Введение. Четвертая промышленная революция привела к серьезным изменениям как в экономике, так и в сфере подготовки кадров. Исследование представляет вариант модели обучения студентов самостоятельному проектированию для конкретной отрасли промышленности Индонезии. Цель исследования - разработка модели обучения, основанной на продукте и соответствующей потребностям отрасли, а также оценка ее эффективности в повышении готовности к работе студентов профессионально-технических училищ (VHS). Методология, методы и методики. В исследовании применялись тестовые методы с использованием таких инструментов, как интервью, анкетирование и практические тесты эффективности. Результаты. Разработанная модель i-SDPL объединяет опыт обучения в академической среде профессионально-технических училищ (VHS) с отраслевым компонентом, предназначенным для ознакомления студентов с профессиональной средой на предприятиях. Данная модель делает упор на самостоятельность студентов в разработке и реализации отраслевых проектов. Интеграция с промышленностью в рамках модели предоставляет студентам возможность получить доступ к новейшим технологиям и практическим знаниям, которые не всегда доступны в академической среде. Преимущества модели заключаются в активном участии студентов в работе предприятий, обучении на основе реальных продуктов и комплексном укреплении технической компетентности и мягких навыков по сравнению с традиционными методами. Эффективность модели i-SDPL оценивается на основе трех основных аспектов компетентности, каждый из которых имеет четкие показатели и критерии. Представленная модель обучения i-SDPL продемонстрировала свою эффективность в повышении компетентности в области отношения к делу, знаний и трудовых навыков у 136 студентов в ходе двух пробных внедрений. Научная новизна. Разработана оригинальная модель i-SDPL, позволяющая обеспечить интеграцию образовательных программ профессионального образования с потребностями конкретных отраслей промышленности. Практическая значимость. Широкое внедрение модели i-SDPL будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений между учреждениями профессионального образования и промышленностью. Результаты исследования не только актуальны для системы VHS в Индонезии, но и могут служить ориентиром для учреждений профессионального образования в других странах, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ выявил существенные недостатки в сотрудничестве между профессиональными высшими учебными заведениями и промышленностью в области планирования, внедрения, оценки и качества подготовки выпускников. Учебная программа разрабатывается и внедряется профессиональными высшими учебными заведениями в одностороннем порядке без участия промышленности. Таким образом, участие промышленности отсутствует. Оценкой в основном занимаются профессиональные вузы, а участие промышленности ограничивается выпускными экзаменами на квалификацию, в результате чего выпускники не получают отраслевой сертификации. Для решения этих проблем рекомендуется наладить партнерские отношения между профессиональными вузами и промышленностью для совместной разработки учебных программ, которые учитывают современные отраслевые стандарты и практику.
Список литературы
1. De Souza A.S.C., Debs L. Identifying emerging technologies and skills required for construction 4.0. Buildings. 2023;13(10):1-24. DOI: 10.3390/buildings13102535 EDN: FVGUHD
2. Kowal B., Włodarz D., Brzychczy E., Klepka A. Analysis of employees’ competencies in the context of industry 4.0. Energies. 2022;15(19):1-20. DOI: 10.3390/en15197142 EDN: ZJOYWH
3. Sudarsono B., Listyaningrum P., Tentama F., Ghozali F.A. Developing learning and training within industry model to improve work readiness of vocational high school students. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2024;13(3):1731. DOI: 10.11591/ijere.v13i3.26175 EDN: GQULNM
4. Amiruddin A., Baharuddin F.R. The academic, technical and employability skills three-year and four-year vocational high school programme graduates. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2023;18(2):422-440. DOI: 10.18844/cjes.v18i2.8271 EDN: QKWQKV
5. Farell G., Wahyudi R., Novid I., Faiza D., Anori S. Analysis of instruments for implementing intelligent job matching models. TEM Journal. 2024;13(3):2186-2194. DOI: 10.18421/TEM133-46 EDN: RXJLFL
6. Avsec S., Ferk Savec V. Mapping the relationships between self-directed learning and design thinking in pre-service science and technology teachers. Sustainability. 2022;14(14). DOI: 10.3390/su14148626 EDN: CKCBCM
7. Hu Z., Gong X. The practice of a new maker teaching model in vocational and technical education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2022;17(9):241-256. DOI: 10.3991/ijet.v17i09.30935
8. Trechsel L.J., Diebold C.L., Zimmermann A.B., Fischer M. Students between science and society: why students’ learning experiences in transformative spaces are vital to higher education institutions. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022;24(9):85-101. DOI: 10.1108/IJSHE-09-2021-0407 EDN: HNTBWW
9. Badir A., O’Neill R., Kinzli K.D., Komisar S., Kim J.Y. Fostering project-based learning through industry engagement in Capstone Design Projects. Education Sciences. 2023;13(4). DOI: 10.3390/educsci13040361
10. Pandey J., Azeem M.A. Novel industry engagement approaches for academic projects leading to internships, placements, and entrepreneurships. SHS Web of Conferences. 2023;156:09003. DOI: 10.1051/shsconf/202315609003 EDN: YPNULN
11. Tiwari R., Agrawal P., Singh P., Bajaj S., Verma V., Chauhan A.S. Technology enabled integrated fusion teaching for enhancing learning outcomes in higher education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2023;18(7):243-249. DOI: 10.3991/ijet.v18i07.36799
12. Lapsomboonkamol S., Songkram N., Thamsuwan P., Songkram N. The mediating effect of knowledge integration on the relationship between capability and innovative behaviour. Emerging Science Journal. 2022;6(special issue):92-107. DOI: 10.28991/ESJ-2022-SIED-07 EDN: TETVJU
13. Ghanbaripour A.N., Talebian N., Miller D., Tumpa R.J., Zhang W., Golmoradi M., Skitmore M. A systematic review of the impact of emerging technologies on student learning, engagement, and employability in built environment education. Buildings. 2024;14(9):2769. DOI: 10.3390/buildings14092769 EDN: WUCWRC
14. Li W. Innovative practice and subjective expression of people’s literature and art in the new era. Applied Mathematics and Nonlinear Sciences. 2024;9(1):1-15. DOI: 10.2478/amns-2024-3225
15. Sukardi S., Wildan W., Subhani A. Experiential learning in entrepreneurship teaching: an evaluation based on importance performance analysis. International Journal of Instruction. 2022;15(4):453-472. DOI: 10.29333/iji.2022.15425a EDN: DMCGVS
16. Huang X., Li Z., Wang J., Cao E., Zhuang G., Xiao F., et al. A KSA system for competency-based assessment of clinicians’ professional development in China and quality gap analysis. Medical Education Online. 2022;27(1). DOI: 10.1080/10872981.2022.2037401 EDN: HTQOPZ
17. Johnson F., Koβmann J. Dispositions of technological knowledge in teacher candidates - an analysis of predictors. European Journal of Teaching and Education. 2022;4(1):25-36. DOI: 10.33422/ejte.v4i1.720 EDN: OEESPO
18. Goldhaber D., Krieg J., Theobald R., Goggins M. Front end to back end: teacher preparation, workforce entry, and attrition. Journal of Teacher Education. 2022;73(3):253-270. DOI: 10.1177/00224871211030303 EDN: SFVBEK
19. Tentama F., Riskiyana E.R. The role of social support and self-regulation on work readiness among students in vocational high school. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). 2020;9(4):826-832. DOI: 10.11591/ijere.v9i4.20578
20. Palilingan V.R., Oroh R.R., Tumanduk M.S.S., Runtuwene J.P.A. Relevance of student productive skills competencies based on construction services needs. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2020;28(1):4-11. DOI: 10.1504/IJIL.2020.108461
21. Walidayni C.T., Dellyana D., Chaldun E.R. Towards SDGs 4 and 8: how value co-creation affecting entrepreneurship education’s quality and students’ entrepreneurial intention. Sustainability. 2023;15(5):4458. DOI: 10.3390/su15054458 EDN: LKNBGB
22. Candra O., Putra A., Islami S., Putra Yanto D.T., Revina R., Yolanda R. Work willingness of VHS students at post-industrial placement. TEM Journal. 2023;27:265-74. DOI: 10.18421/TEM121-33 EDN: LVGXQB
23. Rodzalan S.A., Mohd Noor N.N., Abdullah N.H., Mohamed Saat M. TVET skills gap analysis in electrical and electronic industry: perspectives from academicians and industry players. 2022;14(1):158- 177. Journal of Technical Education and Training. DOI: 10.30880/jtet.2022.14.01.014
24. Schulz W., Solga H., Pollak R. Vocational education, tertiary education, and skill use across career stages. European Sociological Review. 2023;39(5):741-758. 39. DOI: 10.1093/esr/jcac074 EDN: AQIOBZ
25. Prianto A., Winardi W., Qomariyah U.N. The effect of the implementation of teaching factory and its learning involvement toward work readiness of vocational school graduates. International Journal of Instruction. 2021;14(1):283-302. DOI: 10.29333/iji.2021.14117a EDN: CROOLK
26. Marniati, Witcjaksono A.D. Curriculum implementation, entrepreneurship motivation, and fashion entrepreneurship - case study of student learning outcomes in regular classes and entrepreneurship classes. International Journal of Fashion Design, Technology and Education. 2020;13(3):317-324. DOI: 10.1080/17543266.2020.1799078 EDN: TLDTKK
27. Zhao Y., Zhang J., Shu H. Vocational colleges and small, medium and micro enterprises carry out “horizontal joint innovation, vertical integration and educating people” cooperation under the concept of “innovation, green and sharing”. Lifelong Education. 2020;9(4):250. DOI: 10.18282/le.v9i4.974 EDN: CXJTHE
28. Drewery D.W., Pretti T.J., Church D. Signaling ‘student-oriented’ job opportunities enhances job attractiveness in work-integrated learning programs. Higher Education Research & Development. 2020;41(2):346-359. DOI: 10.1080/07294360.2020.1857346 EDN: SKTPNV
29. McNamara A. The locus of control in higher education, a case study from performer training. Theatre, Dance and Performance Training. 2022;13(4):602-615. DOI: 10.1080/19443927.2022.2084450 EDN: WNNEMI
30. Young M., Hordern J. Does the vocational curriculum have a future? Journal of Vocational Education & Training. 2022;74(1):68-88. DOI: 10.1080/13636820.2020.1833078 EDN: ODXKTO
31. Borah D., Malik K., Massini S. Teaching-focused university-industry collaborations: determinants and impact on graduates’ employability competencies. Research Policy. 2021;50(3):104172. DOI: 10.1016/j.respol.2020.104172 EDN: ZNMRPO
32. Underdahl L., Akojie P., Agustin Magabo M., Rae Reed R., Haynes S., Marzano M., et al. A framework to enhance graduate employability. International Journal of Doctoral Studies. 2023;18:055-75. DOI: 10.28945/5090 EDN: JKGKCW
33. García-Martínez I., Montenegro-Rueda M., Molina-Fernández E., Fernández-Batanero J.M. Mapping teacher collaboration for school success. School Effectiveness and School Improvement. 2021;32(4):631-649. DOI: 10.1080/09243453.2021.1925700 EDN: QOYZIR
34. Nsanzumuhire S.U., Groot W. Context perspective on university-industry collaboration processes: a systematic review of literature. Journal of Cleaner Production. 2020;258:120861. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120861 EDN: LZYULA
35. Kholis N., Mardapi D., Kartowagiran B. Development and validation of an instrument to measure a performance of vocational high school. European Journal of Educational Research. 2020;9(3):955-966. DOI: 10.12973/eu-jer.9.3.955 EDN: NHTUVV
36. Syauqi K., Munadi S., Bruri Triyono M. Sustainable partnership strategy: case studies in vocational high schools and partner industries. The Qualitative Report. 2022;27(8):1483-1498. DOI: 10.46743/2160-3715/2022.5481
37. McGrath S., Yamada S. Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends. International Journal of Educational Development. 2023;102:102853. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2023.102853 EDN: SMGLNL
38. Rebia P.S., Suharno, Tamrin A.G., Akhyar M. Evaluation of product-based education training class at vocational high school using the CIPP model. Journal of Curriculum and Teaching. 2023;12(3):135-146. DOI: 10.5430/jct.v12n3p135 EDN: YKZZDJ
39. Rachmawati D., Suharno S., Roemintoyo R. The effects of learning design on learning activities based on higher order thinking skills in vocational high schools. Open Education Studies. 2023;5(1). DOI: 10.1063/5.0106343 EDN: DVVGHR
40. Jie L., Choicharoen T., Juithong S. Effect of learning management using project-based learning on graphic design ability of sophomore students at Suzhou Institute of Art and Design, the People’s Republic of China. International Journal of Sociologies and Anthropologies Science Reviews. 2023;3(6):275-280. DOI: 10.60027/ijsasr.2023.3476
41. Larson J., Jordan S.S., Lande M., Weiner S. Supporting self-directed learning in a project-based embedded systems design course. IEEE Transactions on Education. 2020;63(2):88-97. DOI: 10.1109/TE.2020.2975358 EDN: ZIROGO
42. Hamdani A., Suherman A. Self-design project based learning: an alternative learning model for vocational education. Journal of Technical Education and Training. 2021;13(3):67-78. DOI: 10.30880/jtet.2021.13.03.007 EDN: SOBADZ
43. Fauziah F.N., Saddhono K., Suryanto E. Implementation of local wisdom-based Indonesian learning to strengthen Pancasila student profiles (P5): case studies in vocational high schools. Journal of Curriculum and Teaching. 2023;12(6):283-297. DOI: 10.5430/jct.v12n6p283 EDN: GRDSLK
44. Muliawan N.B., Sulistijono I.A. Evaluation of countenance stake on the implementation of project based learning in the automotive engineering department. Indonesia Journal Computer Science. 2023;12(2):284-301. DOI: 10.33022/ijcs.v12i4.3354
45. Tejawiani I., Lastriyani I., Lidiawati L., Margono M., Fitriyani I.F. Project-based learning model to enhance soft skills of vocational high school students. Journal of World Science. 2023;2(8):1159-1166. DOI: 10.58344/jws.v2i8.392 EDN: AZEQLO
46. Almulla M.A. The effectiveness of the project-based learning (pbl) approach as a way to engage students in learning. SAGE Open. 2020;10(3). DOI: 10.1177/2158244020938702 EDN: HVHWRS
47. Zhang R., Shi J., Zhang J. Research on the quality of collaboration in project-based learning based on group awareness. Sustainabilty. 2023;15(15):1-20. DOI: 10.3390/su151511901
48. Hariyanto V.L., Hidayah R., Putra Pratama G.N.I., Syamsudin R.N. Project-based learning at vocational schools: a case study of the implementation of entrepreneurship learning model. International Journal of Instruction. 2023;16(3):283-306. DOI: 10.29333/iji.2023.16316a EDN: KUSPJS
49. Nilsook P., Chatwattana P., Seechaliao T. The project-based learning management process for vocational and technical education. Higher Education Studies. 2021;11(2):20. DOI: 10.5539/hes.v11n2p20 EDN: FCSZZO
50. Colim A., Carneiro P., Carvalho J.D., Teixeira S. Occupational safety & ergonomics training of future industrial engineers: a project-based learning approach. Procedia Computer Science. 2022;204(2):505-512. DOI: 10.1016/j.procs.2022.08.119
51. Maryani I., Putri D.R., Urbayatun S., Suyatno, Bhakti C.P. Metacognition and integrated-project based learning (I-PjBL) in elementary schools. Universal Journal of Educational Research. 2020;8(3):1046-1054. DOI: 10.13189/ujer.2020.080339 EDN: IXLAOK
52. Sudarsono B., Tentama F., Mulasari S.A., Sukesi T.W., Sulistyawati, Ghozali F.A., et al. Development of integrated project-based (PjBL-T) model to improve work readiness of vocational high school students. Jurnal Pendidikan Vokasi. 2022;12(3):222-235. DOI: 10.21831/jpv.v12i3.53158 EDN: BUHYNP
53. Sudira P., Nurtanto M., Masrifah N., Nurdianah E., Mutohhari F. Online project-based learning (O-PjBL): effectiveness in teachers training and coaching in vocational education. Journal of Education Technology. 2022;6(2):326-337. DOI: 10.23887/jet.v6i2.41195 EDN: KCLVXZ
54. Richey J.D., Klein R.C. Design and Development Research: Methods,Strategies and Issues. New York: Routledge; 2009. 200 p.
55. Sudarsono B., Tentama F., Ghozali F.A., Listyaningrum P. Industry-oriented experiential learning model to enhance vocational high school students’ job readiness. Journal of Education Research and Evaluation. 2023;7(3):380-390. DOI: 10.23887/jere.v7i3.54224 EDN: FVQIFA
56. Guile D., Spinuzzi C. “Fractional” vocational working and learning in project teams: “Project Assemblage” as a unit of analysis? Vocations and Learning. 2023;17(2):1-26. DOI: 10.1007/s12186-02309330-1
57. Youyou L., Kit A.C. Practical research on project-based learning (PBL) in film and television production in Xiamen vocational education. Journal of Advanced Zoology. 2023;44(S6):1398-1417. DOI: 10.17762/jaz.v44iS6.2472 EDN: VDAOQU
58. Marnewick C. Student experiences of project-based learning in agile project management education. Project Leadership and Society. 2023;4:100096. DOI: 10.1016/j.plas.2023.100096 EDN: UEHEGL
59. Yudiono H., Maulana S., Wijaya M.B.R., Aprianto R., Karsan K. Product-based learning model through the alignment of mechanical engineering competencies with industry. Jurnal Pendidikan Teknologi dan Kejuruan. 2021;27(1):74-80. DOI: 10.21831/jptk.v27i1.28832 EDN: TMLPOQ
60. Pan G., Seow P.-S., Shankararaman V., Koh K. University-industry collaboration in project-based learning: perspective and motivation of industry partners. International Journal of Education. 2023;15(3):18. DOI: 10.5296/ije.v15i3.21132 EDN: GIVHEM
61. Saepudin A. Project based learning implementation to student’s scientific attitude and creativity improvement. Jurnal Mangifera Education. 2020;5(1):64-77. DOI: 10.31943/mangiferaedu.v5i1.89
62. Issa H.B., Khataibeh A. The effect of using project based learning on improving the critical thinking among upper basic students from teachers’ perspectives. Pegem Journal of Education and Instruction. 2021;11(2):52-57. DOI: 10.14527/pegegog.2021.00
63. Aydın G., Mutlu O. Project-based learning and flipped classroom model supported project-based learning’s impact on academic success, retention, and individual innovation competence. International Journal of Contemporary Educational Research. 2023;10(4):823-833. DOI: 10.52380/ijcer.2023.10.4.532 EDN: MODKXE
64. Usmeldi U., Amini R. Creative project-based learning model to increase creativity of vocational high school students. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). 2022;11(4):2155-2164. DOI: 10.11591/ijere.v11i4.21214
65. Zen Z., Reflianto, Syamsuar, Ariani F. Academic achievement: the effect of project-based online learning method and student engagement. Heliyon. 2022;8(11). DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e11509 EDN: FSZUNF
66. Zhang L., Ma Y. A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Frontiers in Psychology. 2023;14:1-14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1202728 EDN: HXVIXB
67. Tran T.Q., Tran T.N.P. Attitudes toward the use of project-based learning: a case study of Vietnamese high school students. SSRN Electronic Journal. 2020;6(3):140-152. 6. DOI: 10.2139/ssrn.3862283
68. Hanif S., Wijaya A.F.C., Winarno N. Enhancing students’ creativity through STEM project-based learning. Journal of Science Learning. 2019;2(2):50. DOI: 10.17509/jsl.v2i2.13271
69. Ummah S.K., Inam A., Azmi R.D. Creating manipulatives: Improving students’ creativity through project-based learning. Journal on Mathematics Education. 2019;10(1):93-102. DOI: 10.22342/jme.10.1.5093.93-102
70. Ahmad A., Jabu B. Needs analysis of project - based learning model development in stimulating children’ s creativity. European Journal of Education and Pedagogy. 2023;4(6):24-29. DOI: 10.24018/ejedu.2023.4.6.719 EDN: KHSDMU
71. Syahril, Purwantono, Wulansari R.E., Nabawi R.A., Safitri D., Kiong T.T. The effectiveness of project-based learning on 4Cs skills of vocational students in higher education. Journal of Technical Education and Training. 2022;14(3):29-37. DOI: 10.30880/jtet.2022.14.03.003
72. Shin M.-H. Effects of project-based learning on students’ motivation and self-efficacy. English Teaching. 2018;73(1):95-114. DOI: 10.15858/engtea.73.1.201803.95
73. Wijayati N., Sumarni W., Supanti S. Improving student creative thinking skills through project based learning. KnE Social Sciences. 2019;2019:408-421. DOI: 10.18502/kss.v3i18.4732
74. Miller E.C., Krajcik J.S. Promoting deep learning through project-based learning: a design problem. Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2019;1(1):1-10. DOI: 10.1186/s43031019-0009-6
75. Nasir M., Fakhrunnisa R., Nastiti L.R. The implementation of project-based learning and guided inquiry to improve science process skills and student cognitive learning outcomes. International Journal of Environmental and Science Education. 2019;14(5):229-238.
76. Kurniawan W., Budiono A. Implementation of project based learning model to increase studentsr competence in machining work. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018;201(1):77-82. DOI: 10.2991/aptekindo-18.2018.17
77. Maksum H., Purwanto W. The development of electronic teaching module for implementation of project-based learning during the pandemic. International Journal of Education in Mathematics, Science, and Technology (IJEMST). 2022;10(2):293-307. DOI: 10.46328/ijemst.2247
78. Chao C.-Y., Li Y.-C., Hour M.-S., Lin Y.-S., Wu H.-C. Target competency indicators of project based learning (PBL): take project courses of mechanical engineering from universities of science and technology in Taiwan as an example. Educational Innovations and Applications. 2019:551-554. DOI: 10.35745/ecei2019v2.140
79. Syahril S., Nabawi R.A., Safitri D. Students’ perceptions of the project based on the potential of their region: a project-based learning implementation. Journal of Technology and Science Education. 2021;11(2):295-314. DOI: 10.3926/jotse.1153 EDN: HQVVUM
80. Zhang J., Wu W., Li H. Enhancing building information modeling competency among civil engineering and management students with team-based learning. Journal of Construction Engineering and Management. 2018;144(2). DOI: 10.1061/(asce)co.1943-7862.0001542
81. Suswanto H., Hamdan A., Mariana R.R., Dardiri A., Wibawa A.P., Nafalski A., et al. The effectiveness of project-based learning and STAD learning on improving web programming competency. World Transactions on Engineering and Technology Education. 2017;15(4):368-373. DOI: 10.22219/jinop.v5i2.9969
82. Granado-Alcón M.D.C., Gómez-Baya D., Herrera-Gutiérrez E., Vélez-Toral M., Alonso-Martín P., Martínez-Frutos M.T. Project-based learning and the acquisition of competencies and knowledge transfer in higher education. Sustainability. 2020;12(23):1-18. DOI: 10.3390/su122310062 EDN: FXRJJH
83. Llorent V.J., González-Gómez A.L., Farrington D.P., Zych I. Improving literacy competence and social and emotional competencies in primary education through cooperative project-based learning. Psicothema. 2022;34(1):102-109. DOI: 10.7334/psicothema2020.372 EDN: DEZZAH
84. Al-Abdullatif A.M., Gameil A.A. The effect of digital technology integration on students’ academic performance through project-based learning in an e-learning environment. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021;16(11):189-210. DOI: 10.3991/ijet.v16i11.19421
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах. Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования - типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения-2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17-18 лет) и выпускников вузов (20-23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов - акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 - транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.
Введение. Социальные сети за последнее десятилетие превратились в один из наиболее привлекательных видов онлайн-активности с экспоненциальным ростом числа вовлеченных потребителей, что может иметь неблагоприятные психосоциальные последствия для участников сетевого взаимодействия. Цель данного исследования - изучение природы взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 784 молодых человека в возрасте от 18 до 35 лет. Были разработаны шкалы когнитивных искажений, а также шкалы зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения для сбора данных. Результаты. Результаты показали наличие положительной взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями. Установлено, что молодые люди испытывают более высокий уровень психологического отчуждения по сравнению с более взрослыми участниками исследования. Кроме того, неженатые и разведенные лица демонстрировали более высокий уровень когнитивных искажений, зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения по сравнению с участниками, состоящими в браке. Научная новизна заключается в изучении взаимосвязей между тремя ключевыми психологическими факторами - зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании, - в то время как в более ранних исследованиях анализировалось воздействие данных форм зависимости от социальных сетей в дискретном режиме. Практическая значимость. Программы, направленные на оптимизацию пользования социальными сетями, минимизацию социальной изоляции и развитие когнитивной гибкости, могут помочь смягчить вредные последствия чрезмерного использования интернета. Результаты исследования могут способствовать разработке консультационных и профилактических программ, адаптированных к конкретным демографическим группам с повышенным риском.
Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии. Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова. Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации. Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.
Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.
Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов. Цель работы - исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития. Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы. Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/