможным опереться не только на аналитическую философию, но и на все наследие философии континентальной, для которой проблема развития человека всегда была одной из основных. Цель неаффирмативной теории образования - преодоление решающего противоречия между стремлением человека к свободе и ограничивающим воздействием педагогической практики. Ключевое предположение неаффирмативной теории в сфере антропологи состоит в отказе признавать за человеком обладание врожденным пониманием морали, но признание способности к ее постепенному пониманию в процессе взаимодействия с миром. Неаффирмативная теория, при всем ее своеобразии, позволяет увидеть типичные черты современной аналитики образования: представление о непосредственной практике образования - воспитании, education, Erziehung - как о контролируемом процессе, который может быть переориентирован на решение произвольно поставленных задач; заинтересованность в интерпретации процесса развития человека и рассмотрения образования в антропологическом горизонте; убежденность в том, что образовательная практика может непротиворечиво поставлена в соответствие с правильно понятым процессом образования-Bildung.
В настоящее время в связи с возрастающей распространенностью детской инвалидности инклюзивное образование рассматривается в качестве приоритетного направления национальных систем школьного образования. Особую озабоченность мирового сообщества вызывает увеличение детей с нарушением речи. Цель данного исследования: выявить особенности обучения иностранному языку младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В исследовании приняли участие школьники с признаками СДВГ, обучающиеся в 4-ых классах и изучающие английский язык. Базой исследования явилась ГУО «Средней школы № 18 г. Бреста». В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научных источников, проектирование игровых заданий, наблюдение, методическая рефлексия. В исследовании были использованы авторские разработки системы игровых упражнений на английском языке для учащихся 4-го класса начальной школы. В процессе теоретического анализа научных источников выявлены базовые принципы и дидактические условия эффективного обучения английскому языку младших школьников с признаками СДВГ. Апробирование авторской разработки системы игровых упражнений на английском языке для обучающихся 4-го класса начальной школы показало, что их использование способствует повышению уровня языковой подготовки учащихся с признаками СДВГ. Кроме этого отмечено, что игровая иноязычная деятельность младшего школьника в учебном процессе повышает мотивацию, концентрацию внимания ребенка, увеличивает возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает его коммуникативные навыки, помогает лучшему взаимодействию с обычными детьми класса, делает занятие более интересным и динамичным. Наблюдения в процессе апробации игровых упражнений на уроках английского языка свидетельствуют о повышении уровня языковой подготовки учащихся, также отмечается, что игровые упражнения мотивируют ученика, повышают концентрацию внимания, дают ему возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивают его коммуникативные навыки, помогают ему лучше взаимодействовать с обычными учащимися класса, делают урок более интересным и динамичным.
В статье рассматривается актуальная для российской действительности проблема сохранения и развития традиционных российских ценностей в условиях стремительно меняющегося мира. В работе анализируется общественная ситуация, мировые тенденции и их влияние на личность, нравственные эталоны, изменение морального облика современного человека и связанные с этими явлениями последствия на уровне личности отдельного индивида, государства и мира как такового. В статье подробно рассмотрены задачи, поставленные перед системой образования в области сохранения и воспитания нравственных ориентиров у воспитанников образовательных учреждений основного общего образования высшими органами власти. В работе проведен анализ содержания нормативных документов (ФГОС ООО), прописывающих задачи современной системы образования в части достижения личностных результатов. В связи с поставленными задачами авторами рассмотрен воспитательный потенциал биографического метода, проанализировано его использование в отечественной системе образования в разные исторические периоды. В настоящее время интерес к данному методу возрастает, так как существует потребность в сохранении исторической памяти, знании отечественной истории и значении личностного вклада в развитие государства, отечественной науки. В связи с этим в работе предложены персоналии, которые могут быть использованы в практической деятельности при изучении различных школьных дисциплин, кроме того в работе указан список личностей, чьи биографии вызывают интерес у учащихся. В статье авторами представлены возможные педагогические риски при использовании биографий известных людей на уроках в школе и предложены возможные пути их минимизации.
Современное российское общество сталкивается с множеством новых вызовов в области здравоохранения, таких как появление новых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и рост числа хронических заболеваний. Все это требует нового подхода к формированию медицинской грамотности населения. Большой объем информации о здоровье и медицине определяет значимость важно обучения населения критическому мышлению и способности отличать достоверную информацию от недостоверной. Задачи по формированию у населения ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, привитию навыков здорового образа жизни, развитию культуры здоровья приводят к необходимости поиска эффективных способов их достижения, одним из которых, по мнению авторов, является медицинское просвещение. Методология, методы и методики исследования базировались на системных и кластерных подходах как ключевых, основополагающих подходов медицинского просвещения в российском современном обществе. В работе представлена авторская педагогическая модель медицинского просвещения населения, включающая целевой, содержательный и результативный блоки. В целевом блоке модели определены цели, подходы и принципы в соответствии с базовым понятием. Дается описание функций, задач, каналов и направлений медицинского просвещения, которые были размещены в содержательном блоке модели. Исследователями выделены и описаны критерии и уровни сформированности медицинской грамотности населения. В модели также представлены этапы просветительской работы с населением и организационно-педагогические условия. Разработанная педагогическая модель медицинского просвещения населения может быть реализована как в практике подготовки специалистов медицинской сферы к медицинской просветительской деятельности, так в рамках совершенствуя профессиональных компетенций специалистов социального и гуманитарного профиля профессиональной деятельности.
В настоящее время возрос интерес иностранных студентов к обучению в российских вузах, вследствие этого на подготовительных факультетах разрабатываются и применяются различные методики для успешной интеграции зарубежных слушателей не только в российскую систему образования, но и в общество. Одной из главных целей в методике русского языка как иностранного является обучение диалогическому общению. В данной статье рассматривается феномен диалога, а также особенности его преподавания иностранным учащимся на довузовском этапе. От успешного освоения данного вида деятельности зависит не только будущее обучение иностранца, но и уровень комфортности его повседневной жизни. В статье анализируется понятие «диалог», причины его возникновения и преимущества перед другими речевыми видами деятельности, а также его роль в месте занятия. Также автором рассматривается процесс обучения диалогической речи на основе типично-коммуникативных ситуаций. В статье анализируются основные виды таких ситуаций: учебная и естественная, выделяются и описываются их сходства и различия. Дается сравнение двум подходам в обучении диалога - дедуктивному и индуктивному. Значительное внимание уделяется особенностям вышеупомянутых подходов: дается их краткое описание, отмечаются достоинства и недостатки, а также предлагаются образцы работы с ними. Данная статья дополняется описанием тем типично-коммуникативных ситуаций и требований, которые предъявляются к иностранному учащемуся по владению диалогической речью на довузовском этапе. В заключении отмечается важность работы по развитию диалогической речи студентов подготовительных факультетов, а также предложены рекомендации, которые могут помочь в построении учебного процесса.
Успешность профессиональной деятельности педагогов обусловлена целым рядом индивидуально-личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста. Одним из ключевых триггеров результативности данной деятельности выступает профессиональная самореализация педагога обеспечивающая в целом удовлетворенность специалиста результатами своего труда. В то же время нужно отметить, что профессиональный успех педагога зависит от его умения расположить к себе учащихся, найти нужный коммуникативно-эмоциональный подход к обучающимся, понять их по вербальным и невербальным проявлениям в трудных для них ситуациях. Все это невозможно без должной сформированности социального интеллекта. Основная цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обобщении современных подходов к изучению профессиональной самореализации специалиста и эмпирическом обосновании социального интеллекта как предиктора профессиональной самореализации начинающих педагогов. Теоретической основой исследования выступили: теория личности А. Маслоу, теоретическое обоснование социального интеллекта как особого вида познания (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд), концепция рассматривающая социальный интеллект как компетентность в сфере коммуникации (Р. Стернберг), полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании использовались: «Многомерный опросник самореализации личности» С. И. Кудинова: «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена. С целью определения субъективного принятия учащимися педагогов использовалась авторская анкета «Индекс субъективного принятия педагога». При математико-статистической обработке были задействованы t-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ. В исследовании приняло участие 89 начинающих педагогов со стажем работы 1-3 года в возрасте 23-27 лет. В выборку вошли 53 женщины и 36 мужчин, общеобразовательных учреждений г. Москвы. Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу о наличии зависимости уровня развития социального интеллекта и успешности профессиональной самореализации начинающих педагогов. Результаты сравнительного анализа показали, что более высокий уровень развития социального интеллекта выступает предпосылкой успешности самореализации педагогов, где в качестве системообразующих составляющих выступают установки преобразования, мотивация достижения, креативность, оптимистичность и результативность деятельности. В то время как у респондентов со средне-низким уровнем развития социального интеллекта отмечаются трудности профессионального самовыражения, а доминантными характеристиками являются пессимистичность, установки приспособления, мотивация избегания и консервативность. Проведенное исследование доказывает необходимость разработки и реализации специальных курсов по развитию социального интеллекта в период профессиональной подготовки студентов, а также курсов повышения квалификации по данной теме для молодых специалистов.
Статья содержит теоретический анализ проблемы формирования мотивационной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки, которая бы опиралась на такое комплексное качество, как жизнестойкость. По мнению автора, жизнестойкость является более общим понятием по отношению к понятию стрессоустойчивости. Что, в свою очередь, определяет способность личности противостоять разнообразным стрессам, которые неизбежно возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Автор указывает на связь стрессоустойчивости с мотивационным комплексом, а, именно, с уровнем и видом мотивации: внутренней и внешней, положительной и отрицательной. И подчеркивает важность для эффективного решения профессиональных задач в структуре личности таких комплексных качеств, как стрессоустойчивость и жизнестойкость. В статье дается отсылка к ряду работ отечественных и зарубежных авторов, в которых осуществляется анализ этих понятий. И обосновывается актуальность изучения психологических характеристик, которые входят в состав свойства жизнестойкости. В процессе эмпирического исследования автор обнаруживает связь между степенью готовности к профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов и степенью удовлетворенности профессией у трудоустроенных выпускников с уровнем жизнестойкости и определенными стратегиями стресс преодолевающего поведения. Определено также различие в оценке жизненных ситуаций как возможности обучения у студентов, пока не имеющих собственного профессионального опыта, и у молодых специалистов. Полученные результаты ставят вопрос о необходимости формирования жизнестойкости как профессионально важного качества, в том числе и как условия эффективной профессиональной деятельности без высокого риска эмоционального выгорания.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru