Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования - типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения-2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17-18 лет) и выпускников вузов (20-23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов - акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 - транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.
Идентификаторы и классификаторы
Благодаря использованию агрегированных данных 2019–2023 гг. удалось сгладить разовые флуктуации и выявить устойчивые миграционные паттерны для каждого субъекта РФ. Результаты показали, что большинство регионов России (45) продолжают выступать донорами образовательной миграции – они теряют значительную часть своих талантливых выпускников, которые уезжают получать образование в другие субъекты.
Только 12 регионов-акцепторов стабильно выигрывают от межрегионального перетока студентов, привлекая молодежь со всей страны. Полученная типология имеет важное прикладное значение. Она позволяет объективно оценивать эффективность действий органов государственного управления по закреплению молодежи и развитию региональных вузов. Изменение статуса региона во времени – переход из доноров в баланс или транзит, а затем в акцепторы – служит интегральным показателем успеха региональной образовательной политики. Например, увеличение контрольных цифр приема и создание опорных университетов в регионах-донорах может способствовать тому, чтобы часть абитуриентов оставалась учиться в родном субъекте РФ, а некоторые региональные университетские центры начнут притягивать студентов из соседних областей.
Список литературы
1. Апенько С.Н., Лукаш А.В. Инновационное развитие регионов и внутренняя миграция в России. E-Management. 2023;6(1):81-94. DOI: 10.26425/2658-3445-2023-6-1-81-94 EDN: VFOULF
2. Храмова М.Н., Зорин Д.П. Проблемы реализации конкурентных преимуществ российского Дальнего Востока в контексте развития человеческого капитала. Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020;(4):44-58. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-4-04 EDN: OMJRVC
3. Ракачев В.Н., Морозова Е.В. Высшее образование как ресурс политики развития региона: пример Краснодарского края. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):827-855. DOI: 10.22363/2313-1438-2022-24-4-827-855 EDN: PKJQAP
4. Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Миграционная мобильность российской молодежи обусловлена образовательными приоритетами. Экономическое развитие России. 2021;28(10):61-63 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/migrationnaya-mobilnost-rossiyskoy-molodezhi-obuslovlena-obrazovatelnymi-prioritetami (дата обращения: 18.04.2025). EDN: HMALBL
5. Дождиков А.В. Межрегиональная миграция молодежи в Российской Федерации. ДЕМИС. Демографические исследования. 2024;4(3):119-137. DOI: 10.19181/demis.2024.4.3.8 EDN: ZPVQJZ
6. Дождиков А.В. Образовательная миграция в Республике Мордовия. Регионология. 2023;31(1):182-198. DOI: 10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198 EDN: EPJCGK
7. Дождиков А.В., Корнилова Е.В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования. Высшее образование в России. 2023;32(3):67-83. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-323-67-83 EDN: DUSOSM
8. Zhao M., Hu Y. Migration premium? The economic returns to youth inter-province migration in post-reform China. Journal of Youth Studies. 2019;22:1409-1427. DOI: 10.1080/13676261.2019.1587153
9. Ding X. College education and internal migration in China. China Economic Review. 2021;69:101649. DOI: 10.1016/j.chieco.2021.101649 EDN: GVMXYF
10. Hvozdetska B., Varha N., Nikon N., Kocsis Z., Kovács K. Migratory moods and temporary employment of students of Central and Eastern Europe. Italian Sociological Review. 2020;10:305. DOI: 10.13136/ISR.V10I2.342 EDN: JIHEFP
11. Baryla Е.А., Dotterweich D. Student migration: do significant factors vary by region? Education Economics. 2001;9(3):269-280. DOI: 10.1080/09645290110086135
12. Hanssen T., Mathisen T. Exploring the attractiveness of a Norwegian rural higher education institution using importance-performance analysis. Scandinavian Journal of Educational Research. 2018;62:68-87. DOI: 10.1080/00313831.2016.1212254
13. Marsiglia F., Campos A., Wu S., Nuño-Gutiérrez B., García-Pérez H., Glick J. Exploring the association between educational aspirations and intentions to migrate among youth in Central Mexico by gender. International Journal of Social Welfare. 2023;33(3):579-590. DOI: 10.1111/ijsw.12625 EDN: JWSAGO
14. Nygård O. Pre-migration status, social capital, and the educational aspirations of children of immigrants in disadvantaged Swedish schools. Scandinavian Journal of Educational Research. 2021;66:580-593. DOI: 10.1080/00313831.2021.1897878 EDN: QNTWID
15. Chesters J., Cuervo H. (In)equality of opportunity: Educational attainments of young people from rural, regional and urban Australia. The Australian Educational Researcher. 2021;49:43-61. DOI: 10.1007/s13384-021-00432-0
16. Xiaoyin L., Abzhapparova A. Educational migration: the experience of China. Journal of Philosophy, Culture and Political Science. 2019. DOI: 10.26577/jpcp.2019.v67.i1.017
17. Rehák Š., Eriksson R. Migration of university graduates and structural aspects of regional higher education. European Planning Studies. 2020;28:1941-1959. DOI: 10.1080/09654313.2019.1700483
18. Cui C., Wang Y., Wang Q. The interregional migration of human capital: the case of “first-class” university graduates in China. Applied Spatial Analysis and Policy. 2021;15:397-419. DOI: 10.1007/s12061-021-09401-7 EDN: FDIVIS
19. Iammarino S., Marinelli E. Education-job (mis)match and interregional migration: Italian university graduates’ transition to work. Regional Studies. 2015;49:866-882. DOI: 10.1080/00343404.2014.965135
20. Haussen T., Uebelmesser S. Job changes and interregional migration of graduates. Regional Studies. 2018;52:1346-1359. DOI: 10.1080/00343404.2017.1381335
21. Fini R., Meoli A., Sobrero M. University graduates’ early career decisions and interregional mobility: self-employment versus salaried job. Regional Studies. 2022;56:972-988. DOI: 10.1080/00343404.2022.2069236 EDN: ZMHIJP
22. Horvath K. Migration background - statistical classification and the problem of implicitly ethnicising categorisation in educational contexts. Ethnicities. 2019;19:558-574. DOI: 10.1177/1468796819833432
23. Kotavaara N., Kotavaara O., Rusanen J., Muilu T. University graduate migration in Finland. Geoforum. 2018. DOI: 10.1016/j.geoforum.2018.07.010
24. Champion T., Green A., Kollydas K. The gainers and losers from the United Kingdom’s university-related migration: a subregional analysis of Graduate Outcomes Survey data. Population, Space and Place. 2024;30(5). DOI: 10.1002/psp.2757 EDN: DZZFNJ
25. López Е.А., Juárez Л.Г., Veytia М.Г. Typological scheme of migrations and forced displacements. Estudios Fronterizos. 2019;20:e028. DOI: 10.21670/ref.190728
26. Piguet Е., Kaenzig R., Guélat J. The uneven geography of research on “environmental migration”. Population and Environment. 2018;39:357-383. DOI: 10.1007/s11111-018-0296-4 EDN: XTJYDF
27. Kaenzig R., Piguet Е. Toward a typology of displacements in the context of slow-onset environmental degradation. An analysis of hazards, policies, and mobility patterns. Sustainability. 2021;13(18):10235. DOI: 10.3390/su131810235 EDN: BWVTUT
28. Du H. Mobilities and identities of educated young adults: a life-history and biographical study. China Review. 2018;18:35-57.
29. Davda L.S., Radford D.R., Scambler S., Gallagher J.E. A typology of internationally qualified dentists in the UK based on migration and professional integration. Journal of Migration and Health. 2024;9(1):100232. DOI: 10.1016/j.jmh.2024.100232 EDN: CVRSMU
30. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Васильева Е.Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов: монография. Москва: Проспект; 2023. 128 с. Режим доступа: https://argorussia.ru/ru/node/1473 (дата обращения: 18.04.2025). EDN: KRXPMA
31. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики. Вопросы образования. 2016;(3):169-203. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-169-203
32. Мкртчян Н.В. Половые диспропорции в потоках долговременной миграции в России. Демографическое обозрение. 2021;(3):6-19. DOI: 10.17323/demreview.v8i3.13264 EDN: JLTGTB
33. Герасимов А.А. Соотношение полов во внутрирегиональной миграции в России: пространственная и возрастная дифференциация. Демографическое обозрение. 2022;(1):92- 108. DOI: 10.17323/demreview.v9i1.14575 EDN: MFMBIB
34. Воробьева О.Д., Топилин А.В., Гребенюк А.А., Лебедева Т.В. Анализ миграционных процессов по данным переписей населения в России. Экономика региона. 2016;(1):175-188. DOI: 10.17059/2016-1-13 EDN: VQGXUD
35. Сивоплясова С.Ю. Гендерные особенности миграционного поведения молодежи Центральной Азии и России. Международный демографический форум: материалы заседания. 2020:458-463. Режим доступа: https://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/МеждДемФор2020.pdf (дата обращения: 05.01.2025). EDN: BHWHHP
36. Микрюков Н.Ю. Межрегиональная и международная миграции как факторы гендерных диспропорций в регионах России. Наука. Культура. Общество. 2023;29(4):65-84. DOI: 10.19181/nko.2023.29.4.6 EDN: KUCUJE
37. Безвербный В.А., Микрюков Н.Ю., Ситковский А.М. Образовательные межрегиональные миграции в России в 2017-2019 гг.: гендерные и пространственные аспекты. Новые исследования Тувы. 2024;(3):226-239. DOI: 10.25178/nit.2024.3.13 EDN: KKOFPI
38. Касымова С.Р. Гендерная социализация детей в контексте трудовой миграции из Таджикистана. Диаспоры. 2012;(2):124-148. Режим доступа: https://www.demoscope.ru/weekly/2014/0583/analit02.php (дата обращения: 05.01.2025). EDN: SZFHFT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах. Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Введение. Социальные сети за последнее десятилетие превратились в один из наиболее привлекательных видов онлайн-активности с экспоненциальным ростом числа вовлеченных потребителей, что может иметь неблагоприятные психосоциальные последствия для участников сетевого взаимодействия. Цель данного исследования - изучение природы взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 784 молодых человека в возрасте от 18 до 35 лет. Были разработаны шкалы когнитивных искажений, а также шкалы зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения для сбора данных. Результаты. Результаты показали наличие положительной взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями. Установлено, что молодые люди испытывают более высокий уровень психологического отчуждения по сравнению с более взрослыми участниками исследования. Кроме того, неженатые и разведенные лица демонстрировали более высокий уровень когнитивных искажений, зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения по сравнению с участниками, состоящими в браке. Научная новизна заключается в изучении взаимосвязей между тремя ключевыми психологическими факторами - зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании, - в то время как в более ранних исследованиях анализировалось воздействие данных форм зависимости от социальных сетей в дискретном режиме. Практическая значимость. Программы, направленные на оптимизацию пользования социальными сетями, минимизацию социальной изоляции и развитие когнитивной гибкости, могут помочь смягчить вредные последствия чрезмерного использования интернета. Результаты исследования могут способствовать разработке консультационных и профилактических программ, адаптированных к конкретным демографическим группам с повышенным риском.
Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии. Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова. Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации. Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.
Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.
Введение. Четвертая промышленная революция привела к серьезным изменениям как в экономике, так и в сфере подготовки кадров. Исследование представляет вариант модели обучения студентов самостоятельному проектированию для конкретной отрасли промышленности Индонезии. Цель исследования - разработка модели обучения, основанной на продукте и соответствующей потребностям отрасли, а также оценка ее эффективности в повышении готовности к работе студентов профессионально-технических училищ (VHS). Методология, методы и методики. В исследовании применялись тестовые методы с использованием таких инструментов, как интервью, анкетирование и практические тесты эффективности. Результаты. Разработанная модель i-SDPL объединяет опыт обучения в академической среде профессионально-технических училищ (VHS) с отраслевым компонентом, предназначенным для ознакомления студентов с профессиональной средой на предприятиях. Данная модель делает упор на самостоятельность студентов в разработке и реализации отраслевых проектов. Интеграция с промышленностью в рамках модели предоставляет студентам возможность получить доступ к новейшим технологиям и практическим знаниям, которые не всегда доступны в академической среде. Преимущества модели заключаются в активном участии студентов в работе предприятий, обучении на основе реальных продуктов и комплексном укреплении технической компетентности и мягких навыков по сравнению с традиционными методами. Эффективность модели i-SDPL оценивается на основе трех основных аспектов компетентности, каждый из которых имеет четкие показатели и критерии. Представленная модель обучения i-SDPL продемонстрировала свою эффективность в повышении компетентности в области отношения к делу, знаний и трудовых навыков у 136 студентов в ходе двух пробных внедрений. Научная новизна. Разработана оригинальная модель i-SDPL, позволяющая обеспечить интеграцию образовательных программ профессионального образования с потребностями конкретных отраслей промышленности. Практическая значимость. Широкое внедрение модели i-SDPL будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений между учреждениями профессионального образования и промышленностью. Результаты исследования не только актуальны для системы VHS в Индонезии, но и могут служить ориентиром для учреждений профессионального образования в других странах, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов. Цель работы - исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития. Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы. Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/