Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов. Цель работы - исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития. Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы. Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Идентификаторы и классификаторы
Развитие информационно-образовательной среды в современных условиях становится одним из ключевых трендов изменения образовательного ландшафта высшей школы. В условиях эпидемиологических ограничений развитие информационно-образовательной среды рассматривалось в качестве вынужденной меры, обеспечивающей непрерывность образовательного процесса. Однако сегодня цифровые преобразования позиционируются в качестве эффективного инструмента обеспечения масштабируемости образовательных услуг, повышения конкурентоспособности вузов, модернизации педагогических подходов. По мнению Н. И. Аксеновой с коллегами, уровень внедрения цифровых технологий становится фактором привлечения абитуриентов, определяет место вуза в отечественных и международных рейтингах [1].
Список литературы
1. Аксенова Н.И., Усачева О.В., Черняков М.К. Рейтинговая оценка состояния цифровизации вузов. Образование и наука. 2024;26(7):88-115. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-7-88-115 EDN: BQDEEH
2. Aldhafeeri F.M., Alotaibi A.A. Reimagining Education for Successful and Sustainable Digital Shifting. SAGE Open. 2023;13(1). DOI: 10.1177/21582440231154474
3. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса. Образование и наука. 2021;23(1):156-201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201 EDN: CSQZSM
4. Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований. Психолого-педагогические исследования. 2023;15(1):37-55. DOI: 10.17759/psyedu.2023150103 EDN: DYSELX
5. Wang X.-M., Wang S.-M., Wang J.-N., Hwang G.-J., Xu S. Effects of a two-tier test strategy on students’ digital game-based learning performances and flow experience in environmental education. Journal of Educational Computing Research. 2023;60(8):1942-1968. DOI: 10.1177/07356331221095162 EDN: WEUVGW
6. Гаврилова Т.А., Осмоловская И.М. Жигалова О.П., Баранова В.А. Методология разработки тренажеров виртуальной реальности: возможности теории деятельности. Информационное общество. 2023;2:69-78. DOI: 10.52605/16059921_2023_02_69 EDN: MMXESC
7. Волегжанина И.С. Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020;2(52):34-45. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
8. Габдуллина А.Ш. Влияние цифровизации на когнитивные функции обучающихся в вузе в рамках иноязычного обучения. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022;7(4):395-403. DOI: 10.30853/ped20220073 EDN: FEDJNJ
9. Даутова О.Б., Игнатьева Е.Ю., Шилова О.Н. Цифровая трансформация образования - движущая сила преобразований в преподавании и учении. Педагогическая наука и практика. 2021;3(33):70-85. EDN: WSOQVL
10. Christensen M., Nielsen K., O’Neill L. Embodied teacher identity: a qualitative study on ‘practical sense’ as a basic pedagogical condition in times of Covid-19. Advances in Health Sciences Education. 2022;27:577-603. DOI: 10.1007/s10459-022-10102-0 EDN: ONMFRI
11. Кечерукова М.А. Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: обзор научно-педагогических исследований. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;9(89):152- 156. DOI: 10.24158/spp.2021.9.25 EDN: BQVKBU
12. Осипенко Л.Е., Козицына Ю.В., Коротков А.В. Исследовательское и машинное обучение: от сопоставления к конвергенции. Психолого-педагогические исследования. 2022;14(4):127-146. DOI: 10.17759/psyedu.2022140408 EDN: YXVGLW
13. Соколова Ю.В., Чалова О.А. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;4..Режим доступа: https://mir-nauki.com/ PDF/39PDMN421.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
14. Хрусталева Н.В. Формирование образовательной среды в условиях цифровой экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023;5(1):155-161. DOI: 10.17513/vaael.2821 EDN: EAFEKU
15. Фролова Е.В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии Covid-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022;6(172):84-107. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2265 EDN: RKOESD
16. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risks analysis. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):331-336. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.331 EDN: HZBCWN
17. Асеева И.А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения. Информационное общество. 2023;2622-30. DOI: 10.52605/16059921_2023_02_22
18. Булатова О.В., Васильева И.В., Козубовский А.И., Кривонос Д.Ю. Дистанционное обучение как стресс-вызов/препятствие для студентов. Информационное общество. 2023;4:32-42. DOI: 10.52605/16059921_2023_04_32 EDN: HRWGHM
19. Hämäläinen R., Nissinen K., Mannonen J., Lämsä J., Leino K., Taajamo M. Understanding teaching professionals’ digital competence: What do PIAAC and TALIS reveal about technology-related skills, attitudes, and knowledge? Computers in Human Behavior. 2021;117(106672). DOI: 10.1016/j.chb.2020.106672 EDN: FYTTAK
20. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students’ transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021;20(4):463-478. DOI: 10.1177/14749041211021247 EDN: AMESCO
21. Turnbull D., Chugh R., Luck J. Transitioning to E-Learning during the COVID-19 pandemic: how have higher education institutions responded to the challenge? Education and Information Technologies. 2021;26(5):6401-6419. DOI: 10.1007/s10639-021-10633-w EDN: EAQLDG
22. Van Schoors R., Elen J., Raes A., et al. The charm or chasm of digital personalized learning in education: teachers’ reported use, perceptions and expectations. TechTrends. 2023;67:315-330. DOI: 10.1007/s11528-022-00802-0 EDN: HKVSUQ
23. Doz E., Cuder A., Caputi M. et al. Distance learning environment: perspective of Italian primary and secondary teachers during COVID-19 pandemic. Learning Environments Research. 2023;26:555-571. DOI: 10.1007/s10984-022-09451-9 EDN: AGYELD
24. Qorraj G., Kaçaniku F., Draghici A., Repanovici A., Ng P.K. Exploring digital transformation of teacher education in the Western Balkans: case of Kosovo. Human Systems Management. 2023;42(2):209- 217. DOI: 10.3233/HSM-220063 EDN: FIKKKO
25. Willermark S. Who’s there? Characterizing interaction in virtual classrooms. Journal of Educational Computing Research. 2021;59(6):1036-1055. doi:10.1177%2F0735633120988530. EDN: SNEINY
26. Полякова Е.А. Риски и социокультурные угрозы эпохи цифровизации. Caucasian Science Bridge. 2023;6(2):93-96. DOI: 10.18522/2658-5820.2023.2.12 EDN: YEOUZG
27. Мартыненко М.А. Влияние эпохи цифровизации на психосоматическое состояние современных студентов. Scientist. 2024;2(28):1-3.
28. Mifsud D., Orucu D. The experience of imposed digitalization of education provision across sectors: comparative autoethnographic experiences through a Foucauldian lens. European Educational Research Journal. 2025. DOI: 10.1177/14749041251319823
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах. Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования - типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения-2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17-18 лет) и выпускников вузов (20-23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов - акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 - транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.
Введение. Социальные сети за последнее десятилетие превратились в один из наиболее привлекательных видов онлайн-активности с экспоненциальным ростом числа вовлеченных потребителей, что может иметь неблагоприятные психосоциальные последствия для участников сетевого взаимодействия. Цель данного исследования - изучение природы взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 784 молодых человека в возрасте от 18 до 35 лет. Были разработаны шкалы когнитивных искажений, а также шкалы зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения для сбора данных. Результаты. Результаты показали наличие положительной взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями. Установлено, что молодые люди испытывают более высокий уровень психологического отчуждения по сравнению с более взрослыми участниками исследования. Кроме того, неженатые и разведенные лица демонстрировали более высокий уровень когнитивных искажений, зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения по сравнению с участниками, состоящими в браке. Научная новизна заключается в изучении взаимосвязей между тремя ключевыми психологическими факторами - зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании, - в то время как в более ранних исследованиях анализировалось воздействие данных форм зависимости от социальных сетей в дискретном режиме. Практическая значимость. Программы, направленные на оптимизацию пользования социальными сетями, минимизацию социальной изоляции и развитие когнитивной гибкости, могут помочь смягчить вредные последствия чрезмерного использования интернета. Результаты исследования могут способствовать разработке консультационных и профилактических программ, адаптированных к конкретным демографическим группам с повышенным риском.
Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии. Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова. Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации. Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.
Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.
Введение. Четвертая промышленная революция привела к серьезным изменениям как в экономике, так и в сфере подготовки кадров. Исследование представляет вариант модели обучения студентов самостоятельному проектированию для конкретной отрасли промышленности Индонезии. Цель исследования - разработка модели обучения, основанной на продукте и соответствующей потребностям отрасли, а также оценка ее эффективности в повышении готовности к работе студентов профессионально-технических училищ (VHS). Методология, методы и методики. В исследовании применялись тестовые методы с использованием таких инструментов, как интервью, анкетирование и практические тесты эффективности. Результаты. Разработанная модель i-SDPL объединяет опыт обучения в академической среде профессионально-технических училищ (VHS) с отраслевым компонентом, предназначенным для ознакомления студентов с профессиональной средой на предприятиях. Данная модель делает упор на самостоятельность студентов в разработке и реализации отраслевых проектов. Интеграция с промышленностью в рамках модели предоставляет студентам возможность получить доступ к новейшим технологиям и практическим знаниям, которые не всегда доступны в академической среде. Преимущества модели заключаются в активном участии студентов в работе предприятий, обучении на основе реальных продуктов и комплексном укреплении технической компетентности и мягких навыков по сравнению с традиционными методами. Эффективность модели i-SDPL оценивается на основе трех основных аспектов компетентности, каждый из которых имеет четкие показатели и критерии. Представленная модель обучения i-SDPL продемонстрировала свою эффективность в повышении компетентности в области отношения к делу, знаний и трудовых навыков у 136 студентов в ходе двух пробных внедрений. Научная новизна. Разработана оригинальная модель i-SDPL, позволяющая обеспечить интеграцию образовательных программ профессионального образования с потребностями конкретных отраслей промышленности. Практическая значимость. Широкое внедрение модели i-SDPL будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений между учреждениями профессионального образования и промышленностью. Результаты исследования не только актуальны для системы VHS в Индонезии, но и могут служить ориентиром для учреждений профессионального образования в других странах, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/